В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
До лампочки Назад
До лампочки


Российскую бюрократию в который раз пытаются лишить одного из атрибутов власти - спецномеров и мигалок на автомобилях. "Итоги" выясняли, есть ли у авторов прожекта шансы на успех


На минувшей неделе в Госдуме состоялась образцово-показательная акция по расставанию с привилегиями. Вице-спикеры от "Единой России" добровольно, а кто и собственноручно, снимали заветные синие лампочки с обслуживающих их автомобилей. Так "единороссы" реагировали на сообщение о встрече президента Владимира Путина и главы МВД Рашида Нургалиева, обсудивших накануне меры по резкому сокращению числа привилегированных автомобилей. "Жертвоприношение", впрочем, проблем на дорогах не решило. Да и стоянки возле Думы и прочих органов власти не превратились в зону, свободную от спецсигналов, причем в отдельных случаях полученных околозаконным путем. Спрос на внешние атрибуты исключительного статуса автовладельца никуда не делся, а значит, и с предложением все будет в порядке.

Автолюбители в законе

В Управлении делами президента, в чьем ведении находится автопарк, обслуживающий высших чиновников, депутатов и сенаторов, к теме привилегий на дорогах предпочитают подходить осторожно. Пока официальные распоряжения ограничиваются носящим общий характер указом президента, соответствующего постановления правительства и поправок в законодательство нет. Поэтому государственное автохозяйство работает по прежним правилам, обеспечивая машины VIP-класса всеми положенными атрибутами. Ну а что до акции думских вице-спикеров, то это их личная инициатива.

Причем поддержали ее отнюдь не все. Как всегда мудро поступил вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский, решивший не расставаться с мигалкой до последнего - пока не отнимут по закону. У него нашлось немало последователей. Даже член руководства "Единой России" вице-спикер Любовь Слиска проигнорировала акцию своих коллег. Некоторые же из тех, кто по призыву партии отказался от спецсигналов, сетуют на то, что ездить по Москве им теперь стало значительно сложнее. Спорить с этим сложно. Тем более что помимо не снявших мигалки депутатов, сенаторов, членов правительства и прочих официальных лиц на дорогах страны немало других сильно выделяющихся из общего потока автолюбителей.

Прямо скажем, весь набор "крутизны" - удовольствие не из дешевых, и позволить себе это удовольствие могут далеко не все. Ликвидированная в декабре прошлого года банда торговцев спецномерами предлагала весь "пакет" за 200 тысяч долларов. В него входили номер с триколором, разрешение на использование спецсигналов, пропуск для проезда на охраняемые объекты, а также талон, запрещающий досматривать автомобиль и его пассажиров.

Самое главное для людей, которые могут столько заплатить за набор "опций", - это их подлинность. И задержанные торговцы, в число которых входили бывшие и действующие сотрудники МВД, а также работники других солидных ведомств, аутентичность своей продукции гарантировали.

Впрочем, сегодня можно и совершенно законно получить немало автомобильных привилегий. Для этого, например, достаточно заключить договор с вневедомственной охраной ГУВД Москвы. Далее милиционеры поставят на временный учет вашу машину, нанесут на нее синие полосы, которые всегда можно удалить, и повесят синие милицейские номера - "синьку". За руль сядет сотрудник милиции с оружием и в форме, и все - можно пугать соседей, "чайников" на дороге и партнеров по бизнесу. Подобное удовольствие обходится примерно в 30 тысяч долларов в месяц включая зарплату милиционеров-охранников. Именно поэтому и несется по Рублевскому шоссе, нарушая все мыслимые и немыслимые правила, какой-нибудь Porsche Cayenne с синими номерами. Попробуйте после этого втолковать не вникающему в тонкости обывателю, что милицию необходимо уважать и исправно платить налоги на ее содержание.

