В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Узкое горлышко для сельского хозяйства Назад
Узкое горлышко для сельского хозяйства


Сегодня у России есть неплохие виды на будущий урожай, при этом остались запасы еще с прошлого года. Но как ни странно, это больше настораживает, чем радует. Если не принять сегодня некоторых мер - могут быть проблемы. Дело в том, что внутренний рынок страны не в состоянии в нынешних условиях принять дополнительное зерно. Причин много, но выделю две основных. Во-первых, один из главных потребителей - животноводческий сектор сельского хозяйства - за последние десять лет был наполовину уничтожен. А значит, фактически в два раза снизилось и потребление кормового зерна. Чтобы восстановить это потребление даже того, что мы выращивали, потребуется немало времени.

На развитие птицеводства, при определенных грамотных регулирующих и защитных мерах со стороны государства, нужно не менее 2-3 лет, на свиноводство - 5 лет, на восстановление производства крупного рогатого скота - 8-10 лет. В любом случае, даже если будет сделан за несколько месяцев какой-то неимоверный рывок в этом направлении, при хорошем урожае излишки этой отраслью все равно не будут востребованы. Что касается потребления населением, то хлебными ресурсами мы обеспечиваем себя полностью уже давно.

В сложившихся обстоятельствах остается только продавать зерно на внешний рынок, как это делается во всем мире. И здесь кроется вторая причина. В общей сложности в этом году мы могли экспортировать около 10 миллионов тонн. Из них 3 миллиона продали осенью прошлого года, может быть, получится сейчас еще 1-2 миллиона тонн. И поэтому около 5 миллионов тонн зерна сегодня давят на рынок. Почему же мы не смогли их продать? Причина прозаична. Мощности наших портовых элеваторов не в состоянии пропустить через себя такое количества зерна.

Что можно сделать в подобной ситуации? По-моему мнению, Правительству надо срочно принимать решение по экспортным железнодорожным тарифам. Напомню, что сегодня невысокий тариф действует только в том случае, если зерно идет через российские портовые элеваторы. А они уже перегружены. Тем самым мы фактически сознательно создаем поле для коррупции. Поэтому необходимо распространить внутренние тарифы на все экспортное зерно: неважно, поставляется оно через наши порты или через Украину и Прибалтику. Главное - дать возможность уйти зерну из страны, России заработать валюту на ежегодно возобновляемом ресурсе, а отечественным предпринимателям занять новые рынки в мире.

Другой возможный шаг - проведение, как это ни покажется странным, закупочных интервенций. Обычно в это время зерно продается, чтобы не было спекулятивного роста цены до нового урожая. Однако в нашей ситуации, наоборот, необходимо выкупить зерно, дабы не допустить дальнейшего падения цен на рынке. Кстати, средства на это еще остались - порядка 1,7 млрд. рублей.

Сегодня нормальный трейдер, который купил зерно и хранит его на элеваторе, может обанкротиться. Государству это не нужно, потому что без грамотного трейдера не будет рынка. Не говоря уже о том, что, в конце концов, разорение последних сильно ударит по сельхозпроизводителю.

Но если Правительство сейчас сделает правильный шаг, а время для этого есть, рынок можно удержать. Тем более, что государство тем самым может сделать стратегический запас зерна, которого сегодня нет в полном объеме, а он необходим с точки зрения продовольственной безопасности. Это обычная мировая практика. Проблем, где держать зерно, нет. Наши элеваторы рассчитаны на единовременное хранение 150 миллионов тонн.

Проблема с портовыми элеваторами сложнее. Чтобы их строить, расширять, нужен очень крупный капитал. Что-то, конечно, делается. Например, компания "Юг Руси" расширила возможности Ростовского порта. Но этого мало. В Ростов могут дойти только корабли, плавающие по Черному и Средиземному морям. А значит, там потребности в импортном зерне не велики. По оценкам трейдеров, они закрываются меньше, чем за месяц. Другое дело - рынок Азии и Африки.

Поэтому надо развивать Новороссийский порт, Санкт-Петербургский, возможно, придется решать вопрос совместно с Украиной и Прибалтикой. Не думаю, что государство не сможет договориться о приемлемых тарифах для наших экспортеров. На мой взгляд, если бы Правительство сегодня поняло, что данная проблема - это то самое узкое горлышко, через которое может задохнуться наше сельское хозяйство, оно предложило бы какие-то гарантии капиталу, который захочет вложить деньги в развитие портовых элеваторов. Например, по кредитам, взятых под их строительство. Недавно на заседании правительственной комиссии компания "Агрос" заявила о намерении построить два элеватора как раз в Новороссийске и Санкт-Петербурге. Считаю, что это должно быть поддержано правительством.

В любом случае, экспорт нам придется развивать, если мы не хотим быть на последних ролях. Не за горами вступление в ВТО. Я активный сторонник этого шага, только не быстрого, а спокойного и разумного, при котором будут соблюдены все наши условия. Потому что те предложения, которые высказывают страны-участницы этой организации, могут принести нашему сельскому хозяйству больше издержек, нежели мы получим преимуществ через экспорт. В первую очередь, прежде чем стать членами ВТО, надо сохранить влияние на своем рынке, чтобы не наблюдать потом, как кто-то чужой на нем хозяйничает.

Перед тем, как вступить в ВТО, необходимо будет решить еще одну проблему, которая почему-то никогда не поднималась. В настоящее время российским экспортерам необходимо получать от Госхлебинспекции зерновой сертификат, на который уходят немалые деньги с каждой тонны. Только за рубежом он нигде не принимается как некий залоговый инструмент, я имею ввиду кредитные институты. Хотя во всем мире подобные сертификаты являются для любого банка гарантом для получения кредитов.

Поэтому, с моей точки зрения, государство должно решить этот вопрос, чтобы наши экспортеры имели равные возможности с экспортерами из других стран. Будет ли это соглашение Госхлебинспекции, являющейся на сегодняшний день монополистом в этом вопросе, с Зерновым союзом о тарифах на подобные исследования. Или же к этой работе подключаться другие организации, например, Госстандарт. Что лучше - выберет Правительство. Но оставлять в нынешнем состоянии эту ситуацию нельзя. Такие, казалось бы, мелочи делают наших экспортеров неконкурентоспособными. Тем более, что демпинговать они все равно не смогут. У нас слишком отягощенная себестоимость. Поэтому вопрос конкурентоспособности отечественного экспортера, особенно в будущем, - это еще и огромная работа внутри страны по повышению урожайности, производительности труда и повышению в целом эффективности сельского хозяйства.

Опубликовано в газете "ПРОВИАНТСКИЕ ВЕДОМОСТИ"
No2 - июнь 2002


http://www.viktor-semenov.ru/

Док. 382899
Перв. публик.: 16.06.02
Последн. ред.: 16.10.07
Число обращений: 309

  • Семенов Виктор Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``