В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Улюкаев на радио `Эхо Москвы`, 27.12.2001 Назад
Алексей Улюкаев на радио `Эхо Москвы`, 27.12.2001
А. ВЕНЕДИКТОВ - Добрый день! У нас в гостях Алексей Улюкаев - первый заместитель министра финансов РФ. Напомню, что мы сегодня уже законодательную власть по поводу бюджета на будущий год трепали в лице Александра Жукова, председателя бюджетного комитета. Теперь возьмемся за власть исполнительную. Вы удовлетворены принятым бюджетом?

А. УЛЮКАЕВ - Во-первых, здравствуйте. Во-вторых, беритесь почаще, мы все с удовольствием к этому открыты. Значит, и да, и нет. Конечно, я, первое, уверен, что этот бюджет - самый лучший из всех, которые у нас были за все эти годы. И уверен, что мы сделали очень серьезный шаг вперед. И в области точности оценки налогового потенциала и общеэкономического потенциала, и в области структуры бюджета, его параметров, набора тех механизмов, которые предохраняют бюджет от конъюнктурных проблем, связанных с внешней торговлей, с ценами и т.д. Но, безусловно, там еще очень и очень много работы в том, что касаетс целевого характера расходования, в том, что касается статуса бюджетополучателей, правильно выбранных приоритетов бюджетных расходов, в том, что касается окончательного перевода всех бюджетополучателей на казначейское исполнение...

А. ВЕНЕДИКТОВ - Нет, нет, вот знаете, бывший председатель бюджетного комитета Совета Федерации Константин Титов, который вчера сложил свои обязательства, когда его журналисты спросили по какой-то поправке бюджетной, принятой, он сказал - а, все равно, приняли, не приняли, правительство все равно сделает, что захочет - сказал он с горечью. Действительно, у правительства, ну, мы это относим на эмоциональность, но суть - действительно ли у правительства есть такой широкий маневр?

А. УЛЮКАЕВ - Я бы сказал с горечью, что правительство не сделает все, что захочет. С горечью сказал бы я. Значит, маневр есть всегда, это естественно. И было бы странно, потому что приходится принимать оперативные решения. Вот я приведу пример: после 11 сентября, когда страховщики резко повысили страховую премию, авиаперевозчикам для того, чтобы летать, нужно было страховое покрытие. Все страны мира, самые что ни на есть демократические, парламентские, президентские в 2-3 дня смогли решением правительства сделать эту вещь. А мы потратили немного больше времени, потому что оказалось, что правительство по бюджетному кодексу обязательно должно через поправку к закону о бюджете это проводить. И ряд других, конечно, здесь есть моментов. Но, конечно, какие-то возможности есть. Есть вообще позиция, зафиксированная с тем, что у нас есть 3 резервных фонда: президентский, правительственный и чрезвычайной ситуации. Есть еще некоторые возможности.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Еще несколько вопросов такого характера, по макроэкономике, потом перейдем к микро. Вас не волнует такая динамика цен на нефть? Вот после решения правительства России, завтрашнего решения ОПЕК, которое более-менее очевидно, правительство России спокойно вступит в 2002 год по выполнению бюджета? Не ожидаете?..

А. УЛЮКАЕВ - Динамика цен на нефть, конечно, волнует. Мы каждый раз считаем и пересчитываем. Тут ведь как? Как сказано замечательно у Булгакова, что проблема не в том, что человек смертен, а в том, что внезапно смертен. Нас больше всего беспокоит не уровень, мы уверены, что уровень будет такой, который позволит исполнять бюджет, а беспокоит волотинность, скачкообразность, труднопредсказуемость. А ведь мы же должны составить бюджетную роспись. Мы спокойно войдем в 1 января 2002 года. Но затем мы должны будем составить бюджетную поквартальную роспись. И там мы должны уже как бы более четко сформировать, когда, по какому графику мы будем, грубо говоря, отдавать деньги народу. И вот здесь какие-то скачки, которые отразятся на доходной части бюджета, например, если произойдет скачок, среднегодовая цена все-таки будет неплохая, но на каком-то отрезке нам придется получить меньше доходов. Тогда нам нужно будет вносить какие-то изменения по ходу пьесы, в текущее исполнение, в роспись. Это конечно, вызывает какой-то объем технической работы, действительно какую-то нервотрепку. Но в целом, я глубоко убежден, что нам даже не потребуются все те как бы встроенные механизмы-стабилизаторы, которые есть в бюджете для того, чтобы нормально прожить.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Какова, как вы считаете, критическая цена среднегодовая за нефть, для бюджета?

