В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Бунимович: `А какие `дети лейтенанта Шмидта` будут преподавать новый предмет?` Назад
Евгений Бунимович: `А какие `дети лейтенанта Шмидта` будут преподавать новый предмет?`
В эфире радиостанции СИТИ-FM депутат Мосгордумы и заслуженный педагог России Евгений Бунимович прокомментировал возможное введение нового предмета в школах.

Школьники в скором времени будут знать все о своих правах как гражданина и человека. Министр образования Андрей Фурсенко объявил о скором введении нового предмета - "Права человека". В большинстве развитых западных государств (таких как США, Великобритания, Германия) отдельного предмета "Права человека" нет. Этот курс объединен в одной программе с социальными предметами и обществознанием. Сейчас никаких учебников, методических пособий и образовательных планов по предмету "Права человека" пока нет. Разработкой нового курса займется Министерство образования и правозащитники. Подготовка будет проходить при непосредственном участии председателя Совета при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Эллы Памфиловой.
В эфире радиостанции СИТИ-FM депутат Мосгордумы и заслуженный педагог России Евгений Бунимович.

Корр.: Господин Бунимович, здравствуйте. Нужен ли этот предмет как отдельный?
- Как инициатор и член комиссии по правам человека при Мэрии, я как раз вопросами по правам человека много занимаюсь, и, конечно, это очень важно. Я никак не могу быть против идеи того, чтобы эти знания входили в школу. Это абсолютно правильно, необходимо, и права ребенок должен знать, и обязанности, и права взрослого человека, когда он будет входить в жизнь. Но у меня есть некоторые беспокойства по поводу отдельного предмета. У нас те предметы, которые важны и серьезны, их все время предлагают в школы в качестве отдельного предмета. Например, экология: давайте час экологии, час прав человека, час пожарного дела и так далее. Все это, наверное, правильно, но сама методика школьная говорит о том, что эти одночасовые предметы, которые бывают раз в неделю, они не очень эффективны. Гораздо разумнее делать интегрированные курсы, которые есть на Западе, как угодно они могут называться: граждановедение, обществознание. И там они должны быть проникнуты идеями прав человека, там должны быть отдельные темы по всем этим вопросам. Но лучше это давать блоком, чем растягивать по одному часу. Эти предметы никогда не ощущаются как основные, никогда не усваиваются хорошо, поэтому здесь у меня вопросы скорее к методике.

Корр.: И серьезно не воспринимаются учениками.
- Да. А это очень важно. Действительно, по этому кругу предметов, а речь идет о правах человека, о знании юридических вопросов, вопросов психологии взаимоотношений, вопросов экономики и так далее. Все, что связано социально-гражданской частью, наша школа никогда не блистала. Это всегда заменялось идеологией, то есть этот курс предметов очень требуется в нашей школе, для того чтобы мы растили полноценных граждан.

Корр.: А с какого класса лучше вводить этот предмет?
- Это тоже меня беспокоит, что я не услышал. Сейчас идет много споров о религиозных предметах и так далее, никогда не идет речь о возрасте. Я считаю, что знания о правах ребенка должны быть в самом разном возрасте, только по-разному и о разных вещах надо говорить. Сегодня мы должны, к сожалению, учить ребенка тому, чему раньше не очень хотелось учить, да и не было смысла. Например, уметь говорить нет взрослому. Потому что сегодня взрослый далеко не всегда увлекает ребенка только в позитивную деятельность, но и в негативную. Мы к этому не привыкли, но уж в таком мегаполисе, как Москва, если тебя даже ласково берут за руку и предлагают конфету, даже маленький ребенок должен уметь говорить нет. Много таких вещей, которые нужно даже в раннем возрасте вкладывать. А подросток - это абсолютно сознательный член общества, здесь уже должен быть полный спектр знаний об обществе, в который он входит.

Корр.: Будет ли дефицит кадров в связи с этим?
- Он уже есть. Когда мы вводим новый красивый предмет, всегда возникает вопрос: а какие дети лейтенанта Шмидта будут его преподавать? Потому что в школу должны входить люди, подготовленные и с точки зрения знания предмета, и с точки зрения того, как его преподавать детям, это большая разница. И сегодня они есть, но они штучные. Но если это вводить в школы, это должна быть массовая профессия, преподаватель, который сам понимает, о чем идет речь, да еще и умеет это преподать детям. Боюсь, что с 1 сентября это не получится. Это достаточно длительный процесс, чтобы это не было халтурой, за которую отчитались, и пошло.


http://city-fm.ru/news/?id=165526

25.09.2006

Док. 380232
Перв. публик.: 25.09.06
Последн. ред.: 09.10.07
Число обращений: 313

  • Бунимович Евгений Абрамович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``