В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Порядочность, этичность, самосознание - про нас ли это? Назад
Порядочность, этичность, самосознание - про нас ли это?
Во всех средствах массовой информации время от времени проблескивают новости типа "новый премьер-министр собирается принять закон о борьбе с коррупцией", "следующий этап работы - борьба с коррупцией в органах власти" и многие другие. Такие искорки "самосознательности" госаппарата внушают оптимизм, когда слышишь их по телевизору, радио или читаешь в газете. Однако каждый, кому приходилось иметь дело с бюрократическими структурами исполнительной власти, а это все граждане, достигшие четырнадцати лет, скажут, что это голые слова. Все, начиная от уровня министров и заканчивая паспортистками и рядовыми милиционерами, претендуют на дополнительную оплату своего "сверхтруда" при каждой подходящей возможности. Конечно, качество и колличество такой нефиксированной оплаты обычно соответствует должности, но речь не о том, кому и сколько дать, а почему даем, и зачем берем. Такими "чаевыми" заражен, к сожалению, не только госсектор. Большинство сотрудников частных компаний получает зарплату в конвертах. Удобно. Все довольны. Если вдруг что-то нужно - пошел, вложил в конверт, взяли, сделали. А что если нет возможности "вложить"? Тогда ты не человек, твое место в конце очереди.

Как понимать данные сложившиеся обстоятельства? Что это - безнадежная испорченность или особенности русского менталитета? Почему мы такие? Если у европейцев, приехавших к нам, "волосы дыбом становятся" от того, что они видят, значит ли это, что у них все не так? И, в конце концов, если у них лучше, как они до этого дошли?

Есть в развитых странах несколько золотых правил или принципов, на которых выстраивается не только законодательство, но и менталитет среднестатистического гражданина: не делай другому того, чего не желаешь себе, и уважай частную собственность и личную сферу себя и каждого, будь то имущество, время или угол в квартире, куда никто доступа не имеет. На этих, казалось бы, простых правилах основывается самосознание или этические нормы человека и гражданина. Уважая себя и других, люди готовы сообщать куда следует, если видят, что другой действует неэтично, не в соответствии с правилами, зафиксированными в законе или корпоративных кодексах чести. И это не стукачество, а привычка называть вещи своими именами.

Не обязательно смотреть на запад, чтобы увидеть взаимосвязь между самоуважением и этичным поведением. В истории России свои примеры имеются. Екатерина II запретила пороть дворян. Зачем? Чтобы повысить их статус в обществе. Спустя несколько десятилетий именно представители этого поколения образованных, состоятельных граждан, чье достоинство не было подавлено розгой, вышли на Сенатскую площадь, пытаясь сказать, что крепостное право и абсолютная монархия изжили себя. Даже на этом единичном примере четко видно, как тесно связаны между собой самоуважение и правильное понимание демократических свобод.

Самосознание и самоуважение - вот что у нас хромает. Однако, разве европейцы всегда такие сознательные? Далеко не все и далеко не всегда. Коррупция есть везде, даже в чопорной Германии. Только масштабы там не столь пугающие. Принцип прост. Недостаток самосознательности отдельных личностей компенсируется четко функционирующими карательными механизмами и самосознательностью других. Что входит в эти карательные механизмы? Одних общих законов не достаточно, хотя, надо сказать, что, к примеру, в немецкоговорящих странах в них прописана каждая мелочь, которая в той или иной форме доносится до народа в школах и университетах. Т.к. большинство западных компаний приватизированы, основными сборниками нормативных правил при выполнении служебных обязанностей являются кодексы корпоративной этики. В них прописаны все мельчайшие особенности, характерные для данного бизнеса, компании и группы сотрудников. Там указано все, вплоть до стоимости подарков, которые можно принять или подарить в ходе здоровых переговоров.

Серых зон мало. Все ясно, как день. Не нравится - уходи. Оплошал раз - предупредили, оплошал два - уволили. Не заметили раз - будь уверен, во второй раз заметят. Тут уж никакие связи не помогут, т.к. профсоюзы сразу поднимут вопрос о равноправии, дискриминации, неоправданном предпочтении и т.д. Если уволили с пометкой "взятка", найти другое подходящее место будет очень сложно, т.к. работодатели, принимая на работу, уделяют особое внимание предыдущим отзывам, чтобы уберечь свои компании от ненужных пятен на репутации.

Экономика, политика, да и все общество развитых стран держатся на совести и на страхе. Результат - относительный порядок. Конечно, и у них не все гладко. Исключений масса, но в целом система работает.

Естественно, кодексы чести или корпоративной этики - не панацея. В нашей стране предсказать результат каких-либо нововведений вообще сложно. К примеру, совершенно здравая и полезная попытка укрепить вертикаль исполнительной власти помимо положительных результатов дала и побочные эффекты в виде еще более разросшегося бюрократического аппарата, увеличения числа чиновников и, к сожалению, колличества взяток в госсекторе. Плохо продуманные изменения законодательства также тянут за собой шлейф нестыковок и незнания. Повсеместное, продиктованное сверху введение усредненных кодексов чести может повлечь за собой массовое стукачество. Однако, практика показывает, что крупные российские компании, которые однажды потратились на введение собственного, особого кодекса чести, в последствии выиграли как в качестве работы, так и в укреплении собственного имиджа как надежного партнера в бизнесе на внутреннем и внешнем рынке.

Подобные решения возможны и в государственных структурах. Единственное, что нужно для успешного начала перемен - выйти из состояния удовлетворенности и смиренности с имеющимся положением дел. Причем делать это нужно не только на словах для усыпления масс, но и на деле, формируя внутренний и внешний механизм контроля и наказания. И важна даже не суровость наказания, а его неизбежность. Мало будет издать еще несколько законов. Начиная с самого детства, в гражданах должен формироваться моральный стержень, основанный на уважении к себе и другим. И начинать формирование такого стержня самосознания надо не с других, а с себя.

Татьяна Карсека

14.10.2007
www.nasledie.ru

Док. 381967
Опублик.: 14.10.07
Число обращений: 1394

  • Карсека Татьяна Сергеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``