А. УЛЮКАЕВ - А что такое - критическая?

А. ВЕНЕДИКТОВ - Критическая - это когда бюджет начинает трещать по швам, и вы начинаете отказываться от внутренних или внешних обязательств.

А. УЛЮКАЕВ - Мы ни в каком случае не будем отказываться от обязательств...

А. ВЕНЕДИКТОВ - Но если не будет денег!

А. УЛЮКАЕВ - А если нет денег, мы поступим в соответствии с законодательством. Вообще говоря, я думаю, что критический уровень - где-то ниже 14, скажем, вот это будет очень тяжело. Потому что у нас, грубо говоря, так, каждый доллар за баррель - это примерно 24-25 млрд. рублей федерального бюджета доходов. Соответственно, один только резервный фонд по закону о бюджете держит примерно 4 снижения барреля. Остатки свободные, которые перейдут, которые 1 января сформируют уже часть резервного фонда, дадут нам примерно под 2 доллара за баррель еще резервной подушки. И верхушечка профицита там еще у нас есть порядка 70 млрд. - тоже еще даст нам 2-2,5. Итого, суммируем - где-то 8,5 от тех 23, из которых мы как бы исходили, когда у нас, помните, были варианты, пессимистический и оптимистический сценарий, значит, минусуем, получаем порядка 14.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ну, надеемся, что этого не будет...

А. УЛЮКАЕВ - Мы надеемся, что даже и 15 не будет. Я думаю, что скорее всего среднегодовая где-то порядка 18-19.

А. ВЕНЕДИКТОВ - И перед новостями еще вопрос. Напомню, наш гость - Алексей Улюкаев - первый заместитель министра финансов РФ. Вот, дискуссии по поводу решени России сокращать добычу. Мы видели дискуссии и между государственными чиновниками, и между руководителями корпораций, "Юкосом" и "Лукойлом". Вот, решение принято, правительство отрекомендовало. Ваша точка зрения, насколько вот эти страхи, эти опасения, что на освободившийся рынок рванет казахская или азербайджанская нефть, насколько они действительно существуют? Насколько решение все-таки выверено? Или это результат такого гниловатого компромисса?

А. УЛЮКАЕВ - Это результат компромисса. Я не скажу, что гниловатый. Может, всякий компромисс в каком-то смысле гниловатый. Это результат компромисса, так или иначе. Мы, конечно, должны выстраивать свою долгосрочную стратегию в отношениях как со странами-экспортерами, входящими в ОПЕК, со странами-экспортерами, не входящими в ОПЕК и со странами-импортерами. И это, так или иначе, будет какой-то баланс интересов и какой-то компромисс. В данном случае, он выстроен на уровне, который не вызывает проблем, я считаю, для нашей нефтянки с точки зрения консервации скважин и чего-то такого. Он вполне как бы сопоставим с сезонными колебаниями добычи. Здесь производственных проблем это не вызывает. Вызывает ли это проблемы немедленного замещения потоков? Думаю, тоже нет, потому что это регулируется определенными процедурами. Вот так сразу это невозможно сделать. Но в дальнейшем, в среднесрочном, скажем, плане, мы, безусловно, должны будем все эти вещи учитывать.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Алексей Улюкаев - первый заместитель министра финансов РФ у нас в гостях. Через минуту мы продолжим разговор.

НОВОСТИ.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Алексей Улюкаев - первый заместитель министра финансов РФ - наш гость. Вот, введение евро, которое ожидается через 3 дня, оно отразитс вообще на ситуации в России, появление вот такой европейской валюты? Причем непосредственное.

А. УЛЮКАЕВ - Я хочу сказать, что евро, собственно, давно введен - это в наличное обращение.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ну, естественно.

