В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Вячеслава Фетисова журналу `Итоги` (03.05.2005) Назад
Интервью Вячеслава Фетисова журналу `Итоги` (03.05.2005)
Интервью Вячеслава Фетисова журналу "Итоги"

"ФизКУЛЬТ личности"

Вячеслав ФЕТИСОВ: "Я думаю, что, если бы федерации футбола и хоккея курировал серьезный политик, дело бы только выиграло"



Российский спорт на пороге больших перемен. Смена руководства спортивных федераций и сборных - лишь начало: в Госдуме ждет обсуждения законопроект "О спорте в РФ", призванный кардинально изменить спортивную политику страны. О том, какой она будет, в интервью "Итогам" рассказывает руководитель Федерального агентства по физической культуре и спорту Вячеслав Фетисов.



- Вячеслав Александрович, глядя на свежий ремонт в офисе Росспорта, видно, что если не спорт в целом, то хотя бы жизнь спортивных чиновников налаживается...

- Когда три года назад Михаил Касьянов представлял меня коллективу Госкомспорта, он пришел в ужас от условий, в которых трудились сотрудники ведомства. Эти интерьеры были неплохой иллюстрацией к состоянию дел в этой сфере в целом. Проблема, конечно, не только в кабинетах. За тринадцать-четырнадцать лет здесь поменялось двенадцать руководителей. Я уже пережил три реорганизации. Надо было каждый раз выводить людей за штат, утверждать положение о структуре и так далее. Фактически это означало паралич системы управления.

- Что-то удалось с мертвой точки сдвинуть?

- С самого начала было ясно, что без бюджетных денег спорт высших достижений просто умрет. Поэтому за три года в четыре раза было увеличено госфинансирование. Так что теперь говорить об отсутствии условий для работы невозможно. При этом потребовать наконец финансовой открытости федераций и клубов государство, я думаю, было вправе. Мы говорим о строительстве демократического общества , а ведь оно невозможно без прозрачности, в том числе и финансовой. И спорт не может быть исключением. Давно пора было обратить внимание на практику "карманных" отчетно-перевыборных конференций федераций, выдачи мандатов только преданным людям, на подавление критики... Ну не должны спортивные аксакалы десятками лет сидеть в своих креслах и ни за что не отвечать! Это неправильно. Получается что: уставы у всех свои, люди они независимые, а спрашивают за результат, в том числе за потраченные средства, тем не менее с меня. А когда у меня интересуются, почему наши проиграли, я вынужден разводить руками и говорить: мол, как и вы, смотрел по телевизору, игра мне тоже не понравилась. Детский лепет, а не государственная политика выходит.

- У нас часто обновление государственной политики ограничивается кадровыми перестановками.

- Никакой чистки руководителей федераций не будет. Я очень надеюсь, что даже сегодняшняя атмосфера в Росспорте подвигнет ряд руководителей пересмотреть свои методы работы. Там же, где ситуация запущена, просто нужны перестановки. Пример - набившая оскомину проблема с федерацией плавания. Геннадий Алешин клятвенно обещал стране результат на Олимпиаде. Результат же - одно "серебро" в Афинах.

- Вы как-то сказали, что вашей главной задачей является построение в спорте вертикали власти...

- В том числе. Речь идет о строительстве вертикали профессиональной, а не политической. Например, посмотрите, что сегодня происходит в регионах. В стране 57 спорткомитетов и профильных министерств, в остальных случаях - такие формирования, как департаменты при иных министерствах. Они мне никак не подчинены. Я к этому и не стремлюсь, но ведь отсутствуют нормальная система согласования кандидатур на эти должности и элементарная координация. Часто регионы вкладывают деньги в отдельные виды спорта, отправляют спортсменов в Центр, а что здесь с ними происходит, никого не волнует. Вы же не думаете, что я стал бы сопротивляться, если бы на пост местного руководителя предложили профессионала? Но в том-то и дело, что зачастую администрации приводят туда людей, которые от спорта далеки. Мне до лампочки - есть у спортивного руководителя со мной какие-то взаимоотношения или нет. Мне важно, чтобы он грамотно занимался развитием спорта. В то же время я не стану закрывать глаза на то, что какой-то мой приятель разваливает дело. Обвинять меня в совковости, мол, он будет сидеть сложа руки и на кого-то покрикивать сверху, не получится. Я не по книжкам изучал мировой опыт спортивного руководства и неплохо разбираюсь в том, что было раньше и теперь.

