В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`ИнтерНЕТционал` Назад
`ИнтерНЕТционал`


Гражданское общество проросло у нас, откуда не ждали: сетевые структуры оказались влиятельнее большинства невиртуальных партий и организаций. Теперь настало время отделить зерна от сетевых плевел.

Если вы заметили на автомобилях оранжевые ленточки, значит, готовится акция народного движения автомобилистов "Свобода выбора". За полтора года это зародившееся в Интернете движение сумело добиться от власти больше, чем любая оппозиционная партия. А если на улицах вашего города вдруг появились молодые люди с белыми повязками, можно ожидать чего-то вроде печально знаменитых событий в Кондопоге. Всплеску самосознания, а некоторые считают, что и росту ксенофобии в этом карельском городке, в немалой степени поспособствовала другая крупная сетевая структура - Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ)... Невиртуальная политика неожиданно осознала, что россияне начали самоорганизовываться при помощи виртуальной Сети. Одни увидели в этом долгожданное рождение гражданского общества и собираются использовать сетевые силы в политической борьбе. Другие бьют тревогу: что делать с виртуальным экстремизмом, который все агрессивнее проявляет себя в реальном мире?

Сетевые рекорды

Список достижений сетевого сообщества весьма внушителен. Например, массовые акции "Свободы выбора", прокатившиеся по всей стране, заставили правительство оставить в покое владельцев праворульных автомобилей, отложить внесение поправок в Правила дорожного движения, запрещавших эксплуатацию автомобилей с поворотниками "неправильного" цвета, и даже добиться пересмотра решения суда в отношении Олега Щербинского, осужденного по делу о гибели алтайского губернатора Михаила Евдокимова. 30 сентября "Свобода выбора" собирается устроить акцию в защиту владельцев ракушек в Москве. И есть подозрение, что по своим масштабам она многократно превзойдет выступление жителей Южного Бутова.

А ведь говорят, что наше общество не только аполитично, но и вообще социально пассивно. На выборы люди ходят мало, новостями не интересуются, да и на митинг по отстаиванию собственных прав их калачом не заманишь. Возможно, все это и было так, пока практически в каждый дом представителей среднего класса не пришла Сеть. Подготовка и координация акций виртуальной организации ведется в Интернете. Не нужны ни учредительные съезды, ни сбор подписей, ни партячейки с партбилетами, ни сотни агитаторов. Вместо всего этого на интернет-форуме того или иного движения уточняются концепция и название акции, обсуждается содержание лозунгов, даются поручения о рассылке пресс-релиза в СМИ. Стикеры и листовки выкладываются тут же на сайте и распечатываются самими участниками акции - никаких проблем с типографией. Никаких партсобраний, только Интернет, связывающий людей за тысячи километров. А главное - это в чистом виде творчество масс. По крайней мере на начальном этапе.

Лидер "Свободы выбора" Вячеслав Лысаков утверждает, что существует оно на голом энтузиазме, в нем нет ни одного человека, который получал бы за это зарплату. "Мы родились как движение 19 мая 2005 года, когда вышли в защиту владельцев праворульных машин, - говорит Лысаков. - Это была самая крупная акция, она прошла почти в 50 регионах, и мы все это скоординировали и организовали по Интернету". С тех пор они устроили еще шесть резонансных акций, и тоже благодаря общению в Сети. Накануне выступлений сайт "Свободы выбора" ежедневно посещают 4-6 тысяч человек. Но за счет рассылки информации по родственным сайтам его аудитория намного больше. Листовки и стикеры на автомобилях доносят информацию и до тех, у кого нет возможности выхода в Сеть.

Есть такие партии

Организации и мобилизованности сетевой структуры может позавидовать любая партия. Они и завидуют, пытаясь подобрать под себя то же движение автомобилистов. Правда, Лысаков отвергает все исходящие от партий предложения о помощи: "Мы знаем, что такое помощь - это просто поглощение общественной организации, которая становится придатком партийной структуры, для нас это значит похоронить движение". У лидера "Свободы выбора" были контакты с "Объединенным гражданским фронтом" Гарри Каспарова, но он их свернул, исходя из принципов построения своей организации. Лысаков считает, что политические и партийные проблемы не должны обсуждаться и на форуме движения, в этом вопросе на сайте жесткая модерация - вся политика сносится в отдельный раздел. "Если мы будем обсуждать политические проблемы, то, кроме говорильни и того, что люди разругаются, это ничем не кончится", - считает Лысаков.

