В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ВТО: врач или палач? Сможет ли Россия вернуть славу экспортной державы? Назад
ВТО: врач или палач? Сможет ли Россия вернуть славу экспортной державы?
ВТО: врач или палач? Сможет ли Россия вернуть славу экспортной державы?
Говоря о перспективах вступления России во Всемирную торговую организацию, мы должны прежде всего понимать, что этот шаг затронет интересы всех нас - если не как производителей, то как потребителей товаров и услуг - безусловно. И ход переговоров, это дело отнюдь не только специалистов из Минэкономразвития и ряда других ведомств, как совсем недавно заявляли они на страницах печати, отвечая на критику деловой общественности о закрытом характере встреч в Женеве и Москве. Сегодня нам удалось, и в этом немалая заслуга Торгово-промышленной палаты в частности, в определенной степени раздвинуть завесу таинственности, (сбить с переговорщиков некую спесь посвященных, избранных) и добиться широкого публичного обсуждения этой темы. Кстати, в Китае все годы "настройки" на рыночную экономику государство проводило всеобщий ликбез, так что любая домохозяйка знала что такое ВТО и что ей лично сулит дружба с ним.

У нас, правда, информацию до сих пор приходится просто выжимать. К счастью, перестали быть секретом тарифные ставки, некоторые другие условия для России, которые закладываются в пакет договоренностей. Но мы до сих пор не знаем, а каковы будут последствия этого важнейшего для экономики страны шага. Кто их просчитал? Только недавно правительство выделило деньги на конкурс исследований в этой области, хотя ни самого анализа, ни его выводов еще никто, разумеется, не видел.

Тем не менее складывается впечатление, что кто-то упорно нас постегивает, подталкивает сделать этот шаг. Кто и почему? Мне лично неизвестно и непонятно. Возможно, в этом есть некое разумное обоснование, но пока его никто ни населению, ни бизнес-сообществу не объясняет.Ну, вступим мы до осени 2003 года, когда закончится нынешний раунд переговоров. Это значит, что в следующий, посвященный еще более болезненным для нас вопросам - уровню заработной платы, состоянию экологии и ценам на энергоносители - мы уже должны будем строго взять под козырек общим нормам?

Так вот, пока мы стоим у этого парадного подъезда этой организации, я хочу поделиться с вами тем, что лично меня беспокоит. Речь пойдет конкретно о сельском хозяйстве, ибо я был и буду до конца дней крестьянином, и вся моя жизнь будет связана с "Белой Дачей".

Оговорюсь сразу, что и наша агрофирма, входящая в десятку лучших хозяйств России согласно классификации АГРО-300, и я лично исповедуем рыночную экономику, сумели в ее рамках достичь определенных высот, так что вопрос вступать или не вступать в ВТО для нас не стоит. Дело в другом: КОГДА и НА КАКИХ УСЛОВИЯХ?

Как известно, ВТО - это своеобразный престижный клуб, куда страны стремятся из-за двух вещей:

получить доступ своих товаров на чужие рынки
иметь возможность наказать через санкции ВТО - антидемпинговые расследования - некорректных конкурентов

Есть ли у нас сегодня в агропродовольственном секторе товары, с которыми можем не краснея выйти на мировой рынок? Ответ вас может быть удивит, ведь у нас в стране еще существует проблема продовольственной безопасности и ее предстоит решать ближайшие три-пять лет очень плотно. Сейчас я на ней останавливаться не буду, скажу лишь, что несмотря на трудности, у нас есть чем торговать с зарубежными потребителями. К сожалению, пока это не конечный продукт - товары с добавленной стоимостью, которые выгоднее всего экспортировать, но все же ресурсы, ежегодно возобновляемые в отличие от нефти и газа. Это зерно и подсолнечник. По информации Минсельхоза благодаря вполне приличному урожаю последних двух лет и упавшему, к сожалению, спросу на комбикорма у страны появился излишек зерна. Специалисты оценивают его в 10-15 млн.тонн, что между прочим составляет 5% объема всей мировой торговли этим товаром. Причем, это не предел. Ведь Россия обладает более 30% черноземов планеты! Если навести элементарный порядок в производстве - дать технику, соблюдать агро-техническую (?) дисциплину, мы можем увеличить экспортный объем в десять раз. По прогнозам экспертов Масложирового союза России, прирост производства масличных культур в стране прогнозируется на уровне 30%, а растительного масла еще выше, в то время как в мировом производстве эта цифра не превысит 10-12%. Казалось бы, надо радоваться. Однако как только страны ЕС узнали о видах на нынешний урожай в России, Европейская Комиссия за последний месяц трижды собиралась специально для того, чтобы повысить ввозные пошлины на зерно. И это - на фоне разговоров о либерализации рынка, призывов к открытости торговли. Не отстают от них и американские коллеги. На днях конгресс США утвердил программу государственной поддержки сельского хозяйства в 190 млрд. долларов. На десять лет вперед американские фермеры могут спать спокойно - о них позаботился сам президент, который лично приехал в парламент уговаривать депутатов поддержать увеличение этой статьи расходов аж на ...процентов! Как страны, в которых рыночные механизмы работают давно и слаженно, развитые государства применяют все формы поддержки собственного производителя и активной экспансии на чужие рынки. Это и экспортные субсидии и кредитование, и поддержка государственных предприятий- монополий в области экспорта, и столь изощренное оружие против развивающихся стран - продовольственную помощь, против которой особенно активно выступают страны Латинской Америки. Но, как говорится, Васька слушает да ест.

