В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Улюкаев в эфире радио `Эхо Москвы`, 15.04.2002 Назад
Алексей Улюкаев в эфире радио `Эхо Москвы`, 15.04.2002
Эфир ведет Ольга Бычкова.

О. БЫЧКОВА - У нас есть несколько важных тем на сегодня, несколько важных вопросов, которые я хотела бы задать Алексею Улюкаеву. Жду также вопросов от наших слушателей. Но начнем вот с чего. Президент России на днях, в связи с визитом Александра Лукашенко, президента Белоруссии, в Москву, сказал, что есть упреки в медленных темпах интеграции России и Белоруссии. Между тем, мы знаем, что планов громадье по поводу такого рода интеграции, в том числе и введение общей валюты. Все это уже достаточно близко, через несколько лет, 2005 год уже на пороге. Мы знаем, как вводилась единая европейская валюта и сколько лет работы и всевозможной пропаганды, агитации и разъяснений этому предшествовало. Что здесь? Как это будет выглядеть? Или планы изменились?

А. УЛЮКАЕВ - Планы не менялись, но прежде, чем решать вопрос о том, как это будет выглядеть... Как это будет выглядеть - это, вообще говоря, пиаровское завершение вершины пирамиды, которая покоится на очень серьезном основании. Вы упомянули Европу. Действительно, огромная работа. Были приняты принципы маасрихтские, затем копенгагенские, которые определили принципы бюджетирования, пределы долга, пределы дефицита, общие ориентиры по инфляции, в области налоговой и таможенной политики. Это создает основу. Финансы должны быть примерно одинаково устроены, они должны быть заведомо одинаковой "степени здоровости". И после этого, на этой основе можно создавать и единую валюту, и единую систему платежных, расчетных отношений. В принципе, мы предполагаем двигаться, и двигаемся примерно таким же путем. Мы работаем много в области унификации налогообложения, и это было одной из важных тем разговора в пятницу, когда происходил совет глав государств союза России и Белоруссии, в частности о принципах уплаты косвенных налогов по стране происхождения, стране назначения, по иным вопросам, о способах организации таможенного пространства, защиты таможенной границы территории.

Не надо забывать о том, что мы ведем переговоры по вступлению в мировую торговую организацию. Эти переговоры и их результат будет накладывать на нас определенные обязательства с точки зрени тарифного и нетарифного регулирования нашего внутреннего рынка. И это все должно корреспондироваться с темпами продвижени интеграционных процессов России и Белоруссии. Забежать вперед, нарисовать красивые денежные знаки и раздать их в ситуации, когда бюджет одной страны исполняется с профицитом, а бюджет другой страны исполняется с дефицитом, - это значит, организовать просто перераспределение финансовых потоков между ними, своего рода трансферт межбюджетный устроить. Наверное, не это цель нашей совместной работы, а цель нашей совместной работы - создание равных правил игры для бизнеса, для населения во всем, начиная от системы социального медицинского и пенсионного страхования, и кончая условиями для инвестиций.

О. БЫЧКОВА - Вопрос в том, что намеченные сроки уже достаточно близко. Потому что 2-3-4 года - это в принципе не так много для того, чтобы привести все эти сложные факторы в двух государствах в соответствие. Или, например, Россия вступает в ВТО, Белоруссия тогда где?

А. УЛЮКАЕВ - Это и есть предмет работы. Срок действительно совсем небольшой. И очень важно соблюдать принятые сроки, но еще важнее делать все правильно. И поэтому, если паче чаяния окажется так, что стороны не смогут добиться должного уровн согласования налоговой, бюджетной, таможенной, инвестиционной политики, правил и норм, которые здесь существуют, до установленных сроков, видимо, тогда придется их раздвигать, наверное. Но все-таки важнее здесь максимальна активизация работы.

О. БЫЧКОВА - Но все-таки не поняла, сейчас, на сегодняшний момент речь идет о том, что все эти сроки и все эти общие планы сохраняются в объявленном виде?

А. УЛЮКАЕВ - Да, сейчас они сохраняются, сейчас их пока никто не пересматривает.

О. БЫЧКОВА - То есть мы уже будем через несколько лет иметь общую валюту с Белоруссией?