Еще один способ легально почувствовать себя причастным к власти можно, заключив договор об аренде автотранспорта, например, с Федеральным государственным учреждением (ФГУ) "Автотранспортный комбинат Управления делами президента РФ". Там аренда BMW пятой серии обойдется примерно в 510 рублей в час. Разумеется, если удастся договориться с руководством комбината.

Мы решили провести небольшой эксперимент, позвонив в вышеозначенное ФГУ. Подошедший к телефону молодой человек порекомендовал написать письмо на имя генерального директора предприятия. В нем требовалось указать компанию, которая намеревается арендовать сановную иномарку, и описать маршрут, по которому арендатор будет передвигаться. "Вопрос цены будете уже на месте с генеральным обсуждать", - сказали нам на том конце провода.

- А номера федеральные будут?

- Федеральные номера выдаются только по решению правительства, - сказал как отрезал собеседник, после чего добавил: - Да не волнуйтесь, номера будут НОРМАЛЬНЫЕ!

По большому счету ничего плохого в такой схеме нет - все официально и законно. Вот только таких автолюбителей в законе насчитывается немало. Основная их масса концентрируется в Москве, что и создает в столице крайне нервозную дорожную обстановку.

Неприкосновенность

Накануне исторической акции в Думе президент на встрече с членами правительства напомнил, что давно уже поручил разобраться как с проблемой спецсигналов, так и со всем комплексом вопросов безопасности на дорогах, и потребовал от главы МВД срочно представить соображения по этому поводу. Рашид Нургалиев поручение выполнил, предложив с 1 ноября уменьшить число спецсигналов, установленных только на персональных машинах, - с сегодняшних 7,5 тысячи единиц до тысячи. Предполагается сократить и список госслужб, имеющих право на спецсигналы, - их должно остаться пять вместо одиннадцати: "Скорая помощь", пожарные, милиция, военная автоинспекция и аварийно-спасательная служба. Все это уже зафиксировано в подписанном президентом указе. Спецномера, согласно этому документу, предписано ликвидировать вообще. Правда, поэтапно - по мере выхода распоряжений правительства и внесения законодательных изменений. Спикер Госдумы Борис Грызлов уже пообещал, что будут приняты поправки к закону о статусе депутата и члена Совета Федерации, отменяющие номера с триколором на их служебных авто.

Однако не все здесь зависит от воли руководителей государства. Для любителей быстрой езды останутся варианты - например, левым путем получить красный дипломатический номер. Обходится это удовольствие примерно в 40 тысяч долларов. Рассказавшие об этом сотрудники ГИБДД порекомендовали обратить внимание на дипномера с кодом некоторых республик бывшего СССР. Дело в том, что дипномер сам по себе содержит любопытную информацию: после цифрового обозначения страны и буквенного кода идет порядковый номер автомашины. Так, например, на улицах Москвы можно встретить автомобили посольств некоторых закавказских республик с порядковым номером, допустим, 46. Это означает, что в посольстве этой республики якобы работает не менее 46 дипломатов. Каково? Правда, после того как несколько лет назад на Тверской улице машина с дипномерами, которой управлял некий бизнесмен, протаранила витрину кафе, получить "красный" номер стало достаточно проблематично. Впрочем, знающие люди утверждают, что "все решается"...

Тем более что сотруднику ГИБДД не обязательно видеть госфлаг или код диппредставительства на номере автомашины, чтобы понять, что останавливать ее за нарушение ПДД себе дороже. Самыми "крутыми" считаются обычные номера с буквенным кодом "ЕКХ", которые в народе расшифровываются как "еду, как хочу". Их использует ФСО - Федеральная служба охраны. Они могут быть установлены как на иномарках сопровождения кортежей, так и на невзрачных "Волгах" или "Жигулях". Эти номера не продаются. Даже по знакомству.

