В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Генисаретский: Город - моя профессия Назад
Олег Генисаретский: Город - моя профессия
Наталья Красикова: В сознании окружающих людей Вы - человек исключительно разнообразных занятий и интересов, настолько, что существует несколько Ваших образов, не собирающихся воедино. Как Вы сами себя определяете? В смысле социальной и профессиональной ролевой идентификации.

Олег Генисаретский: На вопрос о профессиональной принадлежности, месте в мире разной деятельности в действительности всегда трудно отвечать, потому что методология - это не профессия, а полушутка, полусерьез, возможность заниматься разными делами в разных сферах. Можно сказать, что я без образа, в том смысле, что четкой профессиональной и социальной ролевой идентификации нет.

Наверное, так и бывает, когда человек все больше входит в контакт со своей самостью; чем более он пытается мирно сосуществовать, тем более доролевым, не ролевым он становится - это естественно. Но это - не мой язык самоописания.

Н. К.: А профессиональная идентификация и самоидентификация? Все таки это трудно в обыденном сознании уживается то, что Вы занимаясь гуманитарными практиками, одновременно - преподаете в Высшей школе экономики МФТИ.

О. Г.: Я не испытываю никаких дисгармоний. Мои коллеги по Высшей школе и по ряду других академических проектов считают, что можно говорить об антропологии, как об онтологии, то есть все, что соотносится с антропологическим и гуманитарным, относится к авангарду системно-технического делания. Так что ничего удивительного в этом нет. Все вполне органично. Проблема человеческого капитала, человеческого потенциала является ключевой в экономической, социо-культурной и многих других областях. Недаром в эпоху прав человека возможны два ударения: на права, которые будет юридическая сторона давать и права одного человека, и это уже антропология.

Н. К.: Есть еще вопрос лично к Вам. Вас считают философом.

О. Г.: С этими названиями все очень сложно.

Н. К.: Но, тем не менее, это дает Вам какое-то особое отношение к жизни? Например, напрашивается вопрос, каковы Вы в гневе, и как часто это бывает.

О. Г.: Это что-то очень личное. Я, по крайней мере, могу сказать, что познакомившись, вернее, осознавши семь-девять лет назад значение психопрактических занятий в сфере работы над собой именно в гуманитарном залоге, я старался, если не достичь уровня неуязвимости, то не уязвляться, не впадать ни в уныние, ни в раздражение. В какой-то мере чуть-чуть удается не вскидываться хотя бы на слова и какие-то вещи, что на поверхности, а потому не видеть вокруг недругов, пропускать их.

Н. К.: Вы в третий раз в Красноярске.

О. Г.: За последний год - да. Будучи студентом в 63-м году я приезжал на Ману на лесосплав.

Н. К.: Чем этот город отличается от других - Вы ведь работаете со многими городами и городскими сообществами? Какие у Вас с ним связаны упования, надежды?

О. Г.: Я Вам признаюсь, что есть вещи, которые, может быть, не соответствуют тому гостеприимству, с которым меня здесь принимают. Вот сейчас я только первый раз чуть-чуть - буквально несколько секунд, когда я этот город почувствовал, как я стал его ощущать. Размеры... Он - не пешеходный город, получилось с ним так; не сознательно, как американские города. Он рассчитан на автомобиль, по своим размерам, по распростертости территории он скорее для автомобиля, чем пешехода. Здесь нет ярко выраженного центра, пешеходной зоны, какого-то исторического центра, как мне кажется.

Пространственные характеристики, которые важнее всего, ритмические и онтологические, я только-только начинаю осязать. Поэтому я не могу ответить на вопрос, чем Ваш город отличается от других.

До этого приезда я никак город не ощущал, у меня не было кода для него.

Н. К.: А что с ним связываете? На что рассчитываете?

О. Г.: На что? Единственное (шутя) звание, на которое я бы претендовал, - это звание Заслуженного Читателя. Я - книжный читатель, я читаю, еще участвую в разных встречах, конференциях, коммуникациях. Поэтому, скорее, воспринимаешь все через некоторые образы, концепции, которые обращаются в этом коммуникативном проекте. И так как в последние годы мне приходилось заниматься муниципальным консультированием, я начал интенсивно летать, бывать в разных местах; меня интересовал процесс регионализации, роста местного, поместного, городского, посадского или регионального, областного, краевого самосознания и те опыты самоопределения: мифологические, концептуальные, все, с которыми мне приходилось сталкиваться. Это мне интересно как профессионалу. Я хотел приехать на первую Биеннале - не попал, я знал это как точку, на которую я могу приземлиться, потому что для меня очень важен повод. Гете как-то сказал, что все свои лучшие стихотворения пишет по случаю; вот выпадет случай, такой, что ты примешь естественной ситуацию, и тогда надо на этот зов откликаться. Я знал педагогическую школу Красноярска, психотерапевтов, немножко дизайнеров, с которыми имел дело; но не было такого личного и творческого повода.

И тут он образовался, именно через музей, через это начало, которое мне близко не тем, что музей - это учреждение культуры, а тем, что это то место, где живет память Большого Времени, которое имеет дело с корнями, может способствовать их проращиванию, и так далее. Мне было по-детски естественно, и я этому рад.

Н. К.: А сейчас, на этих мастерских, очень заметен интерес городской администрации к Вам. В каком аспекте Вы с ними работаете?

