В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Колесников: `Предвыборная рента Назад
Андрей Колесников: `Предвыборная рента
Нынешняя конфигурация правительства устраивает только премьера и... его критиков

Если бы правительства Касьянова не было, его стоило бы придумать - по крайней мере, в предвыборный период. Оно существует уже добрых три года, побило все прогнозы долголетия и успешно дотянуло до выборов, чтобы смело взять на себя роль объекта всеобщей критики.

Отшумели публичные весенние битвы аппарата Белого дома, Минэкономразвития и Минфина, все остались целы, кроме по-настоящему заболевшего Германа Грефа, и на правительство набросились сразу все. "Яблоко", потребовавшее его отставки; коммунисты, поддержавшие "Яблоко"; "единороссы", сначала в лице министра Бориса Грызлова, а затем проявляющего все большую активность Юрия Лужкова, критиковавшего позицию кабинета по вступлению в ВТО и его налоговую политику; Федерации независимых профсоюзов, в ходе миролюбивой первомайской демонстрации боровшейся за социальные права без обязанностей.

Столь массированная пиар-активность красноречиво свидетельствует о том, что до выборов кабинет министров может чувствовать себя в полной безопасности - он очень нужен для того, чтобы лояльные Кремлю политические силы имели свой маленький пропагандистский гешефт в виде критики правительства. После выборов такая необходимость отпадет и, скорее всего, потребуется новая конфигурация кабинета. Не та, которая была сначала, - технический премьер, теряющийся на фоне звезд-реформаторов и любимцев президента Германа Грефа и Алексея Кудрина. Не та, которая сформировалась позже, - превращающийся в политического премьера Михаил Касьянов и уравновешивающие его, однако немного порастратившие свою харизму те же Греф и Кудрин. Но и не такая, как сейчас, - резко усилившийся премьер, способный вести самостоятельную игру, расставляющий на все ключевые посты своих людей, увеличивший роль аппарата Белого дома до уровня Министерства Двора и второй, страшно сказать, администрации, задавивший своей мощью и Минэкономразвития, и даже более стойкий Минфин.

Из правительственной системы исчезли сдержки и противовесы. Назначение еще двух вице-премьеров - нейтральной дамы по социалке и полностью лояльного Касьянову мужчины по оборонке и по важнейшей части полномочий Грефа, - появление на посту руководителя Госкомрыболовства совсем уж касьяновского человека превратили ситуацию из странной в очень странную. Президент как будто и не вмешивается. Создается впечатление, что он дает премьер-министру возможность разгуляться на полную катушку, но - перед неизбежной отставкой.

Такая логика понятна. Однако предоставление полной свободы в укреплении режима личной власти может закончиться плохо: премьер, если не по харизме, то по объему полномочий, количеству реально контролируемых сфер влияния и числу своих людей на ответственных постах, может сравняться с президентом. Это звучит неправдоподобно, и, скорее всего, пик политической биографии Касьянова скоро будет достигнут, и он опустится на один из заблаговременно подготовленных аэродромов вроде ВЭБа, управляющего пенсионными деньгами. Но в политике бывает абсолютно все.

Поэтому происходящее с равной степенью уверенности можно назвать и вялотекущим правительственным кризисом, и абсолютно стабильной ситуацией, которую способно взорвать только назначение нового министра экономического развития и торговли вместо заболевшего и уставшего Грефа.

Положение правительства застойно-стабильное. В определенном смысле это кризис, потому что нынешний кабинет, в котором есть такие фигуры, как Кудрин и Греф и их замы Алексей Улюкаев, Михаил Дмитриев, Аркадий Дворкович, был нанят для реализации структурных реформ. Чего, собственно, и не произошло. Решены многочисленные аппаратные задачи, извлечены статусные и административные ренты на одному господу известные суммы, исчисленные в весьма безусловных единицах, достигнуты внешне удобоваримые макроэкономические результаты. Но не проведена ни одна реформа.

Справедливости ради надо заметить, что не одно правительство в этом виновато. Существует некий консенсус элит, основная задача которого - сохранение действующего статус-кво и возможностей извлекать из своего монопольного и административного положения ренту. Этот консенсус распространяется и на правительство, и на администрацию, и на парламентскую верхушку, и на партбоссов, и на бизнес-элиту. Можно даже сказать, что все эти категории граждан легко взаимозаменяемы и в принципе представляют собой единое целое. Пробить сложившуюся систему нескольким "отмороженным" реформаторам невозможно. Не говоря уже о том, что смешно ожидать от закостеневшей на своих позициях элиты проведения административной реформы - для нее это означало бы рубить сук, на котором сидишь.

И тем не менее нынешняя конфигурация кабинета, во-первых, объективно не может быть вечной - правительства просто в физическом смысле приходят и уходят, а во-вторых, сейчас она, пожалуй, устраивает только Михаила Касьянова, его ближний круг и дальнее окружение, а также тех, кто на критике кабинета извлекает другую ренту - предвыборную. Поэтому кризис, он же застой, не будет длиться вечно. А вот какую модель правительства предпочтет президент, сейчас не известно никому. В том числе и самому главе государства.



Андрей Колесников
Новое время
18.05.2003
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000000920

Док. 379712
Перв. публик.: 18.05.03
Последн. ред.: 08.10.07
Число обращений: 319

  • Колесников Андрей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``