В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Бунимович: Мир отмечает День поэзии Назад
Евгений Бунимович: Мир отмечает День поэзии
Гости: Эдуард Бояков, Евгений Бунимович

21 марта, начиная с 1999 года, отмечается как День всемирной поэзии. Гости программы - поэт, президент биеннале поэтов и председатель комиссии по науке и образованию Московской городской думы Евгений Бунимович, а также художественный руководитель театра "Практика" Эдуард Бояков.

- Почему Всемирный день поэзии отмечается именно 21 марта?

БУНИМОВИЧ: Если говорить о самом дне, то ЮНЕСКО, насколько я понимаю, подошла к этому вопросу довольно просто. Есть день ткачихи, поварихи, и в какой-то момент возник Всемирный день поэзии. В поэтическом сообществе, не могу сказать, чтобы это особо кого-то волновало, но возник такой вопрос: а почему 21 марта. Поскольку в России принято копать глубоко, то вспоминалось все что угодно: и "Двадцать первое. Ночь. Понедельник" Ахматовой, мы думали, может, Петрарка родился в этот день, может, что-то еще случилось. И я узнал о том, почему же 21 марта, совершенно случайно. Это была встреча кураторов поэтических фестивалей из разных стран. Поскольку зашла речь о Всемирном дне поэзии, я задал этот вопрос. И один из кураторов сказал, что вообще это их идея. Я спросил почему, что-то в этот день случилось? Они ответили, что так решили, потому что весна, тепло, солнце и так далее. Разные страны по-разному к этому подходят. У нас, как известно, поэзия еще со времен Пушкина связана с осенью, с гораздо сложными климатическими условиями.

- В юности нет человека, который бы не написал хоть одно стихотворение. Как сейчас в школах молодые люди относятся к поэзии?

БУНИМОВИЧ: Написать свои стихи и отношение к поэзии - это совершенно разные вещи. Стихи начинают писать, конечно, когда возникает первая любовь, особенно если она трагическая. Обратите внимание, как в русской поэзии много стихов о трагической любви и как мало о счастливой, это не случайно. Когда любовь счастливая, появляются другие занятия, а когда трагическая - это создает поэта. А поскольку в отроческом состоянии это почти обязательно должно произойти в той или иной степени, то, конечно, появляются и стихи. Но вы знаете, отношение в России к поэту и к поэзии все-таки остается чем-то сакральным. Это действительно никому не нужно, это все понятно, и тиражи небольшие сегодня. Я участвую в фестивалях поэзии в разных странах, например, во Франции я пришел в лицей. Поскольку во Франции выходили мои стихи, весь класс написал стихи - вариации на тему одного моего стихотворения. У нас бы это было невозможно, потому что считается, что это дело для избранных. И это меня пугает. Я с удовольствием поговорил с этими ребятами, но одновременно я был несколько шокирован, потому что это превращается в совершенно другое ремесло.

- Сейчас в России Год русского языка и чтения, мы много говорим о том, как молодых людей более привлечь к книге. В какой доле стихи присутствуют в школьной программе по отношению к прозе?

БУНИМОВИЧ: В малой доле, но самое ужасное, что в нашей школьной программе стихи не присутствуют как стихи. Я вел литературные студии в школе, из которых вышли очень интересные поэты, но нормальный курс литературы никогда не преподавал. Иногда я ставил школьниковв тупик. Я на перемене спрашивал, что они сейчас проходят. Они говорят, допустим, "Герой нашего времени". Я задавал вопрос, а вот почему "Герой нашего времени" написан прозой, хотя Лермонтов поэт, а "Евгений Онегин" - в стихах. И оказывалось, что даже очень хорошие учителя литературы, которые очень тонко обсуждают отношения Татьяны и Онегина, никогда не ставят вопрос формы. С чего это вдруг Пушкин взял и написал онегинской строфой, а Лермонтов, который недурно умел писать стихотворные тексты, выбрал прозаический жанр? То есть вопрос формы вообще у нас почти не обсуждается. Даже на уроке литературы. Мне кажется, это очень большой изъян.

БОЯКОВ: Воспитание поэтического вкуса - это самое сложное и одновременно, пожалуй, самое достойное занятие. Я согласен с Евгением, действительно для русской культуры, для нашего общества свойственно вот такое сакральное отношение к поэту. И хорошо, что это так. Мы не помним имена правителей в эпоху Данте, мы не помним имена правителей в эпоху Петрарки, даже, я думаю, мало знают имя царя в эпоху Пушкина. Это ответ, который дает сама история на вопрос о значении поэзии. Поэт - это человек, который объясняет время, объясняет жизнь не с позиции сиюминутных политических или еще каких-то интересов, а с позиции своего диалога со Всевышним. В поэзии невозможно соврать. Соврать можно в прозе, в политике, в разговоре. Если человек остается наедине с белым листом или со своей совестью, что фактически одно и то же, он не может соврать. Можно плохо написать стихотворение. Это значит ты недостаточно развитый человек. Мой любимый поэт Иосиф Бродский говорил прямо и, наверно, даже жестко об этом. Он приравнивал нечтение книг и стихов к смертным грехам. На первый взгляд это выглядит как что-то такое ошарашивающее, а на самом деле так оно и есть. Не читать - это значит поставить на себе крест, не развиваться.

http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=57623

21.03.2007

Док. 380181
Перв. публик.: 21.03.07
Последн. ред.: 09.10.07
Число обращений: 300

  • Бунимович Евгений Абрамович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``