В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Осенние выборы. Отпали аграрии, отпал СПС Назад
Осенние выборы. Отпали аграрии, отпал СПС




Из выступления Вячеслава Никонова, президента фонда "Единство во имя России", президента Фонда "Политика", председателя Комиссии Общественной палаты по международному сотрудничеству и общественной дипломатии на заседании круглого стола на тему "Итоги октябрьских выборов и стратегии политических партий перед выборами 2007 года", 12 октября 2006 г.:


Я обращу внимание на моменты, которые позволяют что-то предсказать в отношении расклада политических сил в 2007 году. Во-первых, уменьшается количество политических игроков. Напомню, когда были первые выборы в Государственную Думу, в 93-м году, в избирательном бюллетене было 43 политические партии, электорат это здорово раздробило. На сегодня у нас 34 зарегистрированные политические партии, в выборах принимали участие 14 политических партий, но на самом деле на две меньше, чем весной - отпали аграрии, отпал СПС. Во всех регионах выступили только три политические силы, три парламентские партии: "Единая Россия", компартия и ЛДПР.

Сейчас три из принявших участие в выборах партий будут сливаться в одну, никаких новых политических игроков, которые могут быть зарегистрированы и принять участие в парламентских выборах, на горизонте не видно. Таким образом, количество партий в избирательных бюллетенях будет меньше, чем когда бы то ни было, явно, что менее 15-ти.

Причем этим большим партиям плюс графе "против всех" не удастся растащить электорат в разные стороны, это уменьшит количество голосов, которые будут отданы за партии, не попадающие в Государственную Думу, и количество депутатских мандатов окажется более близко к количеству полученных за партию голосов, то есть перераспределяться будет меньшее количество голосов. При этом на этих выборах было гораздо меньше снятий, чем во время избирательной кампании, которая прошла весной. Конечно, тогда снимали в основном кандидатов партии "Родина", сейчас такой антиродинской кампании не было, но если это тенденция, то ее надо отметить как тенденцию позитивную.

Второе. Очевидно, что электоральная поддержка "Единой России" растет. Я более оптимистичен, в оценке итогов выборов для партии. Единороссы набрали на 11% больше, чем на выборах в Государственную Думу, это на самом деле много, учитывая, что ситуация в стране не такая простая. Конечно, главная причина успеха - это то, что они воспринимается как партия Путина. Но исследования этого года показали дополнительный аргумент в пользу "Единой России": она воспринимается электоратом как единственная значимая партия. То есть, если несколько лет назад мы все дружно говорили о том, что у нас одна партия в стране - КПРФ, то теперь с точки зрения электората у нас все равно одна партия, но другая - "Единая Россия". Это новое ее восприятие и, я думаю, достаточно важное. Избирательную кампанию я бы оценил как достаточно грамотную и поставленную уже на индустриальную основу, то есть именно партийный механизм избирательных кампаний работает, и, пожалуй, "Единая Россия" единственная партия, где этот механизм работает достаточно профессионально.

Естественно, был административный ресурс, его грамотное применение. "Система паровозов", как показал опыт выборов, работает, значит, и в 2007 году она будет применена. То есть, заявка "Единой России" на большинство в следующей Государственной Думе - это, на мой взгляд, абсолютная реальность. Но надо обратить внимание, что большее количество мандатов партия получила в этот раз по округам, а не по спискам. По спискам получено 97 мандатов, по округам - 147 мандатов, почти в полтора раза больше по округам, нежели по спискам. А это подтверждает мысль, которую я уже неоднократно озвучивал, о том, что на самом деле пропорциональная система очень невыгодна "Единой России", и, даже увеличив рейтинг еще больше, партия не получит того большинства, которое она имеет в нынешней Государственной Думе. То есть, при пропорциональной системе двух третей в Государственной Думе у "Единой России" не будет, тем более, что количество опять же игроков, способных растаскивать электорат, уменьшается.

Третье. Эти выборы многие дружно интерпретировали как поражение компартии, которая теряет поддержку. Я, откровенно говоря, не вижу большой потери. Есть очень низкие показатели, свердловские и в Туве. Ну а когда в Свердловске голосовали за коммунистов? Никогда этого не делали. И в то же время в четырех регионах из пяти компартия нарастила результаты даже по сравнению с выборами в Государственную Думу - в Карелии, в Чувашии, в Новгороде и Еврейской автономной области. КПРФ выступила на своем обычном уровне, и пока новая левоцентристская инициатива не сильно размывает электорат коммунистов. Мой вывод на основании нынешних выборов: коммунисты, безусловно, будут в следующей Госдуме.

Четвертое. Выборы оценены как провал ЛДПР и как серьезное поражение либеральных демократов. Я бы тоже не стал преувеличивать степень неудачи Либерально-демократической партии, потому что, конечно, они потеряли сильно по сравнению, скажем, с выборами в Государственную Думу, но они гораздо меньше потеряли по сравнению с другими региональными выборами. И тоже понятно, почему - все-таки ЛДПР - это партия одного человека, причем человека, воспринимающегося именно как федеральная фигура и в то же время не имеющая каких-то региональных серьезных авторитетных структур. И поэтому, опять же, на мой взгляд, на выборах в Государственную Думу Жириновский может вполне рассчитывать на более высокую поддержку, его рейтинг высок. Сейчас по опросам, где нет Владимира Владимировича Путина и преемников Владимира Владимировича Путина, у него второй рейтинг в стране, и это, в общем, нормальная позиция для общенациональных выборов, тем более по партийным спискам, где, конечно, ЛДПР имеет все шансы на прохождение в Государственную Думу.

