В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Колесников: `Августгейт` Назад
Андрей Колесников: `Августгейт`
Давно замечено, что август - месяц особый. Время катастроф, приключений и судьбоносных событий. В воскресенье мы отмечали пятилетие дефолта, во вторник вспомним ГКЧП в связи с его 12-летием со дня рождения (хотя 15 процентов трудящихся, согласно свежему опросу ФОМа, не помнят, на чьей стороне они были). Три года подводной лодке, четыре года Путину, 35 лет чехословацким событиям, 30 лет Уотергейту, который, правда, не столько пришелся на август, сколько разворачивался и в августе тоже.

Традиционные августовские ожидания россиян оправдались. И хотя грохнуло не в России, а в братской солнечной Америке, мы приняли катастрофу близко к сердцу - то есть как родную и с примериванием на себя. Еще суток не прошло после "блэкаута", как в московской политтусовке уже рассказывали короткий анекдот: Буш шлет телеграмму Чубайсу: "Я заплачу!"

Все сразу подумали одно и то же: а) такое может случиться и у нас, раз уж в Америке рвануло: в России ведь, как известно, банальный снегопад - катастрофа, форс-мажорное обстоятельство и т.п., б) если такое таки случится у нас, то все окажется гораздо хуже, чем за океаном, - экономические, социальные, политические, кадровые землетрясения гарантированы. Страна, закаленная в политэкономических дефолтах, "черных вторниках", девальвациях и деноминациях, энергетический дефолт может и не пережить. Эта мысль "приятно" грела руководство российской энергетики, когда оно наутро после катастрофы битый день терпеливо разъясняло насторожившимся россиянам техническое устройство отечественной энергосистемы. Впрочем, один известный электроэнергетик и так уже виноват во всем, мог бы ответить и за американский кризис, однако категорически отказался в "ведрах" возить электричество пострадавшей Америке...

Что до августовских политических скандалов, то ничего серьезного пока не видно. Для того чтобы произошел настоящий Уотергейт по-русски, нужно что-то экстраординарное: массовое политическое сознание абсолютно нечувствительно к обычному компромату и публичным разборкам между партиями. Политическая апатия до известной степени страхует от августовских политических "дефолтов".

Вопреки русским народным августовским традициям повел себя и российский фондовый рынок, этот Иван, чтобы не сказать Джон, не помнящий родства, то есть событий пятилетней давности. Как раз перед годовщиной дефолта рынок быстро пошел вверх, радостно среагировав на одобрение МАПом сделки "ЮКОС"-"Сибнефть". Все по-взрослому. А пять лет назад на этом самом месте уже никакого фондового рынка не было, а то, что появилось чуть позже, оказалось неуклюжей пародией на него. Тут-то и стало понятно, что 17 августа 1998 года уже до такой степени далеко от нас, что от него не осталось даже фантомных болей. Значит, это уже не просто история, а событие для учебников истории. Старые раны затянулись, притупилась даже память о событии - 30 процентов респондентов одного из опросов утверждают, что дефолт не нанес им вообще никакого вреда. Даже если это и аберрация исторического зрения, то она много говорит о сегодняшнем состоянии дел: благополучные не помнят своего былого неблагополучия. Хотя многие сваливают на август-98 вообще все свои беды, в том числе и сегодняшние, продолжают жить в ожидании аналогичной финансовой катастрофы, а виновным считают предыдущего президента. А то, что именно благодаря дефолту позитивным образом изменились экономическая и бюджетная политика, скорректировалось в более консервативную и менее спекулятивную сторону поведение всех субъектов рынка, включая простых граждан, владельцев счетов и пользователей финансовых инструментов, практически никто не чувствует. Хотя совершенно очевидно, что именно эта коррекция позволяет сегодня россиянам чувствовать себя более или менее застрахованными от рецидивов кризисных событий: бюджет сбалансирован, золотовалютные резервы значительны, долговых пирамид нет.

Возможно, русский август теряет свою катастрофную природу, утрачивает скандальную пряность и остроту, превращаясь, на европейский манер, во всего лишь месяц тотальных отпусков. Такая европеизация России явно не помешала бы, а то в последние 35 лет этот замечательный месяц, который сам по себе размерен, элегичен и уже немного пахнет осенью, отмечен то лязгом гусениц танков на пражских или московских мостовых, то битвами россиян со "стеной плача" - замолчавшими навеки банкоматами.

Если судьбоносный месяц пройдет спокойно, недоуменно задумаемся: а в чем была "наколка", обман? Возможно, Августгейт все-таки произошел: отсутствие событий отменяет демонический смысл августа.


Андрей Колесников
Известия
17.08.2003
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000000907

Док. 379687
Перв. публик.: 17.08.03
Последн. ред.: 08.10.07
Число обращений: 318

  • Колесников Андрей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``