В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Константин Емешин: `Система социальной защиты в Алтайском крае дала сбой, а система взаимодействия власти и общества как всегда не работает` Назад
Константин Емешин: `Система социальной защиты в Алтайском крае дала сбой, а система взаимодействия власти и общества как всегда не работает`


11 января в зале "АЛТАПРЕССА" состоялся круглый стол политических партий и общественных движений на тему об ухудшении социального положения граждан в связи с ростом стоимости льготных проездных билетов и услуг ЖКХ, изменением системы оплаты за телефон. 12 января партия СПС провела на эту тему митинг протеста на центральной площади Барнаула. Коммунисты, яблочники и республиканцы готовят на 24 января массовые акции протеста. По просьбе ряда СМИ ситуацию анализирует председатель правления АКОО "Школа реальной политики" Константин Емешин:


"Прежде надо все разложить по полочкам.

1-е.

Федеральный закон о монетизации предписывает, что любая замена льгот денежным возмещением не должна ухудшать положение гражданина. Реально по проездным билетам в 2006 году так и было. Краевым и федеральным льготникам возмещали стоимость социального проездного билета, который стоил 110 рублей. С 1 января 2007 года единый проездной стал стоить 180, а в бюджете, который

был принят чуть ранее, была заложена цифра компенсации - 150 рублей. В результате разница 30 рублей из кармана льготника. Это не законно. Решать эту проблему можно в двух направлениях - изыскивать в бюджете эти 30 рублей добавки, либо искать резервы по снижению стоимости проездного.

Так один из вариантов снижения стоимости социального проездного предложил лидер фракции "Единая Россия" Николай Рыжак - за счет увеличения стоимости проезда в транспорте на 50 копеек.

Остается не использованным пока другой путь снижения стоимости проездного - это снижение издержек транспортников на основе проведения финансового аудита их деятельности. Сколько я помню, за последние 10 лет ни одна транспортная компания не согласилась, чтобы был проведен независимый аудит их затрат - все цифры о себестоимости проезда всегда говорятся со слов самих транспортников, что не убедительно.

2-е.

Льготный проездной для так называемых "пенсионеров по возрасту". Здесь история начинается с инициативы покойного мэра Барнаула Владимира Баварина, который принял это популистское, но не обеспеченное финансами решение. Кстати, никакими Законами эта льгота не предусмотрена - это инициатива муниципальных властей. И поэтому спрос по этому вопросу надо вести с мэрии. Губернатор Александр Карлин тем не менее зачем-то взял на себя решение этой проблемы, но получилось крайне грубо - стоимость проездного увеличилась с 150 до 350 рублей. Таким образом, эта льгота, по сути, с 1 января 2007 года ликвидирована явочным порядком, да и транспортники от этого явно не выиграли - такие дорогие проездные мало кто стал покупать.

Мне кажется, это была ошибка губернатора. В этом случае надо было просто четко передать полномочия по предоставлению льготных проездных пенсионерам по возрасту в ведение муниципалитетов, предусмотрев при этом в краевом бюджете средства для софинансирования этих проездных.

3-е.

Изменение системы оплаты за телефон. Здесь "собака зарыта" не в том, что "все дорожает", а опять же в слабости системы социальной защиты. Льготникам положено компенсировать 50% стоимости платы за телефон. И вот сейчас при введении четырех тарифных планов возникла проблема - от чего считать эти 50%? В 2006 году при цене абонентской платы 190 рублей льготнику компенсировалось 95 рублей. А с 1 января 2007 года некоторые финансисты норовят исчислить 50% от стоимости чистой абонентской платы - от 125 рублей, т.е. 62 рубля 50 копеек. Налицо сокращение поддержки льготников с 95 до 62,5 рублей. Это опять 32,5 рублей из кармана льготника, что не законно. Использование "Социального тарифа" также снижает социальную защиту, т.к. 50% от 150 рублей это все-таки меньше 95 рублей. Логика социальной защиты должна ориентироваться на компенсацию 50% "Комбинированного" тарифа, т.е. 50% от 210 рублей. В этом случае компенсация льготникам должна увеличиться с 95 до 105 рублей.

Какое решение примут краевые власти? Пока остается открытым.

4-е.

Рост цен на энергоносители и коммунальные услуги.

