В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Ясин: `Включился механизм торможения модернизации` Назад
Евгений Ясин: `Включился механизм торможения модернизации`
Завтра в Москве открывается 7-я конференция Высшей школы экономики, МВФ и Всемирного банка, на этот раз посвященная проблемам участия государства в модернизации экономики. О том, можно ли модернизировать государство так, чтобы оно, в свою очередь, модернизировало экономику, обозреватель "Известий" Андрей Колесников поговорил с профессором Евгением Ясиным.

известия: Евгений Григорьевич, факт усиления роли государства в экономике уже ни у кого не вызывает сомнений. Что это?- предвыборное явление или все-таки долгосрочная тенденция?

Евгений Ясин: Это долгосрочная тенденция. Существуют два типа модернизации: сверху - посредством государства и снизу?- путем вовлечения людей, социальных слоев, гражданского общества. В России в результате осуществления реформ созданы все условия для модернизации, цель которой - формирование таких институтов, которые соответствовали бы стандартам рыночной экономики и демократического политического устройства. Но если не получается модернизация снизу, то немедленно возникает соблазн движения в сторону усиления роли государства. Что накладывается на историческую российскую традицию сакрализации государства. Поэтому тенденция обещает быть долгосрочной.

Но надо при этом понимать, что государство всегда присутствовало и присутствует в экономике. Другой вопрос: в чем выражается это присутствие?

Согласно либеральной доктрине участие государства - это создание правил игры, адекватное правоприменение, защита прав собственности, забота о безопасности, институциональные изменения. Кроме того, это социальные трансферты, социальная защита, предупреждение и устранение провалов рынка, отчасти - государственное предпринимательство, что есть управление государственными компаниями.

Сегодня усиление государства идет в тех областях, где его эффективность сомнительна, например, в государственном предпринимательстве. И в то же время государство ослабляет свои позиции там, где оно должно быть особенно активным, - например, в обеспечении верховенства закона, независимости правосудия, защиты прав собственности. То есть не выполняет функцию "ночного сторожа".

Между тем именно в части содействия развитию экономики роль государства должна возрастать. По Людвигу Эрхарду, социальное рыночное хозяйство - это такое устройство экономики, в котором государство берет на себя функции обеспечения экономической активности граждан и поддержки макроэкономической стабильности. Тем самым государство способствует проявлению частной инициативы, дает возможность гражданам и предпринимателям в долгосрочном временном горизонте строить свои планы, свой бизнес.

Что же касается приоритетов государственной поддержки, то государство должно помогать секторам постиндустриальной экономики, инновационным отраслям, способствовать выращиванию фирм, которые потом сами найдут себе рыночные ниши.

известия: Означает ли все сказанное, что в нынешних условиях модернизация с помощью государства невозможна или сомнительна?

Ясин: Выполняя из своих функций те, которые не всегда способствуют укреплению рыночных институтов, государство выбирает не лучший путь модернизации, содержащий в себе высокие риски. Оно делает акцент на усилении государственного регулирования и государственном предпринимательстве, фактически - на национализации. В проекты по огосударствлению экономики легко "влезть", и поначалу даже может возникнуть некоторая эйфория, но из них трудно выйти с позитивным результатом.

Добиться эффективности в подобного рода проектах практически невозможно. Я бы сказал так: включился механизм торможения модернизации.

известия: Можно ли количественно - в процентных пропорциях - оценить сегодняшние масштабы государственной части экономики?

Ясин: Если считать только по объему государственных расходов, то это 35-36% ВВП. Госсектор - это 40% активов по их стоимости, и примерно столько же - по масштабам занятости. Можно приплюсовать сюда и большой сектор естественных монополий, где фактически применяется государственное регулирование цен. Так что собственно рыночная экономика оказывается достаточно, я бы сказал, сжатой.

Понимаете, получается замкнутый круг: если у вас недостаточна инвестиционная привлекательность экономики, не проводятся структурные реформы, не слишком активно работает частный сектор, то невозможно и снизить государственные расходы, которые вынужденным образом замещают частные.

известия: Получается, что государство тем самым еще и генерирует инфляцию?

Ясин: Если бы в экономике был высокий уровень частной деловой и инвестиционной активности, то не возникало бы и необходимости в столь масштабных государственных расходах.

известия: Не получается ли так, что в те исторические периоды, когда цены на энергоносители высоки, у нас автоматически усиливается роль государственного регулирования и увеличивается степень государственного вмешательства в экономику?

Ясин: Конечно, когда цены на сырье высоки, пропадают стимулы для того, чтобы работать и реформировать экономику. Министр финансов Алексей Кудрин, предложив верстать бюджет без учета нефтяных доходов, допустил, что без нефти мы бы жили при бюджетном дефиците. А я вот что скажу: мы не знаем, как развивалась бы экономика, если бы не было нефти. Я думаю, что у нас и с дефицитом бюджета все было бы в порядке, потому что без нефти нам бы пришлось реализовывать совершенно иную экономическую политику, проводить реформы и модернизацию экономики.




"Известия"
03.04.2006
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000004699

Док. 381466
Перв. публик.: 03.04.06
Последн. ред.: 12.10.07
Число обращений: 275

  • Ясин Евгений Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``