В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вешняков опасается организованной дискредитации выборов Назад
Вешняков опасается организованной дискредитации выборов



Подготовка к выборам Госдумы 5-го созыва вышла на финишную прямую - масштабная правка избирательного законодательства, проходившая в течение 2006 года, завершилась. С сегодняшнего дня 14 региональных парламентов, которым 11 марта предстоят перевыборы по правилам, максимально приближенным к общефедеральным, получают право объявить о начале избирательной кампании. Сегодня же Центризбирком проведет совещание с представителями партий и главами региональных избиркомов, на котором участникам выборов будут разъяснены новые правила игры. О том, как готовится Центральная избирательная комиссия к выборам в Госдуму и каких последствий ожидает от нового избирательного законодательства, в интервью "НГ" рассказал ее председатель Александр Вешняков.

- Александр Альбертович, глава думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, характеризуя итоги переговоров с ЦИКом по поправкам в избирательное законодательство, в интервью "НГ" заявил, что хорошо, когда обе стороны уходят с легким чувством неудовлетворения. Это значит, переговоры прошли успешно. Вы разделяете такую позицию?

- С точки зрения теории - нет, а в конкретной ситуации - разделяю. Одиозное досрочное голосование не возвращается на федеральные и региональные выборы. А в вопросе отмены регистрации за ненадлежащее оформление документов и неполноту сведений даже есть прогресс: избиркомам вменяется в обязанность информировать кандидата, если его документы не соответствуют закону. Причем они обязаны делать это не позднее, чем за три дня до заседания, а не держать козырную карту за пазухой, как бывает сейчас и как, возможно, хотели авторы законопроекта. Законопроект был юридически не проработан, и мы доказали профессиональность наших замечаний.

- Вы говорили о несвоевременности некоторых поправок...

- В этом смысле спорная, с моей точки зрения, норма - отмена порога явки. В данном случае это вопрос политической целесообразности. Конституционных ограничений и предписаний международных избирательных стандартов нет. Но, учитывая специфику нашей жизни, наших избирательных кампаний, - это преждевременно. Соцопросы подтверждают: люди смотрят на отмену порога явки как на попытку власти облегчить себе жизнь. В совокупности с другими радикальными изменениями, прошедшими в нашем законодательстве ранее, это может привести к отторжению части россиян от избирательного процесса.

- И тем не менее вы считаете, что закон в нынешней редакции позволяет проводить в России демократические выборы?

- Самые одиозные из поправок не приняты. Поэтому реальной угрозы для проведения выборов нет.

- Так думают не все. КПРФ, к примеру, готовит в Конституционный суд большой иск, чтобы опротестовать ряд избирательных норм.

- Не исключаю, что среди принятых поправок есть и такие, которые могут не выдержать испытания. Например, технология "политических паровозов" - не сама норма, допускающая ее применение, а практика массового использования. Я бы не стал говорить, что не вызовет осуждения со стороны КС и норма, по которой партиям нельзя выдвигать по своим избирательным спискам членов других партий. Эта позиция привела к странной ситуации при объединении в регионах трех партий в "Справедливую Россию".

- А как вы относитесь к норме, запрещающей регистрацию лиц, получивших административное наказание за экстремизм?

- Эта норма тоже не бесспорная. Будет ли это вписываться в статьи 32 и 55 Конституции, разрешающие в целях защиты конституционного строя вводить некоторые ограничения? Если сочтет КС, что эти нарушения допустимы, - норма устоит. Но может не устоять. Многое будет зависеть от ее применения на практике.

- Отмена порога явки может повлиять на снижение и так невысокого уровня доверия к избираемой власти?

- Нет, если за этим со стороны власти, партий, избиркомов не последует сворачивание работы по информированию населения о выборах, если будут созданы условия для активного участия избирателей в процессе и развития политической конкуренции, которая всегда вызывает в людях желание участвовать в голосовании. Пока заверяют, что так и будет. Что ж, давайте поверим. ЦИК же намерен работать более активно по вопросам информационно-разъяснительной деятельности и созданию условий для общественного контроля на выборы.

- Вас не смущает, что ЦИК то и дело оттесняют от управления системой выборов, корректировки законодательства?

- Там, где нужно высказать свою позицию, ЦИК ее высказывает. Как показали последние события, к нашим аргументам прислушиваются. Раньше мы комплексно анализировали законодательство, практику его применения, готовили предложения по его изменению и выступали в роли представителя президента РФ по вносимым поправкам в избирательное законодательство (ЦИК не имеет самостоятельного права законодательной инициативы). Планируем это делать и в будущем. Между тем никто не может ограничить право законодательной инициативы депутатов. Это объективный процесс, и мы тут в разных весовых категориях.

- Все чаще региональные подструктуры ЦИКа предпочитают не прислушиваться к рекомендациям сверху. Не планируете усиление централизации системы избиркомов?

- Год назад, когда мы анализировали нормы, регулирующие наши взаимоотношения, пришли к выводу, что никаких новаций вводить не надо. Есть работающие механизмы, позволяющие делать каждому свое дело, исполнять закон и применять меры ответственности к конкретному лицу и коллегиальному органу в целом, этот закон не исполняющему. И я совершенно не согласен с мнением, что вся система идет в разнос, потому что все думают о своем переизбрании на другой срок. Если наша рекомендация исходит из здравого смысла и соответствующей логики, то к ЦИКу могут прислушаться, а могут и не прислушаться. Это вопрос уровня нашего авторитета и политических предпочтений на местах. Если действия не соответствуют закону - никакой вольности быть не может и не будет!