Тем не менее с рядом партий "Свобода выбора" поддерживает контакты. Движению помогает, в частности, сопредседатель не прошедшей перерегистрацию Республиканской партии Владимир Рыжков. И не только он. СПС тоже собирается поддержать акцию "Свободы выбора" в защиту ракушек. Лысаков относится к этому спокойно: "Мы дадим им возможность минимально себя обозначить, поддерживают, и ради бога".

"Сетевые структуры во всем мире становятся все более эффективными и влиятельными, - говорит Владимир Рыжков. - Из классических - это "Гринпис", вот пример, когда организация способна проводить акции по всему миру, действуя внезапно для властей и эффективно". При законодательной поддержке Рыжкова движение атомобилистов сейчас оказывает давление на власть по сокращению числа мигалок. И возможно, что именно в результате этого давления президент поручил главе МВД в срочном порядке решить вопрос по снижению числа автомобилей со спецсигналами на дорогах страны.

Последние события показывают, что сетевые структуры могут быть более эффективными, чем такие традиционные институты, как, например, профсоюзы. "Эффективность этих структур связана с тем, что появился Интернет и с ним возможность коммуникации между миллионами людей, практически моментальной и очень дешевой. Сайт сетевой структуры является площадкой для общения и позволяет буквально в течение двух недель организовать крупную всероссийскую акцию. Я думаю, роль сетевых структур в политике будет только возрастать", - считает Владимир Рыжков.

С другой стороны, по мнению занимающегося сетевыми организациями политолога Андрея Маруденко, в легальном политическом пространстве с партиями, разделением властей и т. п. места для сетевых структур нет. "Мы видим, как все политическое пространство России пытаются выстроить по этим несколько устаревшим лекалам, вытеснив из официального политического пространства все, что не подходит под "узаконенное политическое", - говорит политолог. Но если смотреть на политику несколько шире, как на борьбу за власть и влияние вообще, то здесь для сетевых структур открывается полная свобода. Сети способны очень эффективно воздействовать на административные органы и принятие решений. Достаточно вспомнить украинскую "оранжевую революцию", ключевую роль в победе которой сыграла сетевая организация "Пора". Именно благодаря ее акциям оппозиции удалось добиться ни больше ни меньше, как пересмотра официальных итогов президентских выборов.

"Бюрократиям довольно сложно противостоять подобным инициативам, поскольку они существуют в другом пространстве, - считает Маруденко. - Посмотрите на "Свободу выбора" в стадии становления - эта организация по факту проводила акции общероссийского масштаба, а в бюрократическом пространстве ее не было. И что прикажете с ней делать с точки зрения административных структур?"

Кстати, далеко не всегда сетевые организации намеренно дистанцируются от политики. Быстро набирающее популярность Движение против нелегальной иммиграции отнюдь не чурается традиционных партий, участвуя в митингах КПРФ, "Родины", "Народной воли" и ЛДПР. Движение и само активно участвует в политике. На выборах в Мосгордуму жители столичного района Орехово-Борисово Южное отдали 34 процента голосов кандидату от движения Владимиру Ермолаеву.

В кольце

Сейчас на сайте ДПНИ каждый день бывает до 50 тысяч посетителей. В отличие от "Свободы выбора" ДПНИ - официально незарегистрированная организация, а ее сайт поддерживается из-за пределов России. Координатор организации - Александр Белов (псевдоним Александра Поткина, бывшего пресс-секретаря председателя националистического движения "Память" Дмитрия Васильева). На "Русский марш" в ноябре 2005 года в Москве ДПНИ смогла вывести несколько тысяч человек. "В этом году будет значительно больше", - обещает Белов.

14 сентября многие участники акции ДПНИ у метро "Добрынинская" в Москве были задержаны милицией. Впрочем, власть пока не выработала четкой тактики по отношению к набирающим популярность сетевым структурам.

Кстати, возникает вопрос: на какие деньги ведут свою деятельность сетевые структуры? Ведь когда они перерастают границы виртуального пространства, уровень затрат возрастает многократно. Однако проблем с финансированием не возникает. Сетевая структура и деньги собирает в Сети, размещая там реквизиты банковского счета, куда любой разделяющий цели того или иного движения может перечислять пожертвования. При этом гарантируется анонимность - интернетовские системы денежных переводов позволяют замаскироваться под псевдонимом. Сам же счет сетевой структуры оформляется, как правило, на физическое лицо, а не на организацию.