Здесь федеральные власти задали с 1 января 2007 года новые рамки тарифов да плюс еще активно постарались краевые и городские власти. В кратком интервью нельзя описать весь спектр проблем снижения социальной защищенности в сфере ЖКХ, но здесь проявляется эффект "мультипликации", когда повышение тарифа на какой-нибудь базовый тарифный показатель на 7-11% (стоимость киловатт-часа или Гкалории), пройдя через структуры ЖКХ (например, через лифтовое хозяйство), уже дает реальный рост тарифа на 12-15%. Кроме этого рост тарифа усугубляется еще рядом не системных решений власти в центре и на местах. Например, с 1 января 2007 г. Правительство России поставило в жесткие рамки правила содержания энергохозяйства домов: каждый дом должен быть оборудован комплектом общедомовых счетчиков. Цены счетчиков определяются четырехзначными цифрами, а вот их установка и приведение в порядок электропроводок делает уже эту цифру пятизначной. И ведь все это из кармана жильца. Система жилищных субсидий малоимущим не покрывает весь этот рост стоимости ЖКХ. А, следовательно, это еще один удар по социальной защите граждан.

На этом фоне власть в Барнауле принимает протекционистские меры на поддержку отдельных хозяйствующих субъектов в сфере ЖКХ. Причем речь идет не о ПЖЭТах, ДЭЗах или ЖЭУ. Так в прессе уже неоднократно писалось об эксклюзивной поддержке барнаульской мэрией таких структур как "Водоканал", "Барнаулэнерго", "Барнаульская горэлектросеть", которые находятся в орбите контроля известной финансово-промышленной группы СИБМА. Аппетиты этой группы также вносят вклад в рост тарифов для простых граждан. Один только беспрецедентный пример: тарифы для "Водоканала" поднялись с 1 декабря 2006 года и следом с 1 января 2007 года, в итоге на 18%.

Таким образом, анализ показывает, что в январе 2007 года в Алтайском крае есть все экономические предпосылки для социального недовольства.

Однако для социального взрыва нужны еще политические предпосылки. И здесь также власти края и города работая в традиционной манере закрытости, провоцируют граждан на протест. Классический пример - решение о беспрецедентном росте стоимости проездных краевым чиновникам исполнительной власти удалось держать в тайне даже от депутатов крайсовета. И все узнали об этом только тогда, когда граждане 20 декабря пришли к ларькам покупать проездные.

Казалось бы, я имею некоторый доступ к тайнам краевой власти, но в кулуарах чиновных кабинетов администраций края мне не удалось раскрыть эту страшную тайну о цене проездных билетов до 20 декабря. Хотя этот вопрос я ставил прямо и социальному вице-губернатору Н.Черепанову и специалистам финансового комитета и транспортникам. Но как это принято в ведомственных структурах каждая сообщала мне, что не знает решения, т.к. социальщики ссылались на транспортников, а те в свою очередь на финансистов. Так что в этой ситуации, безусловно, решение принимал только сам губернатор. А отсутствия диалога между ветвями власти и обществом всегда приводит к социальному напряжению.

Политические партии края пока только идут в русле событий. Оппозиция (КПРФ, "Яблоко", Республиканцы) логично хотят использовать протестные настроения для раскручивания лейбла своих партий пытаясь направить копья в адрес федеральных властей.

Партия СПС, известная своей привязанностью к группе СИБМА вполне логично стремиться использовать этот процесс для дискредитации губернатора и защите интересов этой группы по контролю за финансовыми потоками в Барнауле. Вот почему СПС использует провокационную тактику - в разрез с объединенной оппозицией (КПРФ, "Яблоко", Республиканцы) правые устраивают митинг 12 января не дожидаясь намеченных на 24 января согласованных протестных действий.

"Единая Россия" оказалась не готова к планомерным системным политическим решениям и только в день проведения круглого стола 11 января лидер фракции в крайсовете Николай Рыжак поразил всех своей настойчивостью и уверенностью, что фракция решит многие обострившиеся краевые социальные проблемы на сессии крайсовета 25 января. Однако другие краевые лидеры "Единой России" пока остались в стороне.

Неожиданно "дал слабину" лидер коммунистов Михаил Заполев, который на круглом столе вдруг согласился не проводить митинг протеста 24 января, чем внес сумятицу в стан оппозиции, хотя именно КПРФ на круглом столе 11 января распространила календарь с тенденциозном лозунгом: "Революция начнется на Алтае!".


Дата публикации - 15 января 2007




http://www.ryzkov.ru/

Док. 383566
Перв. публик.: 15.01.07
Последн. ред.: 18.10.07
Число обращений: 863

  • Рыжков Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``