В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Заместитель Председателя Правления РАО `ЕЭС России` Яков Уринсон на пресс-конференции `Анатомия финансового кризиса на ФОРЭМ` Назад
Заместитель Председателя Правления РАО `ЕЭС России` Яков Уринсон на пресс-конференции `Анатомия финансового кризиса на ФОРЭМ`
Зиму надо пройти с теплом и светом. На заседании Правительства РФ 17 октября РАО ЕЭС доложило, что компания полностью готова к зиме: выполнены нормативы, установленные правительством по запасам топлива, проведены все необходимые ремонтные работы. К 15 ноября последние энергопредприятия получат паспорта готовности к зиме. В то же время, можно заготовить уголь и мазут, можно провести все ремонты в необходимые сроки, но если энергосистемы и федеральные электростанции испытывают дефицит финансовых ресурсов, они могут столкнуться с весьма серьезными проблемами в осенне-зимний максимум 2002-2003 года. К сожалению, приходится констатировать, что источник этой опасности - те решения, которые сегодня принимает, а точнее, не принимает российское правительство. Розничные тарифы на электроэнергию, как известно, устанавливаются региональными энергетическими комиссиями, а вот тарифы для федеральных электрических станций, а это 29 наиболее крупных станций страны, поставляющих электроэнергию на федеральный оптовый рынок, устанавливаются федеральным правительством. За их формирование отвечает Федеральная энергетическая комиссия. Сегодня сложилась такая ситуация, когда уже длительное время эти тарифы просто не регулируются. Для некоторых федеральных электростанций действуют тарифы, установленные еще в 2000 году, для некоторых - в 2001. Но с тех пор произошло много весьма серьезных событий, которые влияют на издержки этих станций. В частности, с 1 января этого года резко повысился налог на воду для гидроэлектростанций, в среднем раз в пятнадцать, а тариф после этого не был увеличен. Правительство также регулирует цены на газ, которые за это время несколько раз повышались, а в целом для федеральных станций тарифы остаются неизменными. Наконец, в РАО ЕЭС прошла переоценка основных фондов, вследствие чего увеличился налог на имущество, увеличилась амортизация, а тарифы опять же не регулируются.

В результате занижения тарифов на некоторых федеральных электростанциях сложилась просто катастрофическая ситуация. Например, все доходы Нижегородской ГРЭС, даже если полностью взыскать дебиторскую задолженность, меньше, чем одна только сумма налогов, которую эта станция должна заплатить. Аналогичная или чуть менее острая ситуация складывается и на других станциях. Сегодня 11 гидроэлектростанций и 7 тепловых электростанций являются убыточными. Мы считаем такое положение дел абсолютно неприемлемым.

К тому же ситуацию усугубляет еще один фактор. Долгое время на федеральном оптовом рынке электроэнергии существует стоимостной небаланс. Правительство устанавливает цены поставщиков на ФОРЭМ и цены для потребителей, но это регулирование происходит таким образом, что на начало 2002 года официально зарегистрированный небаланс, то есть разница между этими ценами, составил 8.3 млрд. рублей. Сейчас эта цифра еще более возросла. Это означает простую вещь: электростанция поставляет электроэнергию на федеральный оптовый рынок, но получает 75, максимум 80% от ее стоимости. То есть получается, что само правительство генерирует неплатежи в экономике. Электростанция недополучила за свою электроэнергию деньги, соответственно недоплатила за уголь, недоплатила налоги, недоплатила зарплату сотрудникам. Последствия известны всем: вспомните ситуацию в экономике страны 5-6 лет назад.

Поэтому я считаю, что чем скорее правительство решит проблему регулирования и тарифов федеральных станций, и тарифов для покупателей с ФОРЭМ, и проблему небаланса на рынке, тем лучше будет для всей экономики в целом. Никакие частичные решения здесь не позволяют получить какого-либо прогресса, а иногда они могут ухудшить и без того непростую ситуацию. Например, если правительство повысит тарифы для федеральных станций, что, безусловно, необходимо, но одновременно не увеличит тарифы для покупателей с ФОРЭМ, это будет означать лишь одно: станции будут платить еще больше налогов, но денег при этом не получат ни на копейку больше, так как получить они могут ровно столько, сколько заплатят потребители с ФОРЭМ. А уже сегодня электростанции платят налоги, что называется, "из последних сил", ограничивая другие расходы.

Еще одна важная тема - как повлияет повышение тарифов на электроэнергию на инфляцию в стране. Этим озабочено правительство, это активно обсуждается в прессе, в научных кругах. Здесь, на мой взгляд, много политики и мало содержательной экономики. В 2001 году, по данным Госкомстата, индекс роста цен производителей промышленной продукции составил 10.6%, индекс роста цен потребителей - 18 с лишним процентов, то есть инфляция издержек была почти в 2 раза ниже инфляции спроса. Это означает, что рост цен естественных монополистов в пределах вот этой разницы никак не повлияет на инфляцию - это даже не математика, тем более не экономика, это арифметика. В первом полугодии этого года индекс цен производителей - примерно 4%, индекс цен конечного потребления между 6 и 7%. Опять инфляция издержек в полтора раза ниже, чем инфляция спроса. Это означает, что изменение цен и на электроэнергию, и на газ, и на железнодорожные перевозки, то есть цен естественных монополистов никак не сказывается на инфляции. Всю вторую половину 90-х годов мы жили в обратной ситуации, когда инфляция издержек была намного выше инфляции спроса, и тогда действительно любое изменение цен монополистов мгновенно сказывалось на общем индексе цен и на инфляции. Наверно, с тех пор накопившийся страх мешает объективно принимать решения. Начиная с 1999 года, масса денег в экономике увеличивается, и именно она раскручивает инфляцию, а не издержки. В 1999, 2000, 2001 годах и всю первую половину 2002 года индексы цен монополистов никак не влияли на общую инфляцию. Поэтому именно сейчас, в условиях, когда имеется задел между ценами производителей и ценами конечных потребителей, правительство могло бы отрегулировать цены естественных монополистов, исходя из экономических, а не политических обоснований. Как мне представляется, цены на газ, на электроэнергию, на железнодорожные перевозки должны расти. Повышать их сейчас, но постепенно, скажем, раз в квартал, было бы, на мой взгляд, правильным решением, поскольку все равно экономика живет по обычным законам, ценовой дисбаланс все равно придется регулировать, но повышать цены скачком куда опаснее, чем плавно их регулировать. Тем более, что повышение отпускных цен федеральных станций и цен потребителей с ФОРЭМ, в целом приводит к весьма незначительному росту конечных розничных цен - примерно 3-5% в годовом исчислении. Поэтому, как мне представляется, проблема регулирования цен на федеральном оптовом рынке электроэнергии является сегодня одной из ключевых проблем, которая определяет не только то, как мы пройдем зиму, но и положение дел в электроэнергетике на старте решительных реформ.




Яков Уринсон
29.10.2002
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000001053

Док. 380156
Перв. публик.: 29.10.02
Последн. ред.: 09.10.07
Число обращений: 307

  • Уринсон Яков Моисеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``