- Государственная опека над спортом в США отсутствует, но это никак не влияет на результат. На последней Олимпиаде они нас опять "сделали".

- Говорить об отсутствии опеки я бы не стал. Глав Олимпийского комитета там снимали не без участия политиков. Кроме того, нас не надо сравнивать только с США. В той же Франции, которая наступает нам на пятки, власть активно руководит спортом. Кстати, я думаю, что, если бы в Америке была спортивная система типа советской, их бы уже никто и никогда не догнал. Там все-таки доминирует чисто любительский спорт. Но в идеале мы хотим перенять опыт доступности и массовости спорта, как в США, и научиться управлять им, как это происходит во Франции или Китае.

- Случай с затяжными баталиями вокруг руководителя федерации футбола показал, что решать такие проблемы непросто.

- Мы привыкли слушать, что говорят чиновники от спорта, но совершенно не слушаем, что говорят спортсмены, тренеры. Вот недавно выступили ветераны хоккея - заслуженные, легендарные люди - с возмущенным заявлением о неблагополучном положении дел в ФХР. Какая реакция? Говорят, или их кто-то накручивает, или они просто ни в чем не разбираются. Представляете, до чего дожили? Вот и проводятся отчетно-выборные конференции за закрытыми дверями, в отдаленных регионах, под охраной ОМОНа.

- Как с этим бороться?

- Было предложение создать некий общественно-государственный формат взаимодействия, то есть конфедерацию, как, скажем, в Скандинавских странах. Это возможно сделать, но как временный шаг, чтобы система устоялась и самосовершенствовалась. Мы хотим, чтобы люди в федерациях правильно расставили приоритеты в своей работе в соответствии с универсальными международными правилами работы.

- Законодательство для этого менять надо?

- Некоторые аспекты спортивной политики будут прописаны в новой редакции закона о спорте. Мы также очень рассчитываем, что правительство поддержит разработанную нами федеральную целевую программу развития физкультуры и спорта на 2006-2015 годы.

- Когда закон о спорте может быть принят?

- Не хочу прогнозировать. Хотя могу предположить, что противников у него найдется предостаточно.

- Вернемся к ситуации в хоккее.

- То, что перемены необходимы, ясно всем. В последнее время часто говорят, что наша хоккейная лига - вторая по силе после НХЛ. К великому сожалению, это разговоры в пользу бедных. Конечно, профессионалы, которые к нам приехали, подняли интерес к этому виду спорта. Но локаут не поменял у нас качества и правил игры в широком смысле слова. На фоне НХЛ мы выглядим провинциально. По деньгам - да, мы уже близко к ним, но по качеству уступаем и Скандинавским странам, и Чехии. Как можно быть второй лигой после НХЛ, а в мировом рейтинге - седьмыми? Не надо заниматься самообманом.

- Так что же подправить в этой хоккейной консерватории?

- Для начала не заниматься изобретением велосипеда. Все уже давно придумано до нас. Я бы хотел, чтобы те же легионеры, попадая к нам, четко понимали, что происходит в чемпионате. А я очень часто слышу недоуменные вопросы звезд и по предвзятому судейству, и по договорным играм. Я регулярно общаюсь со спонсорами, например металлургами, они тоже оптимизм чиновников от хоккея не разделяют. Если откровенно, то они часто просто не понимают, что происходит в их команде. Откуда такие суммы затрат? Думаю, у спонсоров когда-нибудь терпение лопнет и они спросят с нынешних менеджеров за потраченные деньги. Сегодня нужно предлагать новые управленческие модели, чтобы бизнес, вкладывающий деньги в спорт, понимал, что это перспективное дело, способное выйти на самоокупаемость. Ну невозможно каждый год менять в команде по пятнадцать игроков. Вот вы меня про вертикаль в спорте спрашиваете, а я вам про демократию в НХЛ хочу рассказать. В восемнадцать лет игрок подписывает контра кт с кл убом и пашет на него до тридцати одного года. На взгляд многих наших соотечественников, это, наверное, очень своеобразная демократия. Фактически, ты становишься рабом команды.

