В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Фетисов: `Нет никаких причин называть Россию допинговой империей` Назад
Вячеслав Фетисов: `Нет никаких причин называть Россию допинговой империей`
Интервью Председателя Госкомспорта России Вячеслава Фетисова газете ИЗВЕСТИЯ

В среду в Копенгагене, как уже сообщали "Известия", завершилась Всемирная конференция по допингу в спорте. Решение делегатов одобрить Всемирный антидопинговый кодекс и прочие документы, разработанные Всемирным антидопинговым агентством (WADA), сразу назвали и беспрецедентным, и историческим, и обещающим изменить весь мировой спорт. Одними из первых на конференции в поддержку кодекса выступили представители делегации России, которую возглавлял председатель Государственного комитета по физической культуре и спорту РФ Вячеслав ФЕТИСОВ. В Москву Фетисов с помощниками прилетел поздно ночью, в первые часы четверга. Но, несмотря на усталость, прямо в аэропорту очень подробно и обстоятельно ответил на вопросы обозревателя "Известий" Андрея МИТЬКОВА.

- Вы удовлетворены итогами конференции?

- Она была исторической - и этим все сказано. Хотя всё по своим местам расставит только время. Организаторы провели колоссальную работу. Собрать в одном месте и в одно время около 1100 делегатов из самых разных организаций со всего мира - дорогого стоит. Наконец-то все поняли, насколько серьезной является проблема использования в спорте допинга. Не только спортивные федерации, но и - что очень важно - правительства, такие международные организации, как ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, со всей серьезностью подошли к проблеме. Россия в последнее время активно включилось в антидопинговое движение. В декабре успешно провели в Москве заседание межправительственной консультативной группы по антидопингу, убедительно выглядели и в Копенгагене. Думаю, Россия сама виновата, что до сих пор не имеет представителей в WADA. Упустили, но теперь догоняем.

- Россия однозначно поддержала антидопинговый кодекс. Вы действительно поняли - это то, что нам нужно? Или в первую очередь так решали политические вопросы?

- В работу над кодексом мы включились хотя и очень активно, но в последний момент, когда кардинально повлиять на ситуацию было уже довольно сложно. Но мы доверяем специалистам, составлявшим документы. Так, за тем, чтобы положения кодекса не нарушали права человека, следили представители ЮНЕСКО. Россия на конференции проголосовала за третью версию кодекса. Однако, как и представители многих других стран, мы поставили ряд вопросов - скорее общего плана, на которые пока не получили четких ответов.

- Зачем же тогда голосовали за кодекс?

- Необходимо поскорее выработать одинаковые для всех стран и видов спорта правила игры. И чем быстрее появятся правила - тем проще и удобнее будет спортсменам. Да, кодекс пока несовершенен. Но когда его доработают, он станет основой для всемирной, понятной и прозрачной системы допинг-контроля. Что так будет, что доработают и учтут все пожелания, я не сомневаюсь. Около полугода назад на межправительственном совещании в Польше к предыдущему, второму, варианту кодекса было много вопросов. Представители очень многих стран говорили, что не смогут его принять в связи с "некими объективными моментами государственного регулирования". Но в Копенгагене я увидел, что эти самые представители подписывают и кодекс, и декларацию. Это значит, что все замечания и предложения учли. Впрочем, вся работа только начинается. И следующий этап - согласование. До конца 2004 года правительствам и WADA необходимо убрать все нестыковки.

- Основной акцент во время своего выступления вы сделали на необходимости соблюдения всех формальностей при проведении допинг-контроля. Как это пожелание, отсылающее к делам Лазутиной-Даниловой и Кабаевой-Чащиной, приняли иностранные делегаты?

- Прежде всего я хочу сказать, что мое выступление - это командная, коллективная работа специалистов Госкомспорта и Олимпийского комитета России. Мы подготовили речь заранее, однако после первого дня конференции, внимательно прослушав всех докладчиков, внесли коррективы. Я уверенно говорю: в докладе высказана единая позиция российских участников спортивного и олимпийского движений. Ну а соблюдение формальностей, как мы все считаем, - это альфа и омега допинг-контроля. Представьте себе парадокс: через три месяца после окончания олимпийского турнира по боксу дисквалифицируют обоих участников финала. Забирают у них золото и серебро. И что дальше? Поэтому формальные процедуры должны заканчиваться до начала соревнований. Нужен механизм, который будет работать на спортсмена и для спортсмена.

- Второй момент, на котором вы акцентировали внимание, - необходимость усиления контроля в профессиональных лигах - НХЛ, НБА. В них действительно эта проблема актуальна?

- Я не могу сказать, что там проблема допинга стоит значительно острее, чем в каком-то другом виде спорта, какой-то другой федерации. Мы подняли эту тему по иной причине. Ведь профессиональные спортсмены сегодня - самые популярные. Майкл Джордан, Марио Лемье, Михаэль Шумахер, Игорь Ларионов, Тайгер Вудс... Наши дети хотят быть похожими именно на этих суперзвезд. В этом нет ничего плохого, но мы должны быть уверены в них. Если мы все - одна спортивная семья, то и правила должны соблюдать одни и те же. На самом деле вопрос допинг-контроля в профессиональных лигах достаточно сложный. Сами профессионалы взяли паузу, хотели посмотреть, что произойдет на конференции. Посмотрели. Увидели. И сейчас уже должны задуматься очень серьезно. Ведь если лиги не вступят в наше сообщество, не примут кодекс, то косвенно подтвердят, что у них там засилье допинга.

- На ваш взгляд, положение России в мировом спорте с принятием кодекса изменится? Насколько проблема допинга актуальна для нашего спорта высших достижений?

- Я не хотел бы выделять Россию из общего ряда. Тем более причин для этого нет. Конечно, неправильно говорить, что наши спортсмены совсем не употребляют допинг. Но неправильно и называть Россию допинговой империей. У нас те же проблемы, что и у всех.

- А шансы России получить место в совете создателей WADA после конференции увеличились?

- Официально этот вопрос в Копенгагене не обсуждался, это ведь локальная европейская проблема. Кто будет представлять континент в высшем руководящем органе WADA, весной (точная дата пока еще не назначена) решит Совет министров Совета Европы. Россия, как всем известно, является претендентом. Хотя и противников у нас много; по разным причинам Россию не хотят видеть в руководстве WADA. Но мы работаем. Надеюсь, работаем хорошо. Все, что зависело от нас, мы уже сделали. И теперь должны подключиться другие государственные структуры, в первую очередь Министерство иностранных дел. Когда будет решаться вопрос о кандидатах в руководство WADA, Россия должна иметь в Совете Европы сильные позиции.

06.03.2003
http://www.rossport.ru/xml/t/mainr.xml?nic=press&mid=41&pid=397&lang=ru

Док. 382697
Перв. публик.: 06.03.03
Последн. ред.: 16.10.07
Число обращений: 371

  • Фетисов Вячеслав Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``