Далее по престижности идут номера с повторяющимися буквами "ООО" или "ААА", так называемые "Ольги" и "Анны". Их цена, как говорят, на сером рынке колеблется от 3 до 5 тысяч долларов в зависимости от длины цепочки посредников между выдающей номера инстанцией и желающим их получить. Правда, они гарантируют лишь относительную неприкосновенность от сотрудников ГИБДД. Спросом пользовались и трижды повторяющиеся буквы "С" или "К" - такие номера устанавливались, например, на автомашинах ГУИН и ФАПСИ, а потом небольшое их количество разошлось по успевшим подсуетиться любителям "крутизны".

Проверка на дорогах

Главный думский борец с привилегиями на дорогах Виктор Похмелкин с сомнением относится к кампании по отказу от мигалок. "Никто не горит желанием расстаться с этими атрибутами власти, - считает он. - А самое главное, что до сих пор вопросы, кому давать спецсигналы, кому нет, решаются не на законодательном уровне".

Сейчас в думских комитетах находятся три законопроекта. Это радикальный проект Похмелкина, который предлагает отменить вообще все автопривилегии для чиновников, оставив их исключительно экстренным службам. Группа депутатов оппозиционных фракций предлагает сократить число VIP-персон, пользующихся мигалками, до восьми: президент, премьер-министр, спикеры палат парламента, председатели Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов и генпрокурор. Третий, и самый мягкий, вариант внесли "единороссы" Владимир Плигин, Владимир Мединский и Александр Москалец. Они предлагают ограничить количество комплектов спецномеров тысячью штук, а мигалки устанавливать только на машины тех представителей власти, которым по закону положена госохрана.

Но пока "единороссы" собираются вносить лишь законопроект об отмене "флаговых" номеров для депутатов, по сути повторяющий отклоненные ими полтора года назад предложения Похмелкина. Однако трудно поверить, что, лишившись таких номеров, власти предержащие тут же станут ездить, как простые смертные. Инспектору даже необязательно смотреть на номер, когда лобовое стекло спецмашин украшают видные издалека пропуска-"вездеходы".

"Российская бюрократия горазда на выдумки, но если законодательно будет ликвидирована привилегированная автомобильная каста, это уже огромный шаг к цивилизованным отношениям на дороге", - считает Вячеслав Лысаков, лидер движения "Свобода выбора", акции которого "Нет мигалкам!" прокатились по всей стране. По мнению Лысакова, многое зависит не столько от лишения номенклатурных машин внешней атрибутики, сколько от установок, которые дадут МВД: будет ли оно требовать жесткого соблюдения правил, невзирая на лица и должности, как это происходит на европейских дорогах, где штрафуют и премьер-министров, или вопрос об ответственности за правонарушения по-прежнему будет решаться с помощью солидного удостоверения или купюры.

Проблема в том, что сегодня любой номер можно подделать - хоть с триколором, хоть "синьку" или "дипломата". Стоит подобное удовольствие от 1500 до 3000 долларов. Естественно, смотреться на "Оке" такой номер будет вызывающе, а вот к мчащемуся Mercedes вопросов не возникнет. А если и возникнут, то факт злого умысла - необходимый атрибут возбуждения уголовного дела - еще надо доказать.

Осталось получить ответ на главный вопрос: кому и для чего нужны автомобильные атрибуты власти? Многие специалисты по защите информации отмечали, что у нас любой человек, имеющий деньги, в один прекрасный момент начинает понимать, что к ним не помешает хотя бы немного власти, а ее на всех не хватает. Приходится брать то, что осталось, - хотя бы поддельные номера с триколором, пропуска в Кремль, талоны с предписанием "Без права проверки" и тому подобную мишуру. Видимо, чинопочитание у нас в крови - на уровне генетической памяти, а потому одними пиар-акциями и даже правкой законодательства здесь не отделаешься.

Журнал "Итоги"

Григорий Санин, Евгений Жеребенков

При участии Степана Кривошеева


Дата публикации - 27 сентября 2006




http://www.ryzkov.ru/

Док. 380019
Перв. публик.: 27.09.06
Последн. ред.: 09.10.07
Число обращений: 355

  • Рыжков Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``