В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Генисаретский: Держимся, чтобы быть человеком Назад
Олег Генисаретский: Держимся, чтобы быть человеком
Интервью Екатерине Глазуновой на антропологическом форуме поколений "Дети декабря", проходившем в рамках 100-летнего юбилея ТГПУ.
        


- Олег Игоревич, вы впервые в Томске и приехали на форум поколений "Дети декабря" одновременно в качестве эксперта, почетного гостя и участника. Почему вы откликнулись на приглашение?

Генисаретский О.И.: Немножко наслышан, немножко начитан, с кем-то знаком. Меня давно эта тема привлекает. Сама идея антропологического форума поколений мне кажется очень важной. То, что именно поколение выбрано как единица измерения, дает возможность по-иному взглянуть на человеческий социальный и культурный мир. Дело в том, что сейчас довольно модно апеллировать к молодежи с неким прикладным смыслом. Ставка на нее как на политическую силу - это осмысленно, но немножко утилитарно. А тут два момента мне кажутся новыми и обещающими. Первый состоит в том, что "поколение" во множественном числе - форум поколений, разных поколений. То есть ломается традиционный стереотип: эстафета поколений, одно передает эстафетную палочку другому... На сцене жизни они все в общем-то равны, у каждого своя некая роль, и границы между ними очень подвижны. В этом есть определенная социальная новация, свежий взгляд. И второй момент - в этой "поколенности" увидена гуманитарная проблема. И хочется, действительно, разобраться, в чем особенность этого взгляда от привычного подхода делить всех на классы, на социальные группы, на культуры, на конфессии... Это такая тема социологического воображения.

- А что такое социологическое воображение?

Генисаретский О.И.: Это то, что мы видим в этом мире, какими категориями, единицами его мыслим. Марксисты, например, мыслят классами. Помните, "пролетариат", "буржуазия", какие-то "прослойки" типа интеллигенции... Кто-то мыслит социальными группами, общностями, кто-то организациями, кто-то корпорациями - это все разные социальные реальности. Среди них есть личность человека, есть и поколения. Поколенный взгляд - вообще это ведь что-то очень древнее. Двенадцать колен Израилевых в Ветхом Завете. Колено - поколение. Извечно деление человеческой жизни на четыре части: счастливое детство, прекрасная юность, зрелая мужественность и мудрая старость. Четыре поколения соответствуют четырем временам года - весна, лето, осень, зима человеческой жизни. Четырем временам дня - утро, день, вечер, ночь. Так устроена жизнь, тут нет ничего сверхнового. Раньше смена поколений происходила каждые 20-25 лет. Но эти границы подвижны. И мы переходим к новому делению, говоря о людях, сложившихся в определенный период времени: "шестидесятники", "семидесятники", "восьмидесятники". Поколения уплотняются.

- Это не от мобильности нашей эпохи?

Генисаретский О.И.: От мобильности. Социально-культурный возраст и "размер" поколения сужается. Происходит смена моделей жизни: одна становится динамичнее, зато другая проступает с болью, медленнее. Об этом говорилось на форуме. Важно то, что проблема рассматривается не с утилитарно-прикладной точки зрения, а с позиции все-таки больше познавательной, с философским взглядом.

- "Новое поколение", о котором так много говорят, - миф? Или оно все же существует?

Генисаретский О.И.: Конечно, существует. Да только непонятно, что это такое.

- У него есть какая-нибудь идеология?

