В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Колесников: `Напра... налево` Назад
Андрей Колесников: `Напра... налево`
Спор интеллектуалов о том, какую страну мы имеем - правую или левую, - неожиданно приобрел прикладной характер. Как во времена революций. Ситуация вокруг "ЮКОСа" сразу заострила проблему, но не дала четкого ответа, хотя для многих шоком оказалось исследование РОМИРа, согласно которому суммарно 77 процентов респондентов считают, что итоги приватизации полностью или частично нуждаются в пересмотре.

"У нас народ правый", - утверждают представители Серафимовского клуба. "Левый", - не сомневается политолог Игорь Бунин. "Сограждане ориентируются на нормы и принципы модернистской культуры", - делает вывод из своего исследования социолог Татьяна Кутковец, и ей вторит в докладе о системе ценностей россиян Евгений Ясин. "У нас левая страна и особенно - интеллигенция, интерпретаторы смыслов", - считает Даниил Дондурей.

Социологи говорят о том, что желание пересмотреть результаты приватизации - это не жажда крови, классовая ненависть или свидетельство непроходимой тупости дорогих россиян, а всего лишь демонстрация ощущения несправедливости. Несправедливость усматривается в неправильности передела собственности, в чрезмерной близости крупных бизнесменов к государству. В пользу такой версии говорят и данные исследования социологов из АРПИ. К частному предпринимательству, мелкому и среднему, позитивно относится 80 процентов респондентов, плохо - всего 17. Как только речь заходит о крупном бизнесе, картина радикально меняется: хорошо относятся к нему 33 процента опрошенных, плохо - 60. Крупный бизнес в России дискредитирован как понятие, низведен до клички "олигарх" и, несмотря на одноименное просветительское кино, оценивается гражданами как символ незаконно обогатившегося человека (согласно исследованию Фонда "Общественное мнение"). Олигархи, считают граждане, принесли стране больше вреда (59 процентов респондентов ФОМа), чем пользы (8 процентов).

Проблема в том, что в массовом сознании, генетически и биографически еще советском, все крупное, в том числе крупные объекты собственности и природные ресурсы, - это государственное и/или общенародное. По сути дела речь идет о живучести еще сталинской пропагандистской мифологемы времен индустриализации. И в то же время - о массовых оппозиционных представлениях позднесоветского времени, когда все, что было связано с государством, считалось жульнически нажитым коммунистами. Такое странное смешение двух исторических ментальных легенд дало удивительный результат: общественное мнение, будучи в принципе позитивно настроенным по отношению к частной собственности, частной инициативе, частному предприятию и делу, не оставляет за крупным бизнесом права на моральность их частного дела. Потому что это частное слишком близко к государственному.

Это плохо с той точки зрения, что приватизация, каким бы ни был ее характер, - одна из фундаментальных основ русского капитализма, а значит, по большому счету, и буржуазной свободы. И не случайно, согласно всем исследованиям, к ней более ровно и спокойно относятся молодые, образованные жители городов - основа капиталистического среднего класса. Но что есть - то есть: у крупного бизнеса проблема с положительным имиджем. И о том, что эта проблема серьезная, свидетельствует тот факт, что самый первый прокурорский наезд был организован на руководство компании, которая как раз больше других пеклась о внешнем образе, прозрачности и прочих приятных вещах.

71 процент респондентов ФОМа полагает, что большие деньги можно заработать честным путем, - значит, ценность богатства, честного большого заработка и трудовой этики уже сформировалась. Но 50 процентов тех же людей считают, что крупный бизнес плохо влияет на политику, 45 процентов - на экономику, 46 процентов - на жизнь рядовых граждан. И хотя это уже, наверное, совсем не так - именно здесь, в анклавах крупного бизнеса, создаются добавленная стоимость, ВВП, рабочие места, - ощущение несправедливости колоссальное. Тем более что малый и средний бизнес по-прежнему остается маргинальным, и ситуация почти не улучшилась со времен первых попыток дебюрократизации экономики.

Возможно, общество у нас и в самом деле правое, модернистское, либеральное. И оно интуитивно чувствует, что противостоящие ему государство и элиты - левые, по сути своей антикапиталистические, то есть монопольно, а значит, не по-рыночному перераспределяющие общественное богатство. Однако одно дело - реальные установки, другое дело - голосование на выборах. Отдать голос за коммунистов или за "против всех" в нынешних обстоятельствах - почти одно и то же. Народ не левый. Он просто не осознал себя правым.



Андрей Колесников
Известия
21.07.2003
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000000912

Док. 379696
Перв. публик.: 21.07.03
Последн. ред.: 08.10.07
Число обращений: 370

  • Колесников Андрей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``