В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Яков Уринсон: `Реструктуризация идет правильно, но медленно` Назад
Яков Уринсон: `Реструктуризация идет правильно, но медленно`
Заместитель председателя правления РАО "ЕЭС России" Яков Уринсон поделился с корреспондентом ИРИНОЙ РЫБАЛЬЧЕНКО своими взглядами на реформирование энергетической отрасли.

- На прошлой неделе произошло знаковое событие для РАО "ЕЭС России" - на аукционе была продана Соликамска ТЭЦ. Означает ли это, что реструктуризация РАО наконец приобрела практические очертания?

- Пока это лишь единичный случай. Дело в том, что Соликамская ТЭЦ (находится в собственности "Пермьэнерго".- Ъ) расположена на территории Соликамского целлюлозно-бумажного комбината. Изначально электростанция была построена как тепловой цех этого ЦБК. Два года члены совета директоров РАО "ЕЭС России" (РАО принадлежит 49% "Пермьэнерго".- Ъ) раздумывали над перспективами этой ТЭЦ: стоит ли вкладывать средства в ее модернизацию или проще продать эту станцию? Я, как председатель совета директоров "Пермьэнерго", могу подтвердить, что эта электростанция со временем стала бы убыточной. В этом году совет директоров РАО решил продать Соликамскую ТЭЦ. Консультантом сделки по результатам проведенного тендера выступил Альфа-банк, по независимой оценке, стартовая цена ТЭЦ составила $11,950 млн. В аукционе приняли участие две компании - "Соликамскбумпром" и завод "Урал", обе являются крупнейшими потребителями электроэнергии этой ТЭЦ. Как выяснилось, "Соликамскбумпром" предложил наибольшую цену ($14 млн) и победил в аукционе.

- На финансовых рынках уже появилась реакция на эту сделку. Аналитики считают, что время для продажи генерирующих активов было выбрано не самое оптимальное: нет рынка электроэнергии, поэтому и стоимость активов была сильно занижена...

- Если бы речь шла о какой-нибудь универсальной станции, реакци аналитиков, возможно, была бы оправдана. Но ведь продана была специфическая станция, которая, повторю, находится на территории завода - крупного потребителя электроэнергии. Не думаю, что изменение в структуре рынка электроэнергии сильно повлияло бы на цену этой станции. Ведь впервые мы заговорили об этой сделке еще до того, как были намечены даже контуры будущего энергорынка. Тянуть с продажей было нельзя, ведь заводу тоже ждать невыгодно и он мог бы построить свои установки по производству электроэнергии. И тогда Соликамская ТЭЦ уже была бы никому не нужна и ее можно было бы продать разве что по цене металлолома. Это тот самый уникальный случай, когда РАО содержать электростанцию невыгодно, а в ее приобретении заинтересован комбинат, который таким образом сможет получить автономный, но встроенный в единую технологию источник электроэнергии.

- Как выглядит механизм расходования средств, полученных от продажи?

- Порядок расходования средств от продажи любого имущества акционерным обществом определен в законе "Об акционерных обществах". Скоро совет директоров будет утверждать бюджет на четвертый квартал этого года, куда также будут включены доходы от этой сделки. Предполагается, что денежные средства будут израсходованы на ремонт Пермской ТЭЦ-3 и Кизеловской ГРЭС, а также местных электросетей. Кроме того, мы планируем выплатить часть долгов "Газпрому", сумма которых превышает 2 млрд руб., из них 400 млн руб.- задолженность "Межрегионгазу". Также часть прибыли общества будет направлена на выплату дивидендов акционерам.

- Планируется ли в ближайшее время продажа еще каких-нибудь генерирующих мощностей?

- Все зависит от того, как пойдет процесс реструктуризации РАО и какие будут приняты решения по созданию оптовой генерирующей компании и территориальных генерирующих компаний. В любом случае решения о продаже генерирующих мощностей будут принимать их собственники, а не само РАО.

- Пока наиболее вероятные инвесторы в энергомощности - крупнейшие потребители электроэнергии. Но ведь топ-менеджеры РАО рассчитывали и на иностранных инвесторов. Анатолий Чубайс даже специально представлял инвестиционные проекты в США и других западных странах. Как выглядят перспективы привлечения иностранных инвестиций?

