В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Г. Н. Карандаев, А. А. Огрызов: Экономическое обоснование создания системы персонального учета населения Российской Федерации Назад
Г. Н. Карандаев, А. А. Огрызов: Экономическое обоснование создания системы персонального учета населения Российской Федерации
ЭКОНОМИЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО УЧЕТА НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Содержание
ВВЕДЕНИЕ    4
ПЕРВАЯ ГЛАВА. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ СИСТЕМ ПЕРСОНАЛЬНОГО УЧЕТА НАСЕЛЕНИЯ    9
1.1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СИСТЕМ ПЕРСОНАЛЬНОГО УЧЕТА НАСЕЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ    9
1.2. ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ НОМЕРА ГРАЖДАН    15
1.3. АРХИТЕКТУРА СИСТЕМ ПЕРСОНАЛЬНОГО УЧЕТА НАСЕЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ    20
1.4. СТРУКТУРА СИСТЕМ ПЕРСОНАЛЬНОГО УЧЕТА НАСЕЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ    30
1.5. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ ПЕРСОНАЛЬНОГО УЧЕТА    36
ВТОРАЯ ГЛАВА. НЕКОТОРЫЕ ПУТИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО УЧЕТА НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    42
2.1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМ УЧЕТА НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    42
2.2. ОТДЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    51
Регистрация органами внутренних дел и органами местного самоуправления населения по месту жительства и пребывания    53
Регистрация избирателей    59
Постановка налоговыми органами налогоплательщиков на учет    62
Воинский учет территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации призывных и мобилизационных людских ресурсов    69
Регистрация территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованных лиц в системе обязательного государственного пенсионного страхования    71
Регистрация органами Фонда социального страхования Российской Федерации населения, нуждающегося в социальной защите и состоящего на учете в органах занятости, а также населения, застрахованного в системе обязательного социального страхования, включая страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний    77
Регистрация территориальными фондами обязательного медицинского страхования населения в системе обязательного медицинского страхования    81
Другие системы сбора персональных данных    86
2.3. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВЕДЕНИЕМ ПЕРСОНАЛЬНОГО УЧЕТА НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    86
ТРЕТЬЯ ГЛАВА. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО УЧЕТА НАСЕЛЕНИЯ    90
3.1. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО УЧЕТА    91
3.2. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ    93
3.2.1. Принципы формирования системы персонального учета населения    95
3.2.2. Процесс функционирования системы персонального учета населения    97
3.2.3. Архитектура системы персонального учета населения    103
3.2.4. Требования к техническому обеспечению региона и информационных систем    106
3.3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЗДАНИЯ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО УЧЕТА НАСЕЛЕНИЯ    109
3.4. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО УЧЕТА НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    113
3.5. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО УЧЕТА НАСЕЛЕНИЯ    122
3.5.1. Качественный эффект от создания системы персонального учета населения    123
3.5.2. Количественный эффект от создания системы персонального учета населения    125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    128


