В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Ясин: Комплексы русских - не препятствие модернизации Назад
Евгений Ясин: Комплексы русских - не препятствие модернизации
При взгляде русского человека на самого себя и на окружающих его иной раз воротит, и кажется, что нам ничего уже не поможет. Если же посмотреть на другие страны, то окажется, что никаких неустранимых пороков у нас нет.

С тех пор как незадолго до Петра I русские вдруг открыли, что сильно отстают от Европы, и появились русские европейцы, мы живем с комплексом неполноценности и стремимся догнать Европу. Этот комплекс является чрезвычайно важным фактором нашей национальной психологии, определяет менталитет нации. Встает вопрос, возможно ли превратить Россию в страну, граждане которой процветают и никому не завидуют?

Есть, конечно, простой выход. Можно смириться с тем, что мы - такие как есть. Можно сказать, что у нас просто другая цивилизация, что мы не должны никого догонять и нам надо жить как живется и в целом нам и так хорошо.

Такая точка зрения существует, но она не устраняет проблему. Во-первых, комплекс неполноценности остается, побуждая нас к не всегда адекватным действиям. Во-вторых, проблема осложняется тем, что мы живем в эпоху глобализации. Другие страны быстро перенимают достижения передовых народов и цивилизаций, и такая позиция грозит тем, что мы останемся не просто на Востоке, а между процветающими Западом и Востоком. Придется опять завидовать, если мы вообще уцелеем: в глобальном мире цивилизации не только возрождаются, но и гибнут.

Уже не первое десятилетие мы живем в обстановке национального вызова. Этот вызов в значительной степени связан с тем, что модернизация экономики - это не просто замена оборудования, перестройка стен цехов или офисов. Это перестройка человека. Занятие трудное и неблагодарное, но без перестройки культуры, системы ценностей нам не обойтись. Цивилизации в значительной степени различаются тем, насколько косными или подвижными являются их неформальные институты. Западная цивилизация отличается не просто тем, что протестантская этика сильно способствует развитию экономики. Она характеризуется большей подвижностью, более быстрым изменением психологии людей, чем у нас. Но это не только наша проблема, поэтому никакой особенной загадки в мире мы тоже не представляем. Можно привести в пример страны Латинской Америки, которые во многом на нас похожи, но, по-моему, еще более сложны для модернизации. Тем не менее в Латинской Америке были такие успешные случаи, как расцвет Аргентины в первой половине века, когда она с успехом торговала мясом, пшеницей и по уровню жизни перегнала, например, Испанию - свою метрополию. Был пример - Бразилия, которая двадцать лет при военных режимах держала очень высокие темпы роста экономики, привлекала массу иностранных инвестиций, построила много предприятий. С другой стороны, традиционные иберо-католические институты, их ценности всегда замораживали развитие, и нельзя сказать, что эти страны в результате добились решающего успеха и смогли войти в высшую лигу наций.

Есть противоположные примеры в Восточной Азии, начиная с Японии, "азиатских тигров" и нынешнего Китая, которые, опираясь на традиционную систему ценностей, смогли очень быстро развиться. Особенности конфуцианской системы ценностей, распространенной в Восточной Азии, лежат в их традиционном характере, и можно было бы ожидать, что они будет тормозить экономическое развитие. Однако для фазы индустриализации, которую эти страны проходили после Второй мировой войны, именно традиционная система ценностей оказалось вполне работоспособна, поскольку она увязывает низкие потребительские стандарты населения с большим трудолюбием.

Если рассматривать нашу систему ценностей, наши неформальные институты, то при взгляде русского человека на самого себя и на окружающих его иной раз воротит, и кажется, что нам уже ничего не поможет. Однако если посмотреть на другие страны, то оказывается, что никаких неустранимых пороков у нас нет. Да, мы действительно отстаем. Мы имеем достаточно непродуктивную систему ценностей. В нашем менталитете масса всяких недостатков, но они не представляют собой ничего исключительного. Эти недостатки характерны на этапе перехода от традиционного аграрно-феодального иерархического общества к рыночному постиндустриальному обществу. Западные страны уже прошли этот период. Мы - нет. Мы попытались продлить удовольствие от жизни в условиях феодализма, назвав его социализмом. Советская система оказалась еще более иерархичной, подавляющей человека сильнее, чем старая сословно-феодальная. Отсюда и настроения, выраженные однофамильцем нашего президента из Брянской области: "Только вы нас не жалейте, вы нас почаще по башке бейте, и все будет в порядке", - обратился к вновь избранному российскому президенту его тезка из деревни Путино. Не будет все в порядке, поскольку для укоренения продуктивной системы ценностей в новую постиндустриальную эпоху необходима прежде всего свобода, демократия, гуманизация общества, более доверительное отношение к согражданам.

Только сейчас мы начинаем перестраиваться. И если сравнить условия перестройки у нас с условиями других стран, оказывается, что мы вовсе не в худшем положении и у нас есть надежда. Хотя наши политические пристрастия меняются медленно и не последнюю роль в этом играют протестные настроения, все-таки оказывается, что представление о жизни, на котором затем основывается формируемая система ценностей, меняется довольно быстро. Отсюда у меня и осторожно-оптимистическое, небезнадежное мнение о том, что мы можем спокойно развиваться, и переменчивые обстоятельства будут менять и нашу систему ценностей.




Евгений Ясин
Столичная вечерняя газета
07.04.2003
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000001139

Док. 381849
Перв. публик.: 07.04.03
Последн. ред.: 14.10.07
Число обращений: 267

  • Ясин Евгений Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``