А. УЛЮКАЕВ - Будем, при том условии, если мы сначала унифицируем налоговое законодательство и правила налогового администрирования, сначала точно одинаковую создадим таможенную границу, одинаковые правила тарифного, нетарифного регулирования, сначала договоримся об общих стандартах формировани бюджетного профицита или дефицита, источников их финансирования, создании финансового резерва и правил бюджетной классификации, а уже потом будем принимать завершающие меры по введению валюты и иным процедурам оформления этой интеграции.

О. БЫЧКОВА - Что из этих задач кажется самым проблематичным?

А. УЛЮКАЕВ - Каждый кулик свое болото хвалит или ругает. Для мен самое главное - это принципы построени бюджетной системы, правила приоритета расходования бюджетных средств и создание надежных механизмов, которые препятствовали бы формированию бюджетных дефицитов у участников союзного государства.

О. БЫЧКОВА - Эти бюджетные принципы и прочее - они строятся по принципу те, которые предлагает Россия с тем, чтобы Белоруссия их адаптировала, или какие-то третьи вырабатываются?

А. УЛЮКАЕВ - Мы бы хотели, чтобы те принципы, которые заложены в Бюджетном кодексе РФ, с учетом тех изменений, которые вносятся, распространялись бы и на бюджетные отношения республики Беларусь, потому что мы считаем, что они соответствуют основным правилам международной финансовой отчетности, правилам устройства государственных финансов во всем мире. Это было бы правильно.

О. БЫЧКОВА - То есть можно сказать, если честно, что речь сейчас идет о том, чтобы подтянуть Белоруссию к уровню России, каким бы он ни был?

А. УЛЮКАЕВ - Ни каким бы он ни был, а в тех случаях, когда он соответствует международным стандартам.

О. БЫЧКОВА - Белоруссия сопротивляется?

А. УЛЮКАЕВ - Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон. Значит, всегда сопротивляются обе стороны, когда ты договариваешься. Это естественно, это нормально. Решения не должны даваться легко. Если решения даются легко, всегда есть шанс, что они будут пересматриваться, и т.д. Да, конечно, Белоруссия сопротивляется, мы сопротивляемся. Прежде всего, исходя из национальных государственных интересов. Зато когда потом мы придем к решению, надеюсь, оно будет обоснованным и не будет пересматриваться.

О. БЫЧКОВА - Я все-таки еще раз хотела бы задать этот вопрос, но по-другому. Все-таки, со стороны Белоруссии что встречает наибольшее сопротивление и наибольшие споры?

А. УЛЮКАЕВ - Споры возникают, дискуссии возникают по большому количеству вопросов. Я еще привел пример дискуссии по поводу принципов косвенного налогообложения, которое в последнее время была максимально острой. До этого была дискуссия у нас в рамках сотрудничества Минфина, а мы даже совместную коллегию проводили, с нашими партнерами из Белоруссии. Это принципы устройства внебюджетных фондов. Мы хотели бы, чтобы принцип общего покрытия всех расходов бюджетов всеми доходами бюджетов был обязательно зафиксирован. Здесь по этому поводу мы немало дискутировали с белорусскими коллегами.

О. БЫЧКОВА - Мы начали говорить о создании единого экономического пространства России и Белоруссии. У нас есть вопрос на пейджер на эту тему от Александра. "В таможенных законодательствах Белоруссии и России наблюдается около 2 тыс. расхождений. Если их ликвидировать невыгодно одной из двух сторон, как можно добиться единогласия?"

А. УЛЮКАЕВ - Единогласие достигается все тем же способом переговоров и компромиссов. Мы должны понять, хотим ли мы единого таможенного пространства или нет. Единое таможенное пространство - это пространство, где есть единые правила. Они относятся к квотам, к лицензиям, к тем исключениям, которые требуют от неких особых режимов, и к методу устройства таможенной границы и к принципам таможенного администрирования. Большая часть различий касается именно технических деталей, именно принципов администрирования. Ну, что ж, как бы ни было трудно, тем не менее, мы должны обеспечить здесь согласование. Иначе окажется так, что единое таможенное пространство будет как бы с прорехами. И в эти прорехи могут поступать товары, которые мы, скажем, не хотели бы допускать на нашу территорию по каким-то техническим соображениям, или товары, которые мы хотели бы облагать по более высоким уровням тарифов. И в этом случае будет нанесен ущерб фискальной системе. Мы, конечно, этого допустить не можем.