Генисаретский О.И.: Про идеологию я не скажу. Я когда вернулся к преподавательской деятельности, то обнаружил две вещи. С одной стороны, действительно, нынешний студент пошел за знаниями. Понятно, что ларьков на всех не хватит. И бизнес вовсе не такое уж милое занятие. И без знаний и навыков дальше никуда. Это раз. Но, с другой стороны, чувствуется некоторая поколенческая травма - за знаниями для чего? Большинство отвечает на этот вопрос просто: для того чтобы попасть в валютный сектор жизни! Я преподаю в Институте человека, у нас аспирантура, она пустая, потому что это 600 или 700 рублей стипендия и никаких "валютных" перспектив. Все уходят в бизнес. Мы не можем найти заместителя директора. Никто не идет. А зачем? Зачем такую мороку на себя брать? Зачем мне это надо? Надо попасть в какой-то сектор жизни, где развитие, достаток - понятные вещи, неосуждаемые. Такие вот рассуждения у нашей "новой молодежи". Они приходят за знаниями, чтобы, не ошибившись, точно, прицельно выстрелить из этой образовательной пушки и попасть туда, где все начинается с 500 долларов. Я, может быть, утрирую, но это есть. Есть страх оказаться на улице. Это травма, это вызов.

Теперь еще такая проблема. Меня спрашивают: вот ты преподаешь в вузе, который считается одним из элитарных, в Высшей школе экономики. Умные, даже развитые в чем-то люди не могут прочесть 10 страниц гуманитарного текста, причем не Хайдеггера на языке оригинала, а, к примеру, Шеллера... Ведь плачут, а прочесть не могут! Прочесть - в смысле выступить на семинаре, написать эссе или аналитический реферат. Кто-то объясняет это тем, что у нас появилось "визуальное поколение", выросшее на телевизоре, на видеокультуре. Кто-то утверждает, что движения стало мало, двигательные центры не развиты, и поэтому воображение не работает. Десятки не очень убедительных ответов на вопрос: "Почему так?". Так что это вы нам расскажите, какое у вас мировоззрение! Вам, молодым, лучше знать.

- Олег Игоревич, в течение 10 лет вы были научным руководителем культурно-экологической акции "Возрождение". В связи с 400-летием Томска тема культурного возрождения чрезвычайно актуальна для нашего города. И не только у нас, в самых разных городах России сейчас восстанавливаются исторические памятники, реставрируются старинные здания, храмы. Почему мы именно сейчас поняли, что важно беречь и надо ценить?

Генисаретский О.И.: На 80 лет мы были насильственно отрезаны от внешнего мира, от своего прошлого. Отчасти мы, а отчасти, и даже больше, вы. Мы просто "начитываем" пропущенное, восстанавливаем связи. Мы должны хотя бы знать, о чем закончили думать в дореволюционное время. Представьте себе, что после детдома вы в 20 лет узнали, что у вас есть или были родители и есть дом, откуда вас в детстве вывезли, вы едете туда и смотрите, где родились, стараетесь узнать о родителях или о предках. То же самое происходит и сейчас: мы просто отвечаем на вопрос "Кто мы?". Естественная реакция, но проявляется она пока очень поверхностно и так же поверхностно и понимается.

- Это, наверное, закономерно, ведь от знания не всегда может наступить осмысление.

Генисаретский О.И.: Да, есть вещи безвозвратные, но нужно по крайней мере знать, что нам оплакивать, с чем нужно по-человечески распрощаться.

- А для России в чем значимость гуманитарных проектов и гуманитарных технологий?

Генисаретский О.И.: По причине такой отрезанности от своего прошлого здесь есть некий догоняюще-восстанавливающий аспект: нам надо донабрать. У нас накоплен уникальный опыт выживания. Наша страна получила такой иммунитет, что выдержит любые болячки и хвори. Этот опыт еще раскроется. Все запотенцированно, отложено, оно теперь должно актуализироваться. Нам есть на что опереться, и мы теперь должны это сделать - ввести снова в культурный оборот нормы и принципы цивилизованного человеческого общежития.

- Какое место в судьбе России занимает Сибирь?