- Высокооплачиваемым рабом.

- Безусловно. И с огромной ответственностью перед клубом и болельщиками. Это справедливая и суперпрофессиональная система. Она заставляет человека трудиться и рассчитывать на дальнейший успех. А у нас - анархия. О какой ответственности игрока можно говорить, когда он сегодня плохо сыграл, а завтра его приютили в другом клубе. Если игроку плевать на свою, так сказать, малую родину, ему все равно, как он сыграет и за страну. Поймите, люди везде одинаковые. Создайте им нормальные условия и честные правила игры, и тогда вся демагогия некоторых товарищей об отсутствии патриотизма улетучится как дым.

- Хорошо, но все же вы прогнозируете, когда сборная России по хоккею станет хотя бы третьей в мире?

- В тройку можно войти - и тут же вылететь. Чтобы стабильно занимать высокие места в мире, я думаю, нам потребуется лет пять. Необходимо найти человека, который в корне может поменять нынешнюю систему. Полумерами здесь делу не поможешь. На должность руководителя федерации должен быть назначен знаковый человек. Люди понимают, что, если законсервировать ситуацию, мы будем отброшены на десятилетия.

- Бывший глава РФС Вячеслав Колосков говорил, что у нас нет достаточного количества футболистов высокого уровня, чтобы побеждать на чемпионатах. Мол, в Нижнем Новгороде нельзя пока сделать "Мерседес", так что и от меня отстаньте.

- Насчет "Мерседеса" не знаю, не моя специализация. А вот в то, что у нас невозможно найти 20 высокопрофессиональных игроков, создать нормальную сборную или хотя бы не проигрывать Португалии один - семь, я никогда не поверю. Легче всего сказать, что нет людей. А что сделано для того, чтобы они были? Вот ответа на этот вопрос я не слышу. Не было ни методики подготовки игроков, ни тренерских кадров, ни системы соревнований. Спортивные принципы стояли на втором плане, а то и на десятом. Конечно, в таких условиях никогда не будет "Мерседеса"! Я уверен, что талантливых пацанов в нашей глубинке больше чем достаточно, но до них нет никому дела. Взгляните на рейтинг сборной России по футболу. Мы на уровне Саудовской Аравии выступаем.

- Если я правильно понял, вы хотите найти какую-то золотую середину между тем, как спортом руководило Политбюро, а назначение тренера, к примеру, хоккейной сборной лоббировал Андропов, и тем, когда руководство отсутствует как таковое?

- В СССР была четкая система отбора тренеров. Но на Политбюро наставник команды не утверждался. Его рекомендовала коллегия Госкомспорта. От того, что Андропов пролоббировал Тихонова на пост тренера, ничего не менялось. Если бы Тихонов не дал результат на чемпионатах мира, никакой Андропов ему бы не помог. Председатель КГБ не платил судьям взятки, чтобы мы выиграли Олимпийские игры.


- Сейчас стало модно в среде чиновников возглавлять спортивные федерации. Влияние министров можно употребить на благо спорта?

- Если они знают, как построить систему, никакого вреда в этом нет. По тем федерациям, которые уже возглавляют высокопоставленные чиновники, есть результат: волейбол, шахматы, дзюдо. Если люди находят время заниматься общественной нагрузкой и брать на себя сумасшедшую ответственность, то это можно только приветствовать. Самое главное, что они не будут держаться зубами за эти места, как это нередко делают проверенные кадры, которые демонстрируют методы работы каменного века. Я думаю, что, если бы федерации футбола и хоккея курировал серьезный политик, дело бы только выиграло.

- Роман Абрамович недавно заявил, что готов помочь новому президенту РФС Виталию Мутко. Может, попросить на время тренера "Челси" Моуринью?

- В принципе бизнес хочет нам помогать. Кое-кто уже поддерживает отдельные федерации, но для системы необходимо прописать механизм поощрения бизнеса. Сегодня и футбол, и весь спорт так или иначе содержатся за счет бюджетных денег Центра и регионов. Мы, конечно, надеемся, что в ближайшее время спорт выйдет на самофинансирование, как в Америке или Европе, с помощью правильного менеджмента, но пока ситуация такова, как я ее вам описываю.