О. БЫЧКОВА - Анна Федоровна из Петербурга пишет на пейджер. "Сколько можно менять валюту? За последние 30 лет это будет уже третий раз. Пожалейте нас". Третий? Во всяком случае, много было, действительно.

А. УЛЮКАЕВ - Имеется в виду, конечно, менять не валюту, а менять форму денежных знаков, номинацию и т.д. Конечно, действительно, удобство расчетов - это очень важно. Очень долго многие люди пользовались теми номинациями, которые были у нас до 61 года. Я до сих пор помню, как все говорили: "Это по новым деньгам или по старым?" А уже целое поколение успевало смениться. Понятно, что мы можем доставить такое беспокойство нашим гражданам только в том случае, если мы будем абсолютно уверены, что это полностью просчитанный шаг, за которым не последует каких-то затем изменений, коррекции, что мы чего-то не учли.

О. БЫЧКОВА - А почему нельзя просто оставить нынешние российские рубли и распространить их на это единое пространство, если все равно речь идет о подтягивании Белоруссии, так или иначе, к уровню России, а российский рубль все равно тоже имеет хождение на территории Белоруссии уже сегодня?

А. УЛЮКАЕВ - Я не говорю, что этого сделать нельзя.

О. БЫЧКОВА - То есть этот вариант рассматривается?

А. УЛЮКАЕВ - Как один из вариантов.

О. БЫЧКОВА - У нас есть еще одна важная тема, это послание к Федеральному Собранию, с которым должен выступить в четверг президент РФ. И есть вопрос от нашего слушателя, Сергея Потемкина, участника нашего проекта ОСВВП. Сергей Потемкин именно об этом и спрашивает.

С. ПОТЕМКИН - Что бы Вы лично хотели услышать в послании президента Федеральному Собранию?

А. УЛЮКАЕВ - Я бы хотел услышать максимально жесткие задачи дл себя, чтобы у меня не было шансов увильнуть от проведения максимально последовательных реформ. Президент сказал в понедельник достаточно понятную вещь, что мы должны ставить перед собой более амбициозные задачи. А значит, и более амбициозные средства их достижения. Значит, мы должны быть более решительны и в политике бюджетных расходов, учета бюджетных учреждений, в политике обеспечения постоянного профицита нашего бюджета, формирования финансовых резервов, графика обслуживания долгов. Значит, мы должны более решительно двигаться по пути снижения налогового бремени на наших товаропроизводителей. В частности, окончательная отмена оборотных налогов, а затем и налога с продаж. Возможно, снижение некоторых других налоговых ставок. Это значит, что мы должны более решительно идти по пути формирования накопительной пенсионной системы и т.д.

Процесс приняти решения сложный, он проходит через различные межведомственные согласования. И мне думается, что максимально четкая постановка вопросов президентом снизит возможности для чиновника уклоняться от этой задачи, проводить последовательные радикальные реформы. Я один из этих чиновников. Чтобы ни я не смог уклониться, ни все другие не смогли уклоняться, я думаю, мы нуждаемся в том, чтобы не только цели, но и средства были президентом обозначены с высокой степенью амбициозности и радикальности.

О. БЫЧКОВА - Об этих средствах, собственно говоря, и речь идет. Потому что одна из центральных интриг, которую ожидают от этого послания, - это та проблема, котора обозначается как ВВП для ВВП. Темпы экономического роста, которые явно снижаются, и способы, которыми пытаются или будет предложено достичь их ускорения. Говорят о том, что Росси исчерпала внутренние резервы для естественного продуктивного экономического роста.

А. УЛЮКАЕВ - Категорически не согласен. Как раз снижаетс доля внешних резервов, внешних факторов. Скажем, такого фактора, как управление курсом национальной валюты. Представление о том, что путем удешевления рубля относительно иных валют можно довольно легко повышать темпы экономического роста, неверное, и оно отступает. Или предположение о том, что посредством удержания выгодной нам конъюнктуры по какому-либо из товаров нашего экспорта мы добьемся экономического роста. Сейчас дол внутренних факторов, прежде всего двух из них - потребительского спроса населения и инвестиционного спроса участников экономической деятельности - возрастает.

