В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Павлов. Нация - прежде всего дух Назад
Николай Павлов. Нация - прежде всего дух
Когда-то Ленин написал, что "Россия выстрадала марксизм". Может быть, в начале века и были основания так думать, но после двух катастроф нашей государственности, происшедших менее чем за 100 лет, уже не должно вызывать сомнений, что Россия если что и выстрадала, то никак не марксизм, а единственно Русскую Национальную Сверхидеологию. Сегодня это становится настолько очевидным, что огромное количество людей совершенно стихийно, без всяких теоретиков начинают исповедовать подобный подход.

Однако, чтобы очертить основные контуры Русской Национальной Сверхидеологии, необходимо ответить на вопрос, который, как бы это не выглядело странно после тысячи лет существования русской государственности, вновь и вновь поднимают денационализированные граждане и русофобы всех мастей. Вопрос о том, кого следует считать русским?

Исходя из современных реальностей и предшествующей истории, нужно сразу исключить такие критерии для определения русскости, как "кровь", религия и гражданство. Турок, имеющий паспорт гражданина Германии, не становится от этого немцем, а остается турком. Таджик или азербайджанец, переехав в Россию и получив гражданство, точно так же не становится от этого русским. Принцип, который у наших либералов вызывает восхищение, что все граждане Франции, независимо от происхождения и цвета кожи, являются французами, терпит крах во всех странах Запада. В США никакого "плавильного котла" не получилось и не получится, точно так же, как в Германии и Франции. И это только начало, так как разный темп прироста населения у разных этнических групп в этих странах рано или поздно не только сведет этот принцип на нет, но и заставит осуществить пересмотр самой концептуальной основы подобного подхода. Принятые в последние годы меры по ужесточению законодательства в области иммиграционной политики и предоставления гражданства во Франции и Великобритании служат очевидным доказательством, что процесс пересмотра прежних подходов уже начался.

Вопрос об определении национальной принадлежности по "крови" решается еще проще. Беседуя как-то с представителем Конгресса русских американцев, имеющим чисто русских отца и мать из эмигрантов первой волны, я поинтересовался - кем он считает себя по национальности. И нисколько не задумываясь, он ответил, что считает себя американцем. В отношении русских "плавильный котел" наций в США действительно когда-то работал успешно. Поэтому при всей важности вопроса о происхождении ("крови") человека, определяющем этот фактор для установления национальной принадлежности, может являться только при соблюдении многих других условий.

Я приведу свое определение, кого следует считать русским, которым пользуюсь в своей практической деятельности, и пока никаких возражений не встречал.

Русский тот, кто 1) считает и сознает себя русским; 2) думает, говорит и пишет на русском языке; 3) живет в России (включая дипломатов, разведчиков и командированных за границу); 4) уважает и любит русский народ и его историю; 5) стремится в своей деятельности принести пользу русской нации и государству Российскому.

Это определение носит очевидный духовный характер, потому что нация - все-таки прежде всего дух, сознание и совместная, направленная к общему благу нации деятельность.

Одновременно пора перестать говорить, что русские -полиэтническая, то есть очень смешанная и т.д., нация. Это, во-первых, абсолютно антинаучно, а во-вторых, политически крайне вредно. Но говорится это не без дальнего прицела поделить великороссов на сибиряков, поморов и т.д., как это сделали когда-то, разделив русскую нацию на мало-, бело- и великороссов, оставив только за последними название "русские". Достаточно повнимательней присмотреться к представителям любой нации, даже самой древней, как увидим едва ли не большее разнообразие антропологических типов, чем у русских. Но никто почему-то о них не говорит, что они полиэтническая нация. Никто не говорит это о немцах, которые еще недавно не имели даже единого разговорного языка, а их диалекты различались больше, чем русский и украинский языки, не говорят этого о французах, испанцах, британцах.

Здесь, надо сказать, все просто и ясно. На эти темы, как правило, кроме явных русофобов, говорят и пишут у нас люди либо с нерусскими фамилиями, либо люди, у которых кто-то из родственников не был этническим русским. И они, будучи зачастую по своим действиям более русскими, чем многие наследственные Ивановы и Петровы, опасаются неких обвинений в свой адрес и готовят как бы теоретическое обоснование именно своей русскости потому, что они хотят быть полноправными русскими. На это надо дать ясный ответ раз и навсегда.

Только лицемеры и дураки игнорируют происхождение человека и его родословную, но только фашиствующие ублюдки высчитывают проценты той или иной крови и мечтают об измерениях длины носа и скуловых костей для определения национальности.

Общеизвестно, что все крупные нации при своем формировании вбирали в себя представителей разных этносов. И русская нация ничуть не более смешанная, чем другие большие нации, что давно доказано в целом ряде антропологических исследований. Казалось бы, что при современном уровне знаний эта тема вообще не должна обсуждаться нигде, помимо чисто научных изданий, но она почему-то выходит даже на страницы массовых газет. Этому должен быть положен предел, но не через некий запрет, а через снятие проблемы простым и доступным разъяснением, суть которого в том, что хотя процесс этногенеза русской нации в основном завершен, она, как и всякая другая крупная нация, неизбежно вбирала и будет вбирать в себя, пока живет и развивается, иноэтнические элементы и группы. Русскость этих элементов и групп будет квалифицироваться не по их происхождению, а по самоидентификации и результатам деятельности их конкретных представителей. Думаю, нет человека, который усомнится в русскости таких людей, как Пушкин, Фет, Жуковский или В. И. Даль, имевших, как известно, не "чисто" русское происхождение. Вот на этом и надо поставить точку в разговоре о том, кого же считать русским.



05/06/2003
Газета "Время" No23
http://pavlovduma.ru/home/position/vremya/2003/06/05/28/

Док. 384305
Перв. публик.: 05.06.03
Последн. ред.: 19.10.07
Число обращений: 455

  • Павлов Николай Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``