А. УЛЮКАЕВ - Я думаю, что принципиально не отразится ни с точки зрения поведения наших граждан за границей, ни с точки зрения того, как мы ведем себя здесь. Я думаю, что у нас такой своеобразный биметаллизм, третьей деньги нам, видимо, не надо, как нации. Мы все-таки будем постепенно переживать дедолларизацию, так или иначе. Она, бывает, ускоряется, бывает, замедляется, но она есть факт нашей жизни. На этом фоне вход в обращение или вход в систему накопления какого-то третьего элемента, он чрезвычайно затруднен. Я не думаю, что это всерьез повлияет на жизненное поведение наших граждан. А что касается таких вещей как торговый баланс, как в чем хранить резервы, то здесь наличный, безналичный - нет никакой разницы. Все, что здесь могли бы менять, мы могли бы менять и без введения наличного евро.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Про третью валюту: сегодня аргентинское правительство приняло решение о введении архентино - новой. Причем и песо будет продолжать ходить, и доллар. Вот, вы понимаете, для чего они это делают? Я не понимаю.

А. УЛЮКАЕВ - Они это делают для того, чтобы избежать того, что называется непопулярными решениями. Т.е. решение о девальвации, фактически введение еще одной денежной единицы, которой будет выплачиватьс зарплата, пенсии и т.д. - это равнозначно девальвации песо, который ходил. Они не хотят объявлять о девальвации песо, потому что песо - накопления. Сразу большое количество сбережений превратится в ничто. И поэтому они берут вот эту тактику - пока выиграем время, нова администрация, скоро выборы. За это время никаких потрясений внешних не будет. Инфляция будет раскручиваться, ну, может быть, 2 месяца переживем, а там будет видно. Придет нова администрация, и она будет принимать гораздо более решительные решения, чем эта.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Вы не боитесь, что аргентинская волна накроет Россию, так же, как волна Юго-Восточной Азии накрыла в 1998 году?

А. УЛЮКАЕВ - Не боюсь. Россию накрыла никакая не волна Юго-Восточной Азии в 1998 году - Россия родила волну, нашего собственного, нашего внутреннего производства. "Made in Russia" волна нас накрыла. В этом году ничего подобного нет, и с точки зрени бюджета, и с точки зрения платежного баланса, и с точки зрения валютного курса - ситуация коренным образом отличается от того, что было в 1998 году.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Граждане могут не волноваться?

А. УЛЮКАЕВ - Граждане могут на этот счет совершенно не волноваться. Ну, я думаю, что у граждан есть достаточно других поводов для беспокойства - зарплаты, рабочие места и т.д.

А. ВЕНЕДИКТОВ - У нас есть очень много вопросов по поводу зарплаты. Я хотел бы на оставшееся время остановиться на зарплате, на одной из - это военнослужащие. Здесь президент в понедельник во время прямого эфира на телевидении объявлял о том, что это есть некий приоритет. На закрытой коллегии МВД вчера, в закрытой ее части, он говорил о резком повышении зарплат в системе МВД, приравнивание к госслужащим и даже чуть выше, насколько я знаю. Вы не могли бы рассказать о том, что ожидает военнослужащих, и лейтенантов, и генералов, и сержантов в 2002 году? Это очень важно, потому что у нас очень много этих людей, и они нас сейчас слушают.

А. УЛЮКАЕВ - Да, конечно. Нас ожидает, их ожидает с 1 июля 2002 года очень серьезное масштабное мероприятие по повышению денежного довольствия, того, что называется на нашем как бы таком, суконном языке - довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц. Т.е. это в общей сложности те, кто служат в Минобороны, по линии МВД, ФСБ, ФАПСИ, железнодорожные войска, МЧС - очень много, большие очень категории людей. Имеется в виду, что...

А. ВЕНЕДИКТОВ - А сколько людей это затронет?

А. УЛЮКАЕВ - Это затронет более 2 млн. людей.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А если члены их семей, то, соответственно...

А. УЛЮКАЕВ - Соответственно, со всеми членами. Более того, еще забыл про военных пенсионеров, пенсии которых тоже будут увеличиваться. С учетом всего этого, это будет более 10 млн. человек. Значит, что имеется в виду? Первое - приравнять военнослужащих к государственным служащим по базовым принципам формирования должностного оклада. Есть система приравниваний, кто к кому приравнивается. И если я вот, первый замминистра гражданский, получаю столько-то, значит, оклад у первого замминистра военного будет такой же, как у меня.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Он теряет или наоборот, приобретает?

