В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Ясин: `Покушение на суверенитет народа` Назад
Евгений Ясин: `Покушение на суверенитет народа`
Президент России на минувшей неделе встречался с представителями крупного бизнеса. Каких последствий от этого "собеседования" ждать отечественным олигархам, покажет время. Например, после последней "вечери" в феврале с.г. начались неприятности у Ходорковского, которые закончились его посадкой и фактическим разгромом крупнейшей нефтяной компании России. "То ли еще будет", - говорят знающие люди. Как минимум один повод для скепсиса у них есть: накануне июльской встречи равноудаленных олигархов поделили на "чистых" и "паразитов".

Как путинский санэпиднадзор поступит с этими "паразитами", можно догадаться уже сегодня.

Об отношениях бизнеса и власти, чья неупорядоченность, похоже, становится тормозом социально-экономического развития России, на страницах "Новой" рассуждает научный руководитель Высшей школы экономики профессор Евгений ЯСИН.

- Как ни делите госсобственность, итог дележа никогда не будет торжеством справедливости. Но в момент приватизации казалось очевидным: недопустимо раздать поровну всем. Это создаст трудности для появления эффективных собственников, для последующего развития экономики. Концентрация капиталов представлялась более рациональным решением. Тогда и появились так называемые олигархи - люди, имевшие деньги и получившие возможность влиять на государственную политику. Возникла дилемма: что первично - деньги или власть. "Все решает административный ресурс", - уверены государственные бюрократы. "Деньги рождают власть!" - возражает большой бизнес, в частности совладельцы компании "ЮКОС". Оказывая влияние на депутатов разного толка, крупные компании подрывают возможность кремлевской администрации манипулировать законодательным собранием. В ответ кремлевская бюрократия добилась полного контроля над Думой с помощью "Единой России". В результате на смену олигархическому капитализму де-факто пришел капитализм бюрократический.

- Поменяли, что называется, шило на мыло.

- Нарушая человеческие и юридические законы, власть сегодня показывает свою силу. "Проклятые олигархи захватили все бесплатно!" - считает какая-то часть российского общества. "Да, это пять-шесть миллиардеров!" - подсказывает президент. Даже если так, это вовсе не значит, что их можно сажать в тюрьму!

Власть должна судить бизнес за нарушения закона, за конкретные преступления. И когда они раскрыты, а не когда скопили досье под политическую задачу. Но то, что вменяют сегодня совладельцам компании "ЮКОС", конкретно не доказуемо. Их действия на грани, но в то же время основываются на законе, который действовал в период реформ. Подоплека у конфликта чисто политическая: схлестнулись административный и финансовый ресурсы. И какие-то бюрократы, может быть, даже высокопоставленные, считают необходимым показать свою силу и заставить бизнес "ходить по кругу".

- Они вам скажут, что это в государственных интересах.

- Но почему бюрократы думают, что именно они выражают интересы государства?

Потом, государство - слуга народа. Общество, а не бюрократы в результате демократических выборов определяет, кто ему будет предлагать свою политику.

Когда чиновники начинают манипулировать результатами выборов, они покушаются на суверенитет народа - ставят государство над обществом.

- Некоторые аналитики считают: сегодня по России бродит "синдром Ходорковского".

Наш бизнес хочет инвестировать в регионы, и местные бюрократы сулят за то "горы золотые": поднимай лежащую оборонку, решай проблемы социалки, а мы уж, так и быть, пока не раскрутишься, на старые долги глаза-то закроем. Но как только залежалые акции проданы - начинается "давилово" по полной программе: налоговые приставы, арест банковских счетов:

- Обстановка, которая сегодня сложилась в России в результате "синдрома Ходорковского", крайне неприятна для развития экономики. Президент Путин указал на пять-шесть неблагонадежных бизнесменов. Но у региональной власти - свой список, свои кандидаты, и у лейтенанта

УБОПа - те представители бизнеса, с которыми есть желание разобраться в первую очередь. Вот и премьер-министр Фрадков, выступая перед членами РСПП, заявил: "Мы вам объясним, что вы должны делать в интересах государства"! Приехали. Бизнесмен должен свою собственность, за которую он отвечает перед Богом и людьми, заставить работать по команде чиновников. Они, очевидно, не знают, что сегодня российская экономика имеет семь процентов роста только за счет того времени, когда бизнес был по-настоящему свободен.

- Президент ставит перед экономикой задачу - модернизация прежде всего! Но почему-то никто не добавил: она возможна только за счет внутренних инвестиций. О каких вложениях может идти речь, если инвесторы сравнивают не потенциал роста предприятий, а ищут по России "доброго барина"?

