В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Ясин. Без комплекса неполноценности и мании величия Назад
Евгений Ясин. Без комплекса неполноценности и мании величия
- Мир денег - это множество сообщающихся сосудов. Пронизывают они и Россию. Какое влияние оказывает на нас этот сложнейший механизм?

- Облик российской посткоммунистической экономики уже определился.

Понятно, что нужно везти в Россию. Скажем, окорочка, итальянскую обувь, оборудование для нефтедобывающей и газовой промышленности.

А что мы умеем производить? Нефть, газ, алмазы, металлы черные и цветные, минеральные удобрения, лес. Вот наше лицо!

Самое тяжелое дл наших западных коллег - уступать свои рынки. Они готовы оказывать помощь, давать кредиты, но... Споры вокруг ВТО, рыночного статуса российской экономики - это дележ рынков. Вместе с тем на Западе есть стратегическое понимание того, что с Россией надо делиться.

Но пора и нам себя в чем-то переломить. Возьмите бесконечные споры вокруг автомобильной промышленности, вокруг темпов экономического роста - ускоряться или погодить? Ронять рубль или наоборот? Но давайте посмотрим чуть-чуть вперед. Сейчас российский гражданин покупает "Жигули", потому что дл него машина дороже 4000 долларов пока недоступна. Потом доходы вырастут на тысячу долларов в год, и он перестанет это делать, начнет выбирать между импортной машиной и "Жигулями". Если при этом качество российского авто будет на уровне, это будет означать, что мы победили.

Я считаю это нашей национальной задачей. То, без чего не сможем стать полноценной страной, которая избавится от комплекса неполноценности вместе с манией величия. Потому что, с одной стороны, мы такие большие, великие. А с другой - а что мы умеем делать, .кроме оружия?

Надо снижать налоговое бремя, сокращать государственные расходы. Сегодня эта мера будет действенным стимулом для экономики. А наши бюрократы пока ее душат. Общая сумма взяток российского бизнеса достигает как минимум 8 млрд. долларов в год!

- Если разделить на сектора российскую промышленность, как они будут выглядеть?

- Топливно-сырьевая и первичная переработка - где-то 40 процентов. Она дает 60 процентов экспортных поступлений. А традиционная промышленность - чуть больше половины. Остальные предприятия, в них наша особенность, - они возникают не самостоятельно, а каким-то образом прорастают на тех предприятиях, которые уже существуют.

- То есть возникают на "трупах"?

- У каждого предприятия есть какие-то живые силы. Там они и произрастают. И ничего плохого в этом нет. Плохо, что у нас мало новых предприятий. Скажем, в Польше заново возникшие предприятия занимают примерно треть всего производства. У нас пока какие-то проценты.

- А как вы оцениваете величину теневого производства?

- Я согласен с теми оценками, которые делает наш Госкомстат вместе с представителями международных организаций. Это дополнительные 25 процентов к объему валового внутреннего продукта.

- Как вы считаете, когда общество перестанут волновать экономические проблемы?

- Этого не случится никогда, так же как всегда будет интерес к футболу. Другое дело, что у людей должно появиться ощущение, что все мучения позади и что теперь, в рыночной экономике и при демократии, жить лучше, чем при социализме. Как только не отдельные лица, а все почувствуют, что можно дом построить, автомобиль купить, - это и будет то время...



Экономические новости России и Содружества
10.08.2002
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000001160

Док. 382129
Перв. публик.: 10.08.02
Последн. ред.: 15.10.07
Число обращений: 332

  • Ясин Евгений Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``