Сейчас, в начале года, мы столкнулись с тем, что при по-прежнему хорошей динамике потребительского спроса у нас есть проблемы с инвестиционным спросом. Это означает, в свою очередь, что многие предприниматели спрашивают себя: "А все ли сделано для того, чтобы предпринимательска деятельность, инвестирование оказалось деятельностью безрисковой?" Значит, они видят, что мы не сняли еще все риски. Какие риски? Связанные со стабильностью нашей финансовой системы, с надежностью нашего налогового законодательства. Время от времени возникают какие-то странные разговоры о том, что могут быть пересмотрены, я считаю, принципиальные вещи, связанные, например, с плоской, одноуровневой шкалой подоходного налога. Ну, не будет это пересмотрено. Наверное, кто-то этому не доверяет и делает свои расчеты, которые говорят ему о том, что "подожди с инвестициями, пока еще не время, пусть они предъявят дополнительные доказательства". Мы должны постоянно давать бизнесу дополнительные доказательства. Бизнес нам ничего не должен, мы ему должны. И я думаю, это главное.

О. БЫЧКОВА - Одна из новостей, которая обсуждается сегодня и в минувшие дни - это предложение о смещении главы Сбербанка Андрея Казьмина. Вполне возможно, что сегодня наблюдательный совет Сбербанка будет обсуждать повестку дня, предстоящего годового собрания акционеров в связи с этим. Ваш прогноз, состоится ли отставка Андрея Казьмина, и судьба Сбербанка в дальнейшем?

А. УЛЮКАЕВ - Я пока не член наблюдательного совета, я только предложен в составе кандидатур. Если я войду в этот наблюдательный совет, я буду занимать какую-то позицию, о ней каким-то образом говорить. Пока мне это делать некорректно. И вообще, со времен товарища Сталина мы дискутируем относительно роли личности в истории. Она велика, эта роль, но все-таки гораздо больше роль правил и процедур. Гораздо важнее, все-таки примем мы закон о гарантиях вкладов граждан, когда примем и в какой форме. Для того, чтобы у нас была настояща конкуренция на рынке банковских услуг дл населения, а не было бы явной монополии Сберегательного банка. Если это будет сделано, если мы, в самом деле, создадим условия, для того чтобы могла тогда и розничная сеть банковской сферы развиваться гораздо более широко, это сможет удешевить кредит для населения, а с другой стороны, сможет поднять большие резервы, которые у людей есть, которые не вовлечены в оборот финансовых рынков. Это будет серьезное подспорье и для экономического роста, и для улучшени положения, благосостояния населения, а не какое-то решение вопроса о персоналиях.

О. БЫЧКОВА - Можно ли говорит, тем не менее, что кадровые вопросы, которые сейчас обсуждаются в связи со Сбербанком, - это продолжение вопросов о будущем статусе Сбербанка?

А. УЛЮКАЕВ - Я думаю, так ставить вопрос можно. Конечно, решение вопроса о руководстве банка или иного учреждени связано с реформированием этого учреждения, безусловно.

О. БЫЧКОВА - Варианты?

А. УЛЮКАЕВ - Варианты чего?

О. БЫЧКОВА - Варианты персональных назначений и будущего Сбербанка.

А. УЛЮКАЕВ - Совершенно не хочу обсуждать варианты персональных назначений. Еще раз, будущее Сбербанка - это система гарантирования вкладов, будет ли это фактически гарантировано только Сбербанку или другим банкам тоже. Значит, если мы быстро принимаем эффективное законодательство в этой области, Сбербанку будет гораздо труднее, чем ему было до сих пор. Это значит, что он должен будет проводить более эффективную политику привлечения, депозитную политику, политику ставок. Он должен будет расширить спектр услуг, которые предоставляются населению. И ответ на этот вопрос должен быть дан до осени. У нас есть полгода на то, чтобы хорошо подготовиться к тому, чтобы максимально эффективный ответ дать.




"Эхо Москвы"
15.04.2002
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000001045

Док. 380134
Перв. публик.: 15.04.02
Последн. ред.: 09.10.07
Число обращений: 392

  • Улюкаев Алексей Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``