В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мунтян М. А.: Российский парламентаризм Назад
Мунтян М. А.: Российский парламентаризм
Первым российским парламентом стала I Государственная Дума, избранная в 1906, однако она была в Российской империи по сути своей только законосовещательным органом. Выборы в Думу проходили по многоступенчатой системе, существовали избирательные цензы (сословный и имущественный), женщины не имели права голоса. Законодательные, бюджетные и политические права Государственной Думы в соответствии с Основными законами, принятыми 24 апреля 1906 года, были ограниченными: Дума не имела законодательной инициативы, ей запрещалось обсуждать вопросы, относящиеся к "ведению государя" (внешнеполитические и военные). Финансовые полномочия ГД были также крайне ограниченными, Дума не могла контролировать половину бюджета страны. Министры назначались и смещались царем и были ответственны перед ним; император, согласно Основным законам, сохранял "высшую самодержавную власть".
Верхней палатой российского парламента был Государственный совет, половина которого (98 чел.) назначалась императором, а половина избиралась по корпорациям. Государственный совет имел равные с Думой законодательные полномочия. До Февральской революции 1917 в России функционировало 4 Думы. 1-я Дума (27 апр.-8 июля 1906) насчитывала 478 деп., 2-я (20 февр.-2 июня 1907) -518 деп., 3-я (1 нояб. 1907 - 1912) и 4-я (15 нояб. 1912 - 25 февр. 1917) -по 442 депутата. Таким образом, принято считать, что в период 1906-1917 гг. в России появились первые опыты развития реального парламентаризма.
После Октябрьской социалистической революции 1917 года и роспуска большевиками Учредительного Собрания 6 (19) января 1918 года парламент был ликвидирован и заменен системой Советов, основанной на слиянии исполнительной и законодательной власти. Фактически уже в первые годы выборы в Советы превратились в формальность, сами Советы были подменены партийными органами, подбиравшими их состав. Подлинная сущность советского парламентаризма маскировалась Конституциями РСФСР 1918 г. и СССР 1924, 1936 и 1977 годов. Попытка внесения элементов парламентаризма в советскую политическую систему была предпринята М.С. Горбачевым в ходе политики реформ второй половины 80-х гг. ("перестройки"). В октябре 1988 г. Верховный Совет (ВС) СССР одобрил проект конституционной реформы, в соответствии с которым верховной законодательной властью в СССР становился Съезд народных депутатов из 2250 чел. Две трети делегатов Съезда избирались населением на альтернативной основе, одна треть избиралась (фактически назначалась) общественными организациями (КПСС, ВЛКСМ, профсоюзами, творческими союзами интеллигенции и др.). Съезд созывался периодически для определения законодательной политики и принятия важнейших законов. Съезд избирал из своего состава Верховный Совет СССР из 544 чел., который должен был работать на постоянной основе. Фактически он представлял собой советский парламент. Съезд избирал также Президента СССР (15 марта 1990 III Съезд народных депутатов СССР избрал Президентом СССР М. С. Горбачева). Выборы депутатов Съезда состоялись 26 марта 1989 г. Он был упразднен в связи с прекращением существования СССР в декабре 1991 г.
Российский парламент 1990-1993 гг. имел сходную с союзным парламентом двухступенчатую структуру. В РСФСР выборы Российского Съезда народных депутатов состоялись 4 марта 1990, причем он избирался целиком на альтернативной основе. Кандидатов, назначаемых общественными организациями, не было. Съезд состоял из 1068 депутатов и, согласно Конституции РФ (Конституции 1978 с последующими изменениями и дополнениями), являлся высшим органом государственной власти России. Съезд созывался периодически и формировал из числа своих депутатов постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти РФ - Верховный Совет. ВС РФ состоял из 2 палат: Совета Республики (нижней) и Совета Национальностей (верхней), равных по численному составу (в каждой по 126 чел.). Съезд народных депутатов и ВС РФ были распущены указом Б. Ельцина No 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" от 21 сентября 1993 г., в котором Съезд обвинялся в "прямом противодействии осуществлению социально-экономических реформ".

2007 г.

viperson.ru

Док. 380170
Перв. публик.: 09.10.07
Последн. ред.: 28.12.10
Число обращений: 672

  • Мунтян Михаил Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``