В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Колесников: `Семейные (драго)ценности` Назад
Андрей Колесников: `Семейные (драго)ценности`
Хорошая новость - ценность высшего образования становится все более значимой для россиян. Новость плохая - эта ценность растет, простите за каламбур, в цене, превращаясь для семей абитуриентов/студентов в фамильную драгоценность.

Такие выводы можно сделать из исследований, проведенных Высшей школой экономики на информационной базе опросов Фонда "Общественное мнение" