В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Мунтян: Нация как субъект политики Назад
Михаил Мунтян: Нация как субъект политики
I. Основные подходы к трактовке термина "нация". Исторически термин "нация" (от лат. nascor - рождаться) использовался еще в Древнем Риме для обозначения небольших народов. При этом он применялся наряду с термином греческого происхождения "этнос", обозначавшим племя (общность людей), объединенных родством, сходством языка и территорией. Впоследствии "нация" в основном стала употребляться для характеристики результатов слияния нескольких этносов, произошедшего в результате миграции, захвата территории или объединения земель, ассимиляции. В разных ситуациях термин "нация" может означать и этническую общность, и все население государства, а в английском языке он может еще и служить синонимом понятия государства. Такое положение привело к тому, что в трудах некоторых современных научных школ и даже в международных документах понятия "нация" и "этнос" могут использоваться как взаимозаменяемые.
Современное специализированное понимание понятия нации, непосредственно связываемое с государственностью и гражданской идентичностью, родилось во времена Французской революции XVIII века и отражало начавшийся процесс формирования национального самосознания. Наряду с развитием теоретических представлений, признающих нацию в качестве специфического и весьма значимого политического актора, существуют и точки зрения, согласно которым нация является выдумкой, фикцией. К. Поппер и его последователи, в России группа современных ученых (В. Тишков, Г. Здравомыслов) рассматривают нацию в качестве метафорического отображения этно - культурной реальности.
Несмотря на обилие теоретических трактовок нации в социально-политической мысли, в настоящее время можно говорить о преобладании двух основных теоретических подходов к ее пониманию - конструктивистском и примордиалистском. Приверженцы первого рассматривают нацию в качестве результата сознательной деятельности того или иного субъекта - интеллектуальной элиты, культивируемой государством солидарности и т.д. Э. Гельнер, Э. Хобсбаум считают, что нации своим происхождением обязаны деятельности государства. Такое понимание нации утверждало формулу "один народ - одна территория - одно государство", которая послужила ориентиром формирования национальных государств в Европе XIX века. Другой образец идеи и практики формирования нации исходил из ее признания в качестве органической общности, спаянной общей для людей культурой. Здесь на первый план выдвигались язык, традиции и обычаи, акцентирующие внимание на общности происхождения, факторах кровного родства. Сложившийся на этой основе примордиалистский подход трактует нацию как объективно сложившуюся общность людей, которая обладает вполне определенными интересами и существование которой не зависит от чьих-либо сознательных действий. Наиболее показательной в этом отношении является позиция известного немецкого ученого второй половины XIX в. Отто Бауэра. С его точки зрения, нация является группой лиц, для которых характерна "общность территории, происхождения, языка, нравов и обычаев, переживаний и исторического прошлого, законов и религии... Нация - это вся совокупность людей, связанных в общность характера на почве общности судьбы".
В рамках примордиалистского подхода создал свою оригинальную теорию этногенеза Л.Н. Гумилев. Он предложил рассматривать этнические общности с точки зрения наличия в них двух форм движения - биологической, включавшей в себя воздействие географического ландшафта, культурных факторов, взаимоотношений с соседями, и социальной, предполагающей наличие особого источника развития. Под ним подразумевалась так называемая пассионарность, проявляющаяся в концентрации человеческой энергии и в поведении конкретных людей, задающих тон и направление развития данной общности.

2007 г.

viperson.ru

Док. 380180
Перв. публик.: 09.10.07
Последн. ред.: 28.12.10
Число обращений: 791

  • Мунтян Михаил Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``