ВТО как международная организация существует уже 54 года. И что-то не видно, чтобы ее ветераны сильно преуспели в области сокращения таможенных барьеров. Вот импортные ставки на некоторые сельхозпродукты в развитых странах:

Канада: масло сливочное - 360%, сыр - 289%, яйца - 236%.
ЕС: говядина- 213%, пшеница - 167%, баранина - 144%.
Япония: мучные изделия - 388%, пшеница - 352,7%, ячмень - 361%, рис - 1000%.
США: сахар - 244%, молоко - 82%.

А нам в результате героических усилий нашей делегации на переговорах удалось добиться среднего уровня ввозных тарифов в 12 (15)%!

И это - равные условия? Кстати, к внешней не очень дружеской, мягко говоря конкурентной среде добавляется и странная позиция нашего собственного правительства. Взять хотя бы совершенно неоправданное повышение экспортных тарифов на подсолнечник. Хотели, наверное, насытить собственный рынок, ставя эту заслонку. А получили = сокращение посевных площадей и стремительный рост импортной доли на рынке. Если мы так и дальше будем "поддерживать" собственных товаропроизводителей и стимулировать экспортеров, то конечно, сделаем большой подарок иностранным фермерам.

Совсем недавно Минсельхоз принял решение создать рабочую группу для создания программы поддержки экспорта зерна. Но это нужно было сделать еще два года назад. Рыночной экономике совсем не чужды планы и прогнозы. Сегодня при всем старании мы не можем чисто технически через действующие портовые мощности перевалить больше 4 -5 млн тонн, какие уж там специальные стимулы? А между тем страны, дающие самый большой прирост населения планеты находятся в зоне именно нашей геополитической я бы сказал близости. Рост населения - открытая и весьма прогонозируемая информация. Почему мы вместо того, чтобы срочно развивать именно там торговые представительства, оставили мизерное количество атташе в странах, откуда к нам идут товары? Помогать им в этом?

Политика по развитию сельского хозяйства и продовольственного рынка в США имеет непрекрыто агрессивный, наступательный характер, в странах старушки-Европы - глухой и прочной обороны. А какая стратегия у нашего государства? Мы не знаем.

Кстати, ни одна из традиционно аграрных стран бывшего соцлагеря, ставших новобранцами ВТО, в своих докладах по сельскому хозяйству за прошлый год не отметили позитивных сдвигов в этом секторе - ни Польша, ни Венгрия, ни Литва.

Китай, 16 лет торговавшийся об особых условиях переходного периода, как только стал участником ВТО за полгода получил 28 антидемпинговых расследований. Наше же государственное право таково, что Мясному союзу понадобилось полтора года на согласования, сбор всяких подписей, соблюдение протоколов чтобы провести первое в новейшей истории расследование по импорту мяса. Такими темпами не то что защититься, просто рот открыть не успеем, как нас уже скушают. По подсчетам моего коллеги Николая Ивановича Рыжкова для адаптации российского законодательства к мировым стандартам в области торговли и сопряженных секторов понадобится изменить не менее 40 законов. А есть ли по этому поводу согласие в обществе и в Думе? Есть ли в профильных ведомствах специалисты нужного международного уровня, чтобы провести это самое соответствие? Кто готовил этих специалистов и где? Не потому ли даже те пять законов, которые Минсельхоз уже должен был внести в Государственную Думу именно для вступления в ВТО так до сих пор и не стоят на повестке дня? А нас все куда-то торопят, даты называют. Мы к ним готовы?

Недавно мне довелось участвовать в международной конференции, организованной американским институтом Восток=Запад и Европейским деловым клубом. Посвящена она была все тому же вопросу: когда же вы вступите в ВТО? Президент Европейского бизнесклуба, много лет работавший в Союзе и знающий Россию не понаслышке, убийственно спокойно спросил: "А чего вы, собственно, так переживаете? У России нет НИКАКИХ препятствий для вступления в ВТО. У вас практически нет государственного протекционизма, таможенные барьеры просто смешны, товаропроизводитель девственен как Адам. Из-за чего, собственно, шум?"

Другими словами, у НАС нет препятствий для того, чтобы сдержать или хотя бы проконтролировать тот шквал субсидированной продукции, которая хлынет на наши рынки. Иностранные коллеги нам говорят: а зато у вас станет более привлекательным инвестиционный климат. Позвольте не согласиться. Если бизнесмен не может спокойно провести товар через границу - он везет туда завод и налаживает там свое производство. Если границы открыты - он, конечно, повезет товар.

И в заключении позволю себе одно замечание. Практически все войны начинались не из-за территории, а из-за рынков, завоевание которых и есть стратегия и тактика любой рыночной экономики. Торговая война, в мирное время называемая свободой конкуренции, уже давно идет. Какую роль в этом процессе будем играть мы, вот в чем вопрос.



http://www.viktor-semenov.ru/

Док. 382896
Перв. публик.: 13.06.02
Последн. ред.: 16.10.07
Число обращений: 325

  • Семенов Виктор Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``