- Потенциальные инвесторы делятся на две группы. Одни заинтересованы в продаже генерирующих мощностей для того, чтобы обеспечить электроэнергией тот бизнес, которым они владеют. В основном это российские алюминиевые, нефтяные, химические и другие энергоемкие предприятия. Другие инвесторы - стратегические. Они хотят вкладывать деньги в российские генерирующие станции, чтобы делать бизнес на продаже электроэнергии. К этой группе инвесторов и относятся иностранные энергохолдинги, в числе которых Electricite de France, ABB и RWE.

- И когда начнетс процесс распродажи генерирующих мощностей российским и иностранным инвесторам?

- Привлечение западных инвесторов станет возможным после того, как будет принят базовый закон "Об электроэнергетике". Ведь инвестор ждет не только договоренности внутри РАО "ЕЭС России", но и создания определенного правового поля. Это касается отдельных станций. Что же касается оптово-генерирующих компаний - это процесс более длительный. Мы не собираемся их распродавать с молотка, а хотим сначала отдать их в управление, а опционом за управление и будет право купить этот энергообъект.

- Как вы оцениваете закон "Об электроэнергетике", готов ли он к обсуждению в парламенте?

- Я считаю, что этот закон, будучи шагом вперед, содержит достаточно много компромиссов. Никто из членов рабочей группы - ни РАО ЕЭС, ни "Росэнергоатом", ни алюминиевые предприятия, ни независимые АО-энерго - в принципе не возражают против разделения на конкурентную и неконкурентную сферы энергетики. Вопрос в другом. Алюминщиков интересует, как будут формироваться тарифы, будут ли они одинаковы для всех или дифференцированы в зависимости от группы потребителей. Атомщиков интересует, можно ли будет играть на рынке с помощью единой атомной генкомпании. Обсуждается также вопрос о том, нужны ли вертикально-интегрированные компании в энергетике. Трудно найти идеальное решение, когда сталкиваются интересы стольких представителей бизнеса.

- Довольны ли вы тем, как в целом идет процесс реформировани энергоотрасли?

- Я считаю, что процесс идет правильно, но медленно. Ведь никто пока до конца не понимает, к чему реформа приведет. Сейчас темпы реструктуризации тормозятся, а любые замедления реформы приводят к подвешенному состоянию. На рынке нужна определенность!

- В пятницу международное рейтинговое агентство Standard & Poor"s объявило о присвоении РАО "ЕЭС России" долгосрочного кредитного рейтинга на уровне В по обязательствам в местной и иностранной валюте. Как РАО планирует воспользоваться этим решением?

- Дальше брать кредиты на инвестиционные проекты. Это решение означает, что для нас привлеченные деньги будут стоить дешевле, а инвестор сможет вкладывать в компанию, где можно быстрее окупить свои вложения.

- Перспективы реформы РАО "ЕЭС России" во многом предопределены двумя обстоятельствами: во-первых, структурой капитала РАО, во-вторых, отсутствием денег у государства для того, чтобы выкупить 100% ФСК и СО. Значит, вполне возможно, что будет происходить обмен акций РАО в ФСК и СО на акции государства в генерирующих станциях. Тогда получается, что деньги от продажи генерирующих станций окажутся в распоряжении менеджмента РАО. Вы не согласны?

- Все будет с точностью до наоборот. Сейчас создана ФСК, 52% которой принадлежит государству. Это естественно-монопольный сектор, и дол государства должна увеличиваться. Вас интересует, "прихватизирует" ли что-нибудь менеджмент РАО или нет? Мой ответ: нет! Есть единственный путь, по которому пойдет менеджмент РАО. Это путь опционов. Представьте себе, гендиректор АО-энерго управляет компанией, распоряжается ее финансовыми потоками, и вдруг ему говорят: "Разрушь свою компанию и создай на ее базе "дочку"-генерацию, "дочку"-сеть, "дочку"-ремонт и так далее. Если сделаешь свою работу хорошо, получишь свой доход в виде акций". Тут возникает вопрос: каких акций? Отдать ему акции АО-энерго - значит, он будет заинтересован в том, чтобы это АО-энерго жило вечно, и будет тормозить процесс реформирования. Отдать акции создаваемых компаний? Но по закону это невозможно. И какую долю предложить? Опционная система должна простимулировать менеджмент, чтобы он не прятал деньги, а был заинтересован в том, чтобы участвовать в бизнесе. Совет директоров РАО "ЕЭС России" вернется к рассмотрению этого вопроса в декабре. Вот тогда вам все подробно и расскажу.


Ирина Рыбальченко
Коммерсантъ
12.08.2002
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000001057


Док. 380161
Перв. публик.: 12.08.02
Последн. ред.: 09.10.07
Число обращений: 318

  • Уринсон Яков Моисеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``