А что делать, если возникнут проблемы с провайдером или по решению суда сайт закроют, например по обвинению в экстремизме? "У нас еще около 50 "зеркал", на которые мы можем перейти", - отвечает Белов. Для ДПНИ проблема отношений с властью весьма актуальна. Эта организация засветилась во многих громких делах, связанных с миграционными скандалами, но наибольшую известность получила после событий в Кондопоге. Александр Белов принимал непосредственное участие в организации массового схода жителей города с требованием выселения из города кавказцев, а через сайт ДПНИ осуществлялось информационное обеспечение акции.

Вячеслав Лысаков, защищая свое право ездить на машине с правым рулем, нашел тысячи единомышленников. В сотрудничестве с их зародившейся в интернете организацией сейчас заинтересованы и традиционные партии.

После этих и предшествующих событий власть всерьез задумалась над тем, что делать с проявлениями экстремизма в Интернете. Задуматься действительно есть о чем. Например, выяснилось, что Александр Копцев, совершивший нападение на прихожан синагоги на Бронной в Москве, - не одиночка, а сетевой скинхед. Общение на националистических сайтах связывало и арестованных за организацию взрыва на Черкизовском рынке Олега Костырева, Илью Тихомирова, Валерия Жуковцева и Николая Королева. По мнению следствия, они - сторонники "Русского общенационального союза" (РОНС), также являющегося сетевой структурой. На сайте РОНС под ником Змей хорошо известен и Никита Сенюков, задержанный на днях за совершенное в апреле этого года убийство армянского студента Вигена Абрамянца.

Сайт РОНС, как и сайт ДПНИ, является участником так называемого "Кольца патриотических ресурсов". После взрыва на Черкизовском рынке и событий в Кондопоге на эти сайты обращено пристальное внимание правоохранительных органов. "В воскресенье ребятки погулять решили, созвонились, обговорили место и время встречи... А по приезду на место их уже менты ждали... Всех забрали", - предупреждает соратников Jennia с сайта РОНС. Подобными паническими сообщениями пестрят сейчас и другие сайты "Кольца". Но интересно то, что эти интернет-ресурсы власти не закрывают.

Между тем не замечать то, что Интернет стал мощной организационной системой для развития разного рода сообществ, в том числе и экстремистской направленности, власть уже не может. Выяснилось, что Сеть объединяет пользователей не только по частным интересам, но и по политическим взглядам. Здесь возникают новые движения и кипят общественно-политические страсти, которые все чаще выплескиваются на улицы. И с этим надо что-то делать.

Первые инициативы уже озвучены. Глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников выступает за усиление контроля над Интернетом вообще и ужесточение ответственности за распространение в Сети экстремистских материалов в частности. Подготовленные им поправки в закон о противодействии экстремистской деятельности предполагают уголовную ответственность за размещение в Сети любой информации экстремистского характера. Но отсутствие в законодательстве четкого определения экстремизма сильно затрудняет эту задачу. Кроме того, по закону агитировать за что-либо можно в СМИ. Мысли, высказанные на том или ином форуме Интернета, - личное мнение конкретных лиц, и признать их экстремистской агитацией юридически затруднительно.

Да и технически побороть нецивилизованные ростки гражданского общества в Сети непросто. Многие сайты, которые можно было бы счесть экстремистскими, зарегистрированы за пределами России. Не говоря уже о том, что закрытый сайт может быть легко перенесен на другой адрес. Государство, конечно, может заставить отечественных провайдеров в прямом смысле "фильтровать базар" - отсечь от потребителя контент определенного содержания. Однако это будет уже введением прямой цензуры, которая нашим законодательством запрещена. Да и степень погруженности России в мировое информационное пространство делает у нас маловероятным повторение опыта ограничения пользования Интернетом, взятого на вооружение некоторыми не самыми демократическими странами.

Тем не менее с экстремизмом, безусловно, необходимо бороться. Но скорее с его вдохновителями и адептами, а не со средством коммуникации, которым является Интернет. И методы здесь должны быть куда более тонкими, чем тотальные запреты: например, контрпропаганда или внедрение агентов в экстремистские структуры. Ведь в виртуальном пространстве находят прибежище не только и не столько экстремистские и террористические сообщества. В Интернете начинают пробиваться вполне здоровые ростки гражданского общества, причем здесь они более активны, чем в реальной жизни, а запретительные законодательные меры и жесткая цензура способны задавить и их.

"Итоги"

Евгений Жеребенков


Дата публикации - 18 сентября 2006



http://www.ryzkov.ru/

Док. 380011
Перв. публик.: 18.09.06
Последн. ред.: 09.10.07
Число обращений: 298

  • Рыжков Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``