А. УЛЮКАЕВ - Сейчас скажу...

А. ВЕНЕДИКТОВ - Значит, табель о рангах!

А. УЛЮКАЕВ - Да. Дальше пошли 2 истории. Одна история - это как соотносится то, что у него есть сегодня, с тем, что у него будет с 1 июля 2002 года. Так вот, под должностному окладу, а увеличивается, прежде всего, должностной оклад, рост по разным категориям от на 80% до на 120%. Грубо говоря, в 2 раза, плюс-минус маленькая "вилочка". Плюс, в следующем году, в 2003, мы повышаем оклад по воинскому званию, плюс мы изменяем систему выслуги лет. Сейчас военнослужащий имеет право получения по выслуге лет до 50% плюс к должностному окладу. Мы делаем сейчас до 70% плюса. Все это приводит к тому, что вот на руки в окошке он получит и принесет в семью, если по дороге не...

А. ВЕНЕДИКТОВ - Он - от офицера до генерала?

А. УЛЮКАЕВ - От рядового-контрактника до генерала, значит, получит по разным категориям, там тоже в 2, в 2,1, 2,2 раза больше. Причем, все получат по-разному больше. Самый большой прогресс будет у костяка нашего офицерства - у взводных, лейтенант-командир взвода, капитан-командир роты, майор-командир батальона. Я бы сказал, больше всего - командир батальона. Вот эти категории все четко получают более, чем в 2 раза больше. Значит, у остальных, там 1,8 есть, 1,7 - вот такие вещи. Но надо быть честным и сказать, что кое-что при этом военнослужащие теряют. Что он теряет? Он теряет натуральную льготу по жилищно-коммунальному хозяйству. Сейчас он имеет право платить 50% от счета, который ему предъявляют. На самом деле, дело сложнее, зависит от числа имеющих в семье право на эту льготу. Иногда, скажем, совершеннолетний ребенок не имеет права на эту льготу, поэтому фактически она бывает меньше, чем 50%. Тем не менее, это есть. Вот мы переводим эту натуральную льготу в денежную форму и включаем ее в увеличенное довольствие. Но чтобы понять, кто сколько выиграл, проигрывает от этого, ну вот, например, лейтенант, капитан - они плюса получат 3-3,5-4 тыс. рублей. Вот сейчас лейтенант в среднем по Минобороны, лейтенант, командир взвода - 2370, это у него "на круг", со всеми выслугами. Вот у него будет "на круг" более 5 тыс. рублей, где-то 5400. Но он потеряет примерно рублей 500 на жилищно-коммунальной льготе в том случае, если он ее имеет, т.е. в том случае, если он имеет квартиру как таковую. Потому что как раз лейтенанты, капитаны и т.д. не так уж часто в нашей действительности, к сожалению, имеют персональные квартиры. Вот какая вещь здесь происходит. Это первое, что мы сказали - они выигрывают, и очень серьезно с учетом вот этих разных категорий, от 40% до 200%. Но мы сравниваем также и с гражданскими. И президент совершенно справедливо поставил вопрос о том, что должны быть примерно на 25-30% больше, но потому что мы по-разному служим. Вот его, военного человека, взяли и послали на Камчатку, Чукотку и сказали - завтра езжай. Как бы меня, допустим, мен тоже можно, но в большинстве случаев в министерстве нельзя с ними так поступить. Поэтому за это, потому что есть, естественно, конституционное ограничение прав военнослужащих, он должен получать нечто большее, чем просто гражданские служащие.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Некая компенсация?

А. УЛЮКАЕВ - Нека компенсация. Поэтому имеется в виду, что в связи с тем, что у него вводится специальная надбавка, ну, она и сейчас есть, но она увеличивается за особые условия воинской службы, до 70% к должностному окладу будет вводиться, а также вводитьс специальная командирская надбавка - для тех, кто выполняет довольно сложные функции по командованию воинскими подразделениями, ротные, те же взводные, полковые командиры. Вот, с учетом всего этого у них и будет примерно на 25-30% больше на круг выходить, что у аналогичной категории гражданских служащих.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Военные пенсионеры.