- Судя по всему, вас поддерживает в желании изменить систему в спорте лично Президент. По крайней мере, это совершенно четко прозвучало в его недавнем Послании Федеральному собранию.

- Безусловно, без этого мне было бы сложно три года назад начать кардинальные изменения в нашей системе. И президент, и глава правительства Михаил Фрадков прекрасно понимают, насколько важна хорошо организованная, ритмичная работа нашей конкурентоспособной отрасли - причем не только для развития спорта как такового, но и для решения многих социальных проблем общества.

- Спорт высших достижений невозможен без массового спорта. Какие здесь будут изменения?

- Мы возродили крупномасштабное спартакиадное движение. Проводим "Лыжню России", в которой в нынешнем году приняли участие уже триста тысяч человек. Впервые провели Кросс нации. Это еще двести пятьдесят тысяч участников. Государство ставит задачу увеличения экономических показателей, но без физически здоровых личностей об этом можно только мечтать. Посмотрите на статистику. Только тридцать процентов молодежи имеет относительно нормальное здоровье. В армии лишь один из десяти может считаться здоровым. Сейчас планируется переход на призыв в один год. Но разговариваешь с военными, а они рассказывают: год им нужен, только чтобы откормить солдат, дабы человек соответствовал элементарным критериям бойца. Необходимо помочь Минобрнауки отстроить систему спортивных соревнований в школах, между школами. Нужно в корне поменять саму концепцию спортивного воспитания. Школьницам неинтересно сегодня ходить по бревну, прыгать через козла или лазать по канату. Пора забыть о послевоенных стандартах.

- Что вы предлагаете взамен?

- Речь идет о создании гибких многоцелевых физкультурно-оздоровительных и спортивных комплексов при школах, которые будут использоваться почти круглосуточно - как школами, так и другими желающими. Это часть упомянутой мною целевой программы.

- Теперь, если можно, не совсем спортивный вопрос. Превращение Москвы в Лас-Вегас - это чья заслуга? Вашего ведомства или города?

- Мы здесь ни при чем. Да, мы выдавали лицензии на игорный бизнес по положению, которое в свое время утвердило Правительство. Уверяю вас, мне эта функция ничего, кроме головной боли, не приносила. По инструкции я должен был выдавать лицензию в течение 60 дней. Выдаю - плохой, не выдаю - тоже плохой. По большому счету, с этим видом лицензирования должна работать серьезная структура, а не как у меня: два человека в штате. Это было чисто бюрократическое мероприятие. Ничего спорту от этого лицензирования не перепадало - 1300 рублей за сертификат шли прямиком в бюджет. В Англии есть министерство спорта, которое контролирует лотерейный бизнес и бизнес казино, и там есть рычаги управления этим бизнесом. Мы же просто штамповали документы. Кстати, мы полгода как не занимаемся выдачей этих лицензий - к большому, признаться, удовольствию. Как мне сказали в Правительстве, я чуть ли не первый, кто добровольно отказался от каких-то полномочий. До смешного доходило: функции по развитию спорта у нас отбирали, а эту оставляли. Насилу отбились.

- Расскажите, как успешный игрок и тренер НХЛ стал российским чиновником? Когда вы познакомились с Владимиром Путиным, который остановил свой выбор на вас?

- Наше общение началось с моего прощального матча в Москве в 2000 году. Тогда мне удалось дозвониться Президенту и пригласить его на игру. В то время случилась трагедия с "Курском", и он не смог приехать, но зато позднее пригласил меня в Кремль. Там мы вместо запланированных 15 минут проговорили два с половиной часа на разные темы. После этого мы еще несколько раз встречались и в Москве, и в США. Я с большим уважением отношусь к Владимиру Владимировичу. Когда он мне во время очередного разговора предложил возглавить российский спорт, я высоко оценил его доверие и не счел возможным отказать.

Денис Бабиченко
No18 (464) дата выхода 03.05.2005
http://www.rossport.ru/xml/t/mainr.xml?nic=press&mid=41&pid=749&lang=ru

Док. 382684
Перв. публик.: 03.05.05
Последн. ред.: 16.10.07
Число обращений: 420

  • Фетисов Вячеслав Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``