В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим Дианов: Национальные проекты - итог политических процессов уходящего года Назад
Максим Дианов: Национальные проекты - итог политических процессов уходящего года
О политических и экономических итогах 2005 года рассказывает Максим Дианов, директор Института региональных программ.

- Можете ли Вы подвести политические итоги года? Что Вы считаете наиболее важным в политической жизни России: в ее внутренней политике, политике, проводимой на пространстве СНГ, во внешней политике?

- Основное, что произошло - это реальное введение новой двухступенчатой системы выборов губернаторов, хотя если говорить о 2005, это произошло не окончательно. Только через год, примерно, у нас будут результаты, насколько новая система оказалась эффективной. Но это нововведение можно считать основным действием исполнительной власти.

Второй момент - это то, о чем предупреждали коммунисты еще полтора года назад, это социальные законы, не подтвержденные исполнением. В частности, закон о монетизации, повлекший за собой значительное увеличение средств, по сравнению с расчетами, на его реализацию. Теперь власть внимательнее относится к любым шагам, которые, так или иначе, затрагивают интересы граждан. Я знаю, что было приостановлено принятие ряда законов, связанных, например, со страхованием. Отменен обязательный переход с 1 января 2006 года к реализации закона о местном самоуправлении. Переход будет поэтапный, вплоть до января 2009 года. Это, на мой взгляд, основное, чему научилась исполнительная и президентская власть.

Говорить о создании Общественной палаты как о политическом итоге пока сложно, она еще даже не полностью сформирована. Посмотрим, что получится из нее в следующем году.

Нам везет, что цены на нефть остаются высокими, и мы можем, в общем-то, с уверенностью смотреть хотя бы в 2006 год, а может быть, и дальше. То есть стабильность экономическая практически нам обеспечена, и я думаю, что 2006 будет несколько благоприятнее, чем 2005-й как для власти, так и для населения: власть не будет совершать таких ошибок, которые она совершала в этом году. А население будет спокойнее относиться к экономическим и политическим переменам.

- Как можно определить политические итоги года на пространстве СНГ?

- Я не думаю, что тут есть что-то интересное. Узбекистан, Киргизия и Казахстан продемонстрировали, что на постсоветском пространстве "оранжевые революции" идут на спад. Пожалуй, в 2005 году, в очередной раз осложнились отношения с Прибалтикой, и хуже уже, по-моему, быть не может, если иметь в виду мирное развитие, а не шантаж. Нормальных дипломатических отношений, к сожалению, добиться так и не удалось. Еще один неутешительный итог конфликт с Украиной.

Хотелось бы думать, что нам удастся сохранить свои позиции, потому что с нами должны считаться и в мировом масштабе, и на пространстве СНГ. Думаю, что западные страны должны изменить политику двойных стандартов, с которыми они подходит к России. Кроме того, есть надежда на то, что Западная Европа поймет, что Россия более близка ей, чем Соединенные Штаты Америки. Конфликты между ними уже разгораются: есть проблемы внутреннего рынка, есть проблемы дотаций сельхозпроизводителей по всей Европе. И здесь Россия, в отличие от Соединенных Штатов, может стать союзником Западной Европы.

- В последнее время значительно реже стали говорить о нашем вступлении в ВТО, можно ли подвести итоги этого затянувшегося процесса?

- Я не уверен в том, что мы туда очень торопились, это был, скорее, пиар. Есть определенные дипломатические процедуры, они все прописаны, известны и через которые мы должны обязательно пройти. В этом плане ничего радикального уходящий год не принес. Пока Россия не пройдет все необходимые согласования, она не сможет вступить в ВТО.

- Что еще в качестве политических итогов года вы могли бы вспомнить из происходившего с нами в уходящем 2005 году?

- Тут скорее эмоционально: в очередной раз хочу похвалить президента за то, что он за последние два месяца уже раз пять сказал, что Конституция нарушена не будет.

- А в социальном плане можно ли считать, что 2005 год был успешен?

- В социальном плане у нас проблемы, потому что теперь губернаторы вообще не заинтересованы распределять социальные блага, услуги, льготы и так далее. Это, в первую очередь, отразится на сельском населении. Но сельское население в подавляющем большинстве регионов составляет большую часть, и до последнего времени всегда происходило перераспределение региональных бюджетов в ущерб городу, в пользу села. Сейчас этого происходить не будет. И, естественно, появились национальные проекты именно по этим проблемам: по образованию, по сельскому хозяйству, по здравоохранению, и эти проекты должны компенсировать естественное перераспределение региональных ресурсов.

- То есть национальные проекты тоже своего рода итог политических процессов?

- Итог, и здесь сразу же возникли проблемы - а как будут защищены сельские жители и бюджетники? Все это вынужден теперь брать на себя федеральный Центр, потому что любой губернатор может теперь сказать, что у него не было распоряжения перечислять туда деньги.

- Можно ли считать неким политическим итогом пересмотр политики в отношении Дальневосточного региона?

- Я думаю, что не просто так съезд "Единой России" проходил в Красноярске, и не просто так проблемы Сибири и Дальнего Востока стали волновать федеральный Центр. Я, правда, не очень представляю, как из Москвы можно руководить Магаданом, например, или Камчаткой, но то, что как-то нужно менять отношение к окраинным регионам России - это совершенно точно, и в этом плане 2005 год можно считать годом перемен. Руководство это понимает, и появились эти проекты не просто так. Собственно, и объединение регионов в определенном смысле связано с тем, чтобы улучшить управление огромными территориями, которые находятся за Уралом.

- То есть, на ваш взгляд, этот процесс в уходящем году удалось как-то нормализовать?

- Пока нет. Где-то получилось, вот в Красноярске получается, в Иркутской и Читинской областях, по-моему, пока процесс идет очень тяжело. Про объединение Корякии с Камчаткой не могу сказать, нет ни уверенности в том, что получится, ни уверенности в том, что не получится. А вот в Пермской области, кажется, получается. Правда, нет пока таких экономических успехов, как проекты по Нижнему Приангарью, например, или Ванкорскому месторождению. Во всяком случае, насколько я могу судить, пока не все получилось так, как хотелось. Поэтому, если резюмировать сказанное, направление действий нашей власти, в общем, правильные, и они понимают, где сегодня основные проблемы, только вот с реализацией пока трудно. Никаких прорывов в уходящем году, я не увидел.

Беседовала Жанна Лабутина

http://www.kreml.org/interview/106261086

28.12.2005


Док. 379856
Перв. публик.: 28.12.05
Последн. ред.: 08.10.07
Число обращений: 292

  • Дианов Максим Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``