Пятое. Актуальный левый проект - Партия Жизни, Партия пенсионеров, "Родина". Я согласен с большинством комментариев на этот счет и с тем, что, в принципе, проект доказал свою жизненность. Но в то же время я не считаю, что это та ситуация, где "1+1+1" равняется 3. Скорее всего, даже может не быть и 2. И с этой точки зрения я бы не стал пока называть это второй партией, по крайней мере, они выступили вровень с КПРФ и где-то наступают им сильно на пятки. Во всяком случае, пока говорить о том, что они обошли КПРФ в качестве второй партии в стране, мне кажется, рановато. Так оказалось, что путинский электорат шире, чем электорат "Единой России", мы это знаем. А куда же, собственно, девается та часть путинского электората, которая не голосует за "Единую Россию"? Считалось, что эта часть считает "Единую Россию" слишком либеральной и слишком прозападной. Этот электорат нашел для себя определенную нишу.

Где же, собственно, нащупать электорат новой политической силы? На мой взгляд, это все-таки не электорат "Единой России", которая не сильно пострадала, если пострадала вообще, это не электорат коммунистов, которые тоже, по-моему, не сильно пострадали. Партия Жизни и Партия пенсионеров - взяли электорат "Родины", взяли электорат и Глазьева и Рогозина, по большому счету, которые не участвовали в избирательной кампании, а у них достаточно серьезная электоральная поддержка. Они взяли не активизированный на региональном уровне электорат Жириновского. Возможно, они взяли значительную часть "против всех", тех людей, которые не голосуют обычно за традиционно раскрученные бренды. И по мере роста, я думаю, они, конечно, залезут на поле "Единой России" и КПРФ, предпосылки, в принципе, для этого есть. Как оказалось, административный ресурс у новой тройственной коалиции имеется, это и региональные элиты, которые привыкли после распада СССР раскладывать яйца больше чем в одну корзину, это уже инстинкт. Как выяснилось, у Совета Федерации есть административный ресурс, по крайней мере, у некоторых влиятельных сенаторов. Я почти уверен, что триумф Партии Жизни в Туве и тувинский феномен - это результат деятельности все-таки двух сенаторов в большей степени, чем кого бы то ни было. Сенаторами от Тувы, напомню, являются Нарусова и Пугачев. Но при этом, конечно, есть вопрос, связанный с тем, что этой партии еще надо создаться, а это, как показывает опыт разных предыдущих слияний политических сил, не так просто.

Шестое. Для либералов прозвучал, конечно, очень громкий звонок. Меня, откровенно говоря, удивляет это пораженчество, какая-то беспомощность либерального клана, не способного просчитывать общественные настроения. Электорат, как показывают опросы, есть. И опять же опрос Левады, он, правда, не вполне корректен, но он дал ряду либеральных политиков, включая Владимира Рыжкова, достаточно высокий рейтинг. И в этих условиях опускать руки - это занимать самоубийственную позицию, разговоры о бойкоте выборов для партии - это заявление о том, что мы будем кончать жизнь самоубийством. Партии, собственно, создаются для выборов, а не для чего-то другого. Конечно, они должны объединяться, потому что более чем одна либеральная партия в 2007 году вряд ли сможет преодолеть 7-процентный барьер.

И последнее мое замечание, связанное с выводами о том, что эти выборы свидетельствуют о движении России к двухпартийной системе. Вообще-то многопартийность определяется количеством партий, представленных в парламенте. Сегодня у нас четырехпартийная система, поскольку в парламенте четыре партии. И главный фактор, который определяет количество партий в парламенте - это характер избирательной системы, все-таки двухпартийность бывает при мажоритарной избирательной системе. Нет ни одной страны, где есть пропорциональная система и была бы двухпартийность. То есть партий проходит больше даже при 7-процентном барьере. Так что у нас будет, конечно, больше, чем две политические партии. Кроме того, у нас больше чем два электората, это тоже очевидно. В последнее время говорили о четырех электоратах: это партия власти, это компартия, электорат национал-патриотический, то есть родинский, и электорат либеральный. На мой взгляд, партия Миронова не сокращает количество электоратов, а, скорее, добавляет пятый электорат, которому еще предстоит кристаллизироваться. Поскольку есть заявки на создание социал-демократической ниши, которая у нас всегда была либо маленькой, либо растащенной другими, но это не сокращение количества электоратов, это скорее его увеличение.

Мы не знаем электорального расклада и ситуации в партии власти после Путина, что будет после 2008 года, и поэтому говорить о том, какая будет конфигурация, сейчас, наверное, на долговременную перспективу рано. Во всяком случае, существует возможность слишком резкого изменения расклада политических сил, если Путин или его преемник возглавит одну из партий. И тогда мы получим совершенно другую картину, нежели та, которую мы наблюдаем сейчас.

Кремль.ORG

Вячеслав Никонов, президент фонда "Политика"

13 октября 2006



http://www.ryzkov.ru/

Док. 380035
Перв. публик.: 13.10.06
Последн. ред.: 09.10.07
Число обращений: 310

  • Рыжков Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``