- Дружественная мне компания столкнулась с проблемой: крупные акционеры собираются продать свои пакеты акций. Это случилось вскоре после ареста Платона Лебедева. В чем дело, ваш бизнес процветает? Да, закупаем новое оборудование, технологии, а нам чиновники в тысячный раз указывают - у вас то не так и это не так. Ребята, мы же уже заплатили! Заплатить-то заплатили - только не нам. В этом смысле приходится защищать российского бизнесмена от власти. Высокий уровень коррупции, слабость государства, плохая законодательная база, засилье теневой экономики, организованная экономическая преступность, плохая собираемость налогов - это российская модель экономики перехода от планового хозяйства к свободному рынку, "институциональная ловушка" с ограниченным потенциалом развития. В широком масштабе задача ее преодоления встала при президенте Путине.

- Опять выходит, что мы сегодня стоим на распутье: силовой путь генерала Пиночета или мягкая эволюционная "рейганомика".

- Силовой путь - это нам понятно, это то, что в российской истории уже было: удушение бизнеса, обстановка всеобщего недоверия. Можно силой заставить бизнес соблюдать закон, платить налоги, но что в результате? Падение темпов роста, стагнация.

Мы потому так бурно развиваемся, что российский бизнес не такой благообразный, как в других странах. Он нам не нравится: нарушает законы, не любит повышать зарплату наемным работникам, не платит налоги в полном объеме. Но в переходный период нужно какое-то время, чтобы наемная рабочая сила сумела организоваться и вступить с бизнесом в полноценный диалог. С моей точки зрения, в России - слабое законопослушание, потому что нет политической силы, реально защищающей права наемного большинства. Ведь крупный бизнес в любой стране - три-пять процентов населения, от силы 15, если прибавить малый и средний. Это всегда меньшинство.

Еще не было серьезного спроса на законопорядок. Общественная потребность на твердые правила игры, гарантии прав собственности обеспечат поддержку правительству, которое будет этого добиваться. Но власти нужно терпеливо дождаться и определить момент возникновения спроса, от которого можно будет сделать следующий шаг.

Если же захочется побыстрее навести порядок, то власть столкнется с тем, что среда к этому пока не готова. Присмотритесь к людям, которые советуют завинтить гайки уже сегодня, - и увидите, что они имеют персональный интерес, чтобы это было сделано.

- Но есть и такое мнение: российская история - прежде всего царь и кнут, демократия нам противопоказана, ее здесь никогда не было:

- Демократии когда-то не было нигде, а потом она появилась. Стало ясно: процветают те страны, где она есть. Вы хотите хорошо жить? Тогда нам нужна нормальная, а не управляемая демократия. Чтобы мы могли формировать партии, получать информацию, высказываться в прессе независимо от государства. Чтобы из администрации президента не командовали прокурором и "басманным" судьей. Чтобы мы не гадали: можно ли доверить власть выходцам из спецслужб, не грозит ли России правящая династия КГБ.

- Законодательная и исполнительная ветви власти сплелись в единую вертикаль. Так расценили некоторые политологи результаты выборов в Думу. Когда в эту же вертикаль по умолчанию вплелся крупный бизнес, чудным образом получилась реставрация командно-административной системы образца позднего СССР :

- С бизнесом это не получится. Но ожидать сопротивления от предпринимателей не нужно. Бизнес устроен иначе. Предприниматель несет ответственность за собственность, за наемных работников, лишние риски ему не нужны. Бизнесменам нужна политическая партия, представляющая их интересы.

- Кто сейчас на правом фланге Думы защищает интересы предпринимателей? Прав ли большой бизнес, не брезгуя лоббировать свои интересы через депутатов от КПРФ или ЛДПР? Может, предпринимателям нужна своя корпоративная партия?

- Мы можем сколько угодно это обсуждать, но такой партии не будет никогда.

Успешный бизнес всегда будет класть яйца в разные корзины. Дело - в диверсификации рисков. Сегодня у власти левые, завтра - правые, со всеми нужно находить общий язык, если бизнес хочет быть эффективным.

В свою очередь, никакая партия не может делать ставку только на бизнес.

Политическая сила должна выражать интересы той части избирателей, которая может привести ее к власти. Например, христианские демократы в Германии. Можно сказать, что это партия только крупного бизнеса? Нет, нельзя. Это партия верующих, ремесленников и предпринимателей в том числе. На ее знамени написано:

"Свобода, вера в Бога, социальная солидарность". То же самое в США.

А наш правый фланг - СПС и "ЯБЛОКО" - должны подняться и объединиться до выборов 2007 года. Удастся ли? Не знаю. Слишком велики амбиции и старые обиды. Ощущение вчерашней войны превалирует над неизбежностью объединения. Хотя сегодня ясно: удержать Россию на демократической платформе позволит только сильная оппозиция партии власти.


Ирина Тимофеева
Новая газета
08.07.2004
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000001090



Док. 381682
Перв. публик.: 08.07.04
Последн. ред.: 13.10.07
Число обращений: 282

  • Ясин Евгений Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``