О. Г.: Дело в том, что наше культурное сообщество, наш центр уже несколько лет - года три - сотрудничают с вашей администрацией в рамках муниципального проекта. Я сам тоже занимался четыре года местным самоуправлением, тематикой городского управления, соотношением самоуправления и профессионального управления. Это - моя профессиональная стезя. Вообще, город - это моя профессия. Администрация Вашего города, продвинутая в методологическом отношении, уже прошла некие круги становления муниципального дела и, наконец-то, что редкость, дошла до того, что для управленческих задач сегодня им понадобилась культура, образование и гуманитарные проблемные практики. Тут выступает мой "участок" - я специализируюсь в вопросах гуманитарных технологий, культурно-образовательно-гуманитарной части городского дела. Если Бог даст...

У меня есть еще вполне конкретный повод, а именно тот проект генерального плана, который город заказал и уже получил. А тема пространственного развития городов, регионов - это одна из моих любимых тем, которые меня профессионально интересуют, потому что здесь есть хороший повод для того, чтобы коснуться тем городских процессов.

Это не новость, потому что год назад, на Биеннале, когда я проводил свою мастерскую, она была посвящена участию разных креативных, то есть творческих, интеллектуальных, информационных сообществ городских в деле городского развития и управления. В тот момент я почувствовал такой осторожный интерес: "А зачем? А почему? А как?". Я, по-моему, не преувеличиваю значение этой провокации, но действительно самосознание растет; я достаточно внятно обрисовал там ситуацию.

Н. К.: А как Вы рассматриваете происходящее здесь, на Мастерских. Каким видится в ней свое участие?

О. Г.: И то, что происходит на этих мастерских, я рассматриваю в этой же рамке. Меня интересуют не столько видео и кинематографические части этой мастерской - что и как будет сниматься, сколько сам факт участия этого творческого цеха в сюжетике городского развития, самоопределения города, рассуждении о его миссии, интерпретации, природе города. И мне очень нравится название, которое предложили организаторы, - Город-и-Красноярск. Это не усомнение в том, что Красноярск - город, но это урбанистическая рефлексия, попытка немного отойти в сторону и увидеть заново, что такое он, как город, какова возможная его миссия, как он себя позиционирует в регионе, в стране, в мире, по отношению к Дальнему Востоку, к Европе. Как он себя видит в разных пространствах и в пространствах разного масштаба. На такие вопросы не отвечает ни один профессиональный цех, потому что у архитекторов и градостроителей будет один взгляд, у экономистов - другой, а вот у гуманитариев, у художников - третий. И мастерские-то чего? - Медиаинтерпретаций, то есть истолкование, понимание средствами общения, средствами коммуникации. Это еще одна огромная профессиональная сфера измерения, которая позволяет в этой стереоскопической картине города увидеть что-то свое, и это очень интересно; я с энтузиазмом и некоторым любопытством сюда приехал. Это, если не уникальный, то, по крайней мере, пока еще достаточно редкий тип творческого события в стране. Что есть хорошо.

Н. К.: На прошлой биеннале Вы много говорили о стратегии, о том, что она рождается из чувствования времени, что является самым главным в любом проекте. И что сейчас, как талантом, ей мало кто обладает. Вы сами чувствуете, какова стратегия этого города или этого дела - мастерских? Есть ли она вообще?

О. Г.: Что касается города, то пока неизвестно, какова она. Я думаю, что сейчас муниципальным и региональным управлением, то есть, тем, чем занимаются многие города, считается разработка стратегического плана. Мне известно, что сейчас, судя по тому, какое значение, которое здесь предают градостроительному генплану, на мой взгляд, преувеличенное, - он по прежнему замещает место стратегического плана. Так все было устроено в советское время, когда именно через чье-то капитальное положение и строительство судьба городов и предопределилась. Это дело в становлении находится: поиски стратегии - думаю, это дело будущего.

Точно так же и здесь, мы видим какое-то двоение между двумя поясами: чем занимается мастерская? Созданием трех или восемнадцати там микрофильмов или же организацией коммуникативного процесса в городе, в обсуждении его миссии, его образа и так далее. Очевидно, тем и другим, в разных горизонтах. Устойчивое понимание соотношения этих двух задач пока еще не наступило, по-моему, в данный момент. Это все можно обсудить на заключительном обсуждении, какую долю та или иная цель обретет в конечном итоге, и на что будет обращено внимание. В своей лекции я с нажимом говорил о второй функции - коммуникативной, потому что заключительное событие - это событие, подготовленное мастерскими для города, где должно быть зафиксировано, на мой взгляд, ощущение того, что еще одно сообщество творческое включилось в осмысление, в определение стратегии развития. Важно, чтобы город и другие сообщества это зарегистрировали. Это и архитекторы, которые планируют и проектируют, экономисты, которые экономическую, социально-экономическую политику ведут; точно так же есть образовательная политика, культурная политика - разные сообщества участвуют в самоопределении. Мне хотелось бы думать, что это состоится - почувствуется, что еще музейно-культурно-видео-медиа сообщество тоже включилось, энергично и творчески, в это дело.



Опубликовано на сайте DEPO
17.07.2002
http://www.procept.ru/interviews/2002-07-17_interview_gorod-moya_professia.htm

Док. 384488
Перв. публик.: 17.07.02
Последн. ред.: 19.10.07
Число обращений: 286

  • Генисаретский Олег Игоревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``