В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Павлов. Размышления после очередной реорганизации правительства Назад
Николай Павлов. Размышления после очередной реорганизации правительства
Решения Президента о серьезных структурных и кадровых изменениях в так называемом силовом блоке правительства не могут не вселять оптимизма. Нет необходимости говорить, что создание специального органа по борьбе с наркоторговлей, буквально захлестнувшей Россию за последние годы, давно назрело и является совершенно необходимым. Так же очевидна необходимость восстановления единства структуры, обеспечивающей безопасность государства, раздробленной в свое время в угоду идеологическим лозунгам "победившей демократии". Все давно предлагалось серьезными профессионалами, но не реализовывалось в конкретных решениях по причине неких политических опасений.

Власть, пойдя на столь серьезные и масштабные реорганизации важнейших государственных структур, продемонстрировала наличие и политической воли, и здравого смысла. Тем больше сегодня оснований ставить перед такой властью вопросы, от решения которых в буквальном смысле слова зависит существование русских как нации. Важнейший из этих вопросов - о русской семье.

Хочу быть понятым правильно. Наивно надеяться, что государство всесильно и может менять поведение людей по своему усмотрению. Однако точно так же наивно не видеть возможности государства самым серьезным образом оказывать влияние на те или иные стороны жизни каждого человека. В еще большей степени влиянию государства подвержена семья.

Почему вопрос о русской семье является на сегодняшний день первостепенным? Ответ давно известен и изложен В.В.Путиным в его первом Послании к Федеральному Собранию, где он впервые за все годы "реформ" акцентировал внимание на факте прогрессирующего вымирания населения России. С тех пор прошло почти три года, но ситуация в лучшую сторону не изменилась. Одной из фундаментальных особенностей демографических процессов является, как известно, их инерционный характер. То есть принятие самых правильных решений, направленных, например, на стимулирование рождаемости, может дать положительный эффект только через какое-то время. Точно также общее изменение атмосферы в стране, появление у молодых семей перспектив нормальной жизни и т.д., не приведет к мгновенному и автоматическому повышению рождаемости. Тем важнее не запаздывать с принятием подобных решений, поскольку, чем позднее они будут приняты, тем на больший срок растянется период нынешнего демографического провала.

А теперь зададимся вопросом о том, кто представляет интересы семьи в органах государственной власти? Ответ, как говорится, отрицательный. То есть никто! Парадокс, но даже у рыб в правительстве России есть свое ведомство, в задачу которого, кроме всего прочего, входит поддержание оптимальной численности этих самых рыб. Если же говорить серьезно, то надо признать, что государство как институт возникает для обеспечения самосохранения народа и развивается и крепнет только в том случае, когда не отказывается от этой своей изначальной функции. Отсюда вытекает и структура органов государственной власти, мало меняющаяся на протяжении многих и многих столетий: оборона, финансы, внешние связи, разведка, сбор налогов, регулирование ремесел и сельского хозяйства и т.д. В более позднее время, по мере увеличения богатства государства, гуманизации и усложнения жизни, появляются специальные структуры, отвечающие за развитие науки, образования, здравоохранения и социальной сферы. Однако еще в Древнем Риме государство пыталось активно влиять на то, что сегодня принято называть репродуктивным поведением. То есть пыталось стимулировать рождаемость.

Таким образом, предложение всерьез рассмотреть вопрос о создании специального органа, представляющего в правительстве интересы семьи, лежит в русле достаточно древней традиции. Кроме того, надо учитывать, что русские в силу ряда исторических обстоятельств представляют собой (за исключением периодов революций) сверхгосударственный народ, то есть привыкли эффективно действовать только под контролем и по приказу государства. Именно это обстоятельство диктует необходимость скорейшего создания хотя бы госкомитета по проблемам семьи и демографической политики. Должен, наконец, появиться в государстве правительственный орган, который будет озабочен не только выплатой минимальных затрат, но и перспективами жизни нации через 20, 30 и 50 лет. Орган, призванный отстаивать интересы молодых семей, на которые только мы и можем надеяться. Повторю еще раз, что ни в коем случае не стоит видеть в создании такого органа своего рода панацею. Это всего лишь одно из многих необходимых условий по преодолению демографической катастрофы, постигшей Россию.

Здесь не место детально прописывать функции и задачи предлагаемой структуры. Конкретных предложений специалистов на этот счет более чем достаточно. Дело в другом. Нужно найти мужество признать, что мы, общество, самостоятельно, без вмешательства государства не в состоянии переломить ситуацию в положительную сторону. 10 лет русские вымирают по миллиону человек в год, и пока никакого просвета не видно. Отсюда требование, чтобы на наши налоги были наняты квалифицированные специалисты, им были даны соответствующие полномочия и ресурсы, а они, изучив вопрос, должны предложить программу преодоления демографической катастрофы. Другого алгоритма действий быть просто не может. А промедление в этом вопросе, действительно, смерти подобно!



13/03/2003
Газета "Время" No10
http://pavlovduma.ru/home/position/vremya/2003/03/13/37/

Док. 384437
Перв. публик.: 13.03.03
Последн. ред.: 19.10.07
Число обращений: 404

  • Павлов Николай Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``