Введение
Важным условием обеспечения социально-экономического развития и безопасности государства является наличие в органах государственной власти и органах местного самоуправления полной, достоверной и актуальной информации о гражданах Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации, а также об иностранных гражданах или лицах без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации.
Персональные данные указанных лиц необходимы органам государственной власти и органам местного самоуправления для обеспечения адресности и эффективности государственной социальной поддержки, собираемости налогов в бюджеты всех уровней и их рационального распределения, проведения основных структурных реформ, обеспечения общественной безопасности и охраны порядка, контроля миграционных процессов, противодействия терроризму, повышения эффективности работы органов государственной власти в чрезвычайных ситуациях, а также обеспечения и защиты конституционных прав и свобод граждан.
Персональный учет населения в том или ином виде ведется в большинстве стран мира и обеспечивает возможность решения широкого спектра задач.
Действующая в настоящее время в Российской Федерации государственная система учета населения формировалась в условиях отсутствия единой нормативной правовой базы, а также нескоординированности и несогласованности создания автоматизированных систем учета между собой.
В связи с этим, по нашему мнению, имеется ряд задач, которые необходимо решить:
неполный охват населения любой из существующих автоматизированных систем учета;
низкий уровень автоматизации органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, осуществляющих сбор и хранение персональных данных;
недоступность персональных данных, размещаемых в отдельных автоматизированных системах учета, для заинтересованных органов государственной власти на межведомственном уровне и, как следствие, дублирование бюджетных расходов по сбору уже имеющихся в других ведомствах и организациях персональных данных;
невозможность сопоставления и анализа персональных данных из различных автоматизированных систем учета для получения полной, достоверной и актуальной информации о населении;
сложность обеспечения оперативного обмена персональными данными между отдельными автоматизированными системами учета, имеющими различную структуру хранения персональных данных;
отсутствие единого механизма однозначного установления соответствия персональных данных, размещаемых в различных автоматизированных системах учета, конкретному физическому лицу в любой момент времени.
Исходя из изложенного нам представляется необходимым обеспечить единый порядок сбора и использования персональных данных, а также создать систему персонального учета на основе интеграции автоматизированных систем учета в рамках единого информационного пространства.
Система персонального учета населения Российской Федерации (далее - система персонального учета) - это система взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций по обмену персональными данными о гражданах Российской Федерации, иностранных гражданах или лицах без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации (далее - граждане), на основе современных информационных технологий в рамках обеспечения конституционных прав граждан, а также предоставления услуг населению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По нашему мнению, создание системы персонального учета населения в Российской Федерации позволит обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления актуальной и достоверной информацией о населении, постоянно или временно проживающем на территории Российской Федерации.
Кроме того, информацией о зарегистрированном населении могут быть обеспечены также организации, занимающиеся учетом отдельных категорий населения, такие как Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Система персонального учета населения позволит интегрировать базы данных по учету отдельных категорий населения, обеспечить эффективный автоматизированный информационный обмен в сфере учета населения, улучшить информационное обслуживание населения и сократить потери времени при обращении граждан в органы государственной власти и местного самоуправления.
Мы полагаем, что наступило время решать поставленные самой жизнью вышеуказанные задачи. В этой связи нам представляется необходимым внедрение на современном этапе развития нашего общества возможностей для однозначного установления соответствия персональных данных, размещаемых в различных автоматизированных системах учета, и принадлежащих конкретному человеку, в том числе за счет введение единого идентификатора персональных данных.
Необходимо создать систему учета населения, содержащую актуальные первичные идентификационные данные граждан, а также интегрировать и обеспечить взаимодействие различных автоматизированных систем учета, обеспечивающих сбор, обработку и хранение персональных данных в электронном виде.
Кроме того, по нашему мнению следует обеспечить доступ к персональным данным, размещаемым в автоматизированных системах учета, заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций на межведомственном уровне, а также обеспечить порядок предоставления информационных услуг населению. При этом в основе указанного взаимодействия должны быть соответствующие регламентами.
В данной работе нами предпринята попытка рассмотреть вопросы, связанные с необходимостью решения поставленных выше задач по созданию системы персонального учета населения Российской Федерации, в основе которой лежит учет опыта различных органов государственной власти, государственных и муниципальных организаций по созданию автоматизированных систем учета.
Мы исследовали вопросы и практические проблемы, связанные с осуществлением персонального учета населения в Российской Федерации; проведении анализа существующих систем учета населения в мире и в Российской Федерации и разработка предложений, направленных на повышение эффективности учета населения в нашей стране, а также повышение эффективности использования бюджетных средств.
Мы взяли для исследования автоматизированные системы учета населения, существующие в настоящий момент в Российской Федерации.
Предметом исследования выступает совокупность организационно-экономических механизмов и инструментов, применяемых для повышения эффективности учета населения. Также рассмотрен перечень персональных данных, которые используются на современном этапе развития в различных базах данных.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные принципы познания экономических явлений, системный подход к решению поставленных задач с использованием методов сравнения и анализа.
В качестве информационной базы для анализа использовались материалы и документы, регулирующие процесс создания и функционирования различных систем учета населения. Использованы официальные данные Минэкономразвития России, Минфина России, Мининформсвязи России, Федерального казначейства, Федеральной службы государственной статистики.
Новое в работе заключается в комплексном исследовании вопросов места и роли персонального учета населения в нашей стране, практических проблем совершенствования системы персонального учета населения, в том числе в части повышения эффективности использования бюджетных средств, направляемых на создание и ведение соответствующих автоматизированных систем.

2007 г.

Док. 381450
Перв. публик.: 15.04.08
Последн. ред.: 06.05.08
Число обращений: 1979

  • Карандаев Геннадий Никифорович
  • Огрызов Андрей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``