Грядущую реформу системы государственных льгот комментирует председатель комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы, зампред фракции "Единая Россия" Владислав РЕЗНИК.
- Что заставляет Госдуму и правительство так спешить, продлевать сессию, чтобы принять так называемый закон о монетизации льгот?
- Мы должны успеть до внесения проекта бюджета на следующий год, чтобы заложить новые затраты в бюджет.
- Но в любом случае регионы свои бюджеты сверстать по-новому не смогут.
- Поэтому и надо спешить!
- Хорошо, бюджет подгоняет. Но почему этот закон нужно принимать именно в этом году, почему не подождать? Ведь не пожар.
- "Натуральные" льготы хороши, когда бюджет не выполняется, - это было спасение в начале 90-х годов. А сейчас с бюджетом все нормально. Появилась возможность подойти к распределению льгот справедливо. Ведь девять из десяти льготников не имеют возможности получать санаторно-курортное лечение, 70% не пользуются льготами на проезд в городском транспорте хотя бы потому, что в деревне троллейбусов нет. Получается, что жители крупных городов получают весь набор льгот, а жители сельской местности ими не пользуются вовсе. Я вас уверяю, 37 миллионов сельских жителей с нетерпением ждут принятия этого закона, - для семей это серьезные деньги.
- А жители крупных городов?
- Возьмем мой родной Петербург. В настоящее время в Санкт-Петербурге проживают немногим более 757 тысяч ветеранов. Ежегодно бюджет города тратит на исполнение закона о ветеранах 154 млн. 318 тыс. рублей. Получается, что один ветеран "стоит" бюджету в месяц 16,98 рубля. Когда закон о монетизации льгот будет принят, ветеран будет получать 1394,33 рубля, то есть в 82,1 раза больше, чем сейчас. Помимо этого, в Санкт-Петербурге проживает 549,4 тыс. инвалидов, на льготы которым бюджет города тратит 428 млн. 668 тыс. рублей в год, то есть на одного инвалида ежемесячно 65,03 рубля. Правительство предлагает увеличить эту цифру до 1003,74 рубля, то есть в 15,4 раза больше. Согласитесь, арифметика наглядная.
- Как-то все же мало получается. Здесь все льготы или же льготы по оплате ЖКХ сюда не включены?
- Льготы по оплате ЖКХ - отдельный вопрос. Президент сказал, что в этом году льготы по ЖКХ трогать нельзя. Они останутся в полном объеме.
- Не получится ли, что через год льготы по оплате ЖКХ будут тихо отменены без всяких компенсаций?
- Если до этого дойдет, то компенсации будут обязательно. Но я хотел бы о другом сказать: после консультаций с Госдумой (в частности, с "Единой Россией") правительство было вынуждено увеличить суммы компенсаций для отдельных категорий льготников чуть ли не втрое.
- Складывается впечатление, что цифры, предложенные правительством в первый раз, были специально занижены. Потом "Единая Россия" и Минфин продемонстрировали борьбу нанайских мальчиков - чтобы народ понял, как о них партия печется.
- Я бы не сказал, что комбинация была разыграна. Каждую цифру пришлось долго "отбивать".
- Но сумма - 170 миллиардов, - изначально запланированная правительством на монетизацию льгот, в итоге не изменилась. Не чудо ли?
- Не забывайте, что ответственность за разные категории льготников были перераспределены по уровням власти. Или льготы уходят "наверх" и деньги остаются в федеральном бюджете, или "вниз", в регионы, но вместе с деньгами.
- С деньгами? А как же ветераны труда, работники тыла, репрессированные, наконец? Ведь заботу о них центр перекинул на регионы.
- Я не уверен, что исполнение закона о репрессированных надо возлагать на регионы. Ведь решение о репрессиях принималось не в субъектах, а известно где. Мы будем это обсуждать с правительством. Я не утверждаю, что мы будем настаивать, но обсуждать будем.
- Как я поняла, фракцию "Единая Россия" устраивают размеры компенсаций, которые появились после консультаций с правительством?
- Считаю, требовать от правительства больше денег просто нельзя. Посчитаем: 170 миллиардов рублей после принятия закона останутся у населения, прибавьте к этому 280 миллиардов, которые останутся в экономике после снижения ЕСН. В результате - 450 миллиардов рублей, которые простимулируют повышение потребительского спроса. Не последует ли за этим рост инфляции?
Правительство утверждает, что удержит ее на планируемом уровне, но больший вброс денег в экономику просто опасен.
- Это единственное, что Вас настораживает в законопроекте?
- Нет. Мы будем настаивать на сохранении МРОТ. Ведь в Конституции есть такая статья - как же можно упразднять само понятие?
- А как правительство объясняет?
- Его логика понятна: раз оплата труда бюджетников будет происходить исключительно из местных бюджетов, то, если сохраняется МРОТ, регионы будут повышать его, а центр окажется вынужденным давать им субвенции под это. Но как бы то ни было, с отменой МРОТ фракция не согласится, и я уверен, что мы это "пробьем".
- Неужели "Единая Россия" способна войти в жесткий клинч с правительством?
- Мы только это и делаем. Вспомните, как боролись по ЕСН!
- Да, отвоевали 0,2% для региональных фондов ОМС - очень много! Особенно на фоне фронтального наступления на регионы, которое ведется в законе "о монетизации льгот". Вам не кажется, что вторая часть законопроекта отнимает у регионов последние источники дохода?
- Правительство "напихало" все в один законопроект, прямо следуя закону о разграничении полномочий между уровнями власти. Хотя со многим стоило бы не спешить. С поправками в Лесной кодекс, в Водный, в закон о недрах.
- Вы согласны с отменой субвенций Москве на выполнение столичных функций? И как уроженец Санкт-Петербурга - с переводом памятников культуры федерального значения в федеральную собственность?
- Все перечисленные проблемы - это не вопросы концепции, это вопросы второго чтения. По ним можно спорить.
- Когда же? Ведь после принятия законопроекта в первом чтении депутаты уедут в округа и приедут только в начале августа.
- Будем работать во время отпуска.
Ольга МИХАЙЛОВА
http://www.er-duma.ru/pubs/4036
ДЕЛО, Город: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Дата: 21 июня 2004