- Есть мнение, что отмена явки сыграет положительную роль в демократизации выборов и избирательной системы: избиркомам на местах не придется идти на нарушения, натягивая показатели...

- Эта точка зрения имеет право на жизнь. Я с ней частично согласен.

- А нужно ли создавать дополнительные стимулы для того, чтобы люди приходили на выборы?

- Нужна реальная конкуренция на выборах, доверие к власти и кандидатам. Информационно-разъяснительная работа теперь приобретает дополнительную актуальность. Нас сейчас беспокоит то, как обезопасить наши выборы от организованной дискредитации.

- Откуда такие опасения?

- Такие технологические проработки уже существуют. Например, какая-то сила, обладающая политическим, административным, финансовым ресурсом, видит, что ей не нужна высокая явка на выборах: если придет 15% - им гарантирована победа, а если 35%, то им нужного результата не получить. Они могут подбить отдельные слои населения не участвовать в выборах. В Свердловской области этой осенью в СМИ развернули кампанию, говорили, что, если пенсионеры устроят забастовку и не пойдут на выборы, им повысят пенсию в 3 раза. Это урок, который мы должны учесть. Раз уж прокуратура не видит в подобном действий, препятствующих волеизъявлению граждан, нужно уточнить Уголовный кодекс в этой части.

- Как? Ведь у ЦИКа нет права законодательной инициативы?

- Мы будем предлагать депутатам Госдумы выступить с такой инициативой, и, надеемся, она получит поддержку. Пока существует безнаказанность, возможны случаи, когда противоправные действия, как в Свердловске, совершает депутат Госдумы.

- О чем сегодня пойдет речь на совете председателей?

- Мы обсудим информационно-разъяснительную работу в регионах. И, конечно, обсудим применение новых требований закона. Вероятность того, что они вступят в силу до момента назначения выборов в парламенты 14 регионов, существует. Поэтому выборы 11 марта станут генеральной репетицией федеральной кампании. Партии провели объединительные мероприятия и готовы выступить в новой конфигурации на последней перед выборами в Госдуму 5-го созыва кампанией, которая стартует в сентябре (голосование состоится 2 декабря 2007 года).

- А о досрочных выборах?

- Никаких оснований - и тем более необходимости - для проведения досрочных выборов депутатов Госдумы нет. Мой прогноз - все будет в сроки, предусмотренные законодательством.

- Сколько партий, по-вашему, примут участие в мартовских и думских выборах?

- С учетом всех объединительных процессов - около 10 партий. На региональном уровне количество партий-выдвиженцев тоже впишется в уже установившийся средний показатель - 8 партсписков. Особый интерес, думаю, вызовут Московская область, Дагестан, Санкт-Петербург, где будет применяться модель чисто пропорциональной системы и условия выборов максимально приблизятся к федеральной кампании. Это будет тренировка и для избиркомов.

- Сегодня же вы встретитесь с партийцами. О чем вы хотите предупредить их на этот раз?

- О том, что сохраняется особый интерес конкурентов к проведению конференций партий по выдвижению кандидатов на выборы. Правда, партии стали более серьезно готовить свои конференции. В этой части у нас произошли крупные споры этой осенью только в Свердловской области. Мы провели глубокий анализ судебного решения по этому инциденту и хотим нужную информацию довести до политических партий и избиркомов. То же самое - с "Яблоком". Если они не изменят свой устав и практику, по которой из 4 тысяч членов регионального отделения в выдвижении кандидатов могут участвовать только 400 человек, их ждут большие неприятности. Ведь Верховный суд установил: подобная практика противоправна.

- ЦИК уже почти год анализирует финансовые отчеты партий. Стала ли финансовая деятельность более прозрачной?

- Да, мы ежеквартально печатаем их отчеты. И предупреждали партии о том, что будем искать способы ограничения использования на выборах незаконных средств, особенно различных некоммерческих организаций. Рассматривался более радикальный вариант: запретить НКО участвовать в финансировании партий. Они ведь создаются не для этого. Однако мы пошли по более либеральному пути: НКО может финансировать партии, если в последний год она не получала средств от запрещенных Законом "О партиях" лиц (иностранных граждан и организаций, госпредприятий, анонимов и религиозных объединений). Законопроект, подготовленный на основе анализа партотчетов, внесен в Думу группой депутатов. Его, возможно, рассмотрят в декабре, не исключаю, что во всех трех чтениях. И НКО перестанут быть "стиральной машиной" по отмыванию нелегальных денег.

- Похоже на месть: в основном услугами некоммерческих фондов пользуется "Единая Россия", у которой их около 90...

- Это заденет многие партии. Но порядок здесь наводить надо. Это понимают и в ЕР.

"Независимая газета"

Наталья Костенко

30 ноября 2006






http://www.ryzkov.ru/


Док. 380767
Перв. публик.: 30.11.06
Последн. ред.: 10.10.07
Число обращений: 356

  • Рыжков Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``