Генисаретский О.И.: Россия живет в мире миров. И сама Россия есть мир миров. Мир миров - это культурно, этнически неоднородная реальность. Например, на русском Севере никогда не было крепостного права. Это одно. Южнорусская, украинская, казаческая культура - это другое. Центральная, усадебная Московская Русь - это третье. И дальше - колонизация на север от Новгорода. Это действительно мир миров, и очень разнородный. И в этом разнообразии миров тоже один из наших мощнейших ресурсов. На мой взгляд, то, что сейчас происходит, - это региональное и мировое самовыявление этих миров. В Саратове сидит Тамара Петровна Фокина и пишет книжку "Метафизика Саратова". А в Перми Абашев - "Пермь как текст". Ну, Москва и Петербург - понятное дело. Всюду проявляется символическое измерение региональных идентичностей. Вопрос только в том, они параллельно пройдут или как-то сфокусируются?

- Последние годы много сил вкладывается в реформирование школьного образования. В частности, в Томске, на территории которого существует множество школ инновационных педагогик. Имеет смысл говорить сейчас о результатах? Чего мы достигли?

Генисаретский О.И.: Вместо одного "поля" у нас теперь несколько сетей, где предлагаются разного рода образовательные стратегии и программы. Само по себе это благо. Потому что появляется некая конкуренция. И сейчас очередной этап такого самоопределения. Но в условиях рыночной экономики экспериментальные площадки академии педагогических наук зачастую превратились в корпоративные сети - в большинстве идет откровенная торговля. И мне уже непонятно, это педагогический бизнес или все-таки забота о чистоте профессиональных интересов? Это вопрос о самосознании профессиональных сообществ российских педагогов. А что дальше? Пока никакой стратегической очевидности не видно. И вообще, сохранится ли такой пристальный интерес российской интеллигенции к сфере образования? Она туда была загнана в свое время, году так в 29-м. Когда все площадки духовной реализации были закрыты, интеллигенция ушла в музеи, в филармонии, в школы и выжила до 56-го и до 85-го года. А теперь недаром из школ бегут: открылись другие сферы самореализации. В Москве - дикий дефицит учителей.

- Олег Игоревич, вопрос как к искусствоведу. Как вы можете прокомментировать явления, происходящие в современном российском кинематографе, в литературе и мультипликации? Как относитесь к фильму "Даун Хаус", к творчеству Сорокина, что можете сказать о так называемом "феномене Бивиса и Бадхэда"?

Генисаретский О.И.: Не читал этого и не смотрел. А насчет Бивиса и Бадхэда, и особенно покемонов - скажу. Изгнанное в дверь влезает в окно. Есть такая психологическая потребность - общения с собственным бессознательным, с мифопоэтическим миром. Дети у вас не знают, что такое ангелы и бесы? Так они узнают о них в виде Бадхэда и какого-нибудь покемона. Вы хотели заменить все это Чебурашкой? Недавно где-то прочитал: в Японии идет большая дискуссия: является ли Чебурашка покемоном? Национальная дискуссия. Включать его в пантеон или нет? Так же, как Юнг отвечал на вопрос: "Что такое НЛО?". Для секуляризованного сознания бессознательное является в виде тарелок. Нам, любящим хорошо поесть, удобно представлять непознанное в виде тарелок. Но летающих. Отсюда наши представления о том, что личность не есть что-то такое статуарно целостное, законченное, а нечто состоящее из частей, каждая из которых может захватить экран сознания и персонифицироваться. Отсюда наша многоролевая структура. Вообще, антропологический синтез, собирание человека в истории вовсе не закончены. Что такое человек? И неандерталец был человек, и живущий 2000 лет назад - человек, и сейчас человек, и через 500 лет после нас тоже родятся люди. Человек - это процесс. Один из важнейших вопросов антропологического воображения - это антропологическая идентичность, пределы феномена человека. Вот так, держимся, чтобы быть человеком.



"Томский вестник" (Томск)
21.12.2001
http://www.procept.ru/interviews/2001-12-21_interview_byt_chelovekom.htm


Док. 384487
Перв. публик.: 21.12.01
Последн. ред.: 19.10.07
Число обращений: 315

  • Генисаретский Олег Игоревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``