А. УЛЮКАЕВ - Военные пенсионеры. Что меняется? Меняется база для исчислений...

А. ВЕНЕДИКТОВ - Их сколько, 2 млн.?

А. УЛЮКАЕВ - Их более 2 млн. База. Что в базу входит сейчас? 4 элемента, а будут входить 3 элемента. Мы выводим один элемент, а именно продовольственный паек. Вот сейчас компенсация продпайка - 600 рублей, которые получают в месяц военнослужащие, входит в базу для исчисления пенсий. Он ее потеряет. Зато он серьезно выигрывает по 3 другим параметрам - должностной оклад, как мы уже сказали, в 2 раза увеличивается, за счет этого увеличивается база, плюс оклад по воинскому званию, и плюс выслуга лет. За счет этих 3 больших плюсов и одного маленького минуса, опять же, в среднем, можно сказать, грубо, что в полтора раза в среднем увеличится пенсия военных пенсионеров, на круг.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Я хочу сказать нашим слушателям, что безусловно, можно говорить о разных категориях людей, но думаю, что если у Алексея еще будет время, мы просто будем по категориям говорить, невозможно все смешивать, да?

А. УЛЮКАЕВ -Да, абсолютно.

А. ВЕНЕДИКТОВ - И мы позовем Алексея еще, и он будет отвечать на ваши вопросы. У меня последний вопрос, связанный с боевыми т.н. Очень много и президент говорил в начале года, и там что-то произошло, какое-то изменение. Многие люда жалуются, не понимают. Что заложено в 2002 году, боевые? Видимо, миротворцам и тем, кто служит в Чечне. Или это разные категории?

А. УЛЮКАЕВ - Абсолютно разные категории. Понятие "боевые" применяется для северокавказской нашей группировки. Оно существовало, как официальное понятие, примерно до мая текущего года, когда введена была другая система - система тройных суточных и система специальных выплат. Ну, по деньгам примерно то же самое, а в целом это выходило примерно до 30 тыс. рублей в год. Никаких принципиальных изменений сейчас нет. Мы входим в 2002 год с той же системой, которая у нас была в 2001 году. Там проблема единственная - это проблема как бы учета того, кто на самом деле принимал участие в боевых действиях, в боевых операциях. Там несколько ведомств, но мы, вот, Минфин, работает по приказу, который утверждает командующий группировкой. Вот сейчас эти функции выполняет представитель ФСБ. Он дал нам приказ и все, до копейки, по этому приказу мы выплачиваем.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Т.е. задолженности нет?

А. УЛЮКАЕВ - Задолженности нет.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Вы сказали, 30 тыс. рублей, в месяц, наверное, а не в год?

А. УЛЮКАЕВ - В месяц, конечно!

А. ВЕНЕДИКТОВ - Т.е. задолженности, в соответствии с приказом, Минфин это выплачивает?

А. УЛЮКАЕВ - Это не задолженность...

А. ВЕНЕДИКТОВ - Нет, т.е. нет задолженности, т.е. то, что соответствует приказу Минфин...

А. УЛЮКАЕВ - Да. Мы получаем приказ, что принимало участие столько-то военнослужащих от МВД, столько-то от Минобороны, столько-то дней принимало участие в зоне боевых действий, просто калькулируем и все, выполняем функции микрокалькулятора.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Алексей, это дорого для страны?

А. УЛЮКАЕВ - Это сейчас уже не так дорого для страны. Но в общем-то, лучше бы, конечно, найти этим деньгам другое применение. Мы, знаете, может, сейчас нет времени для этого разговора, мы говорили с военными на эту тему, что нам не нужна слишком больша группировка, которая получает боевые. Нам лучше обустроить за эти деньги, мы хорошо обустроим наши части, которые в Чечне будут на постоянной основе. Это гораздо важнее. Вроде бы сейчас мы двигаемся именно в этом направлении.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Спасибо большое! У нас в гостях был Алексей Улюкаев - первый заместитель министра финансов РФ.





Ведущий эфира Алексей Венедиктов
27.12.2001
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000001049

Док. 380140
Перв. публик.: 27.12.01
Последн. ред.: 09.10.07
Число обращений: 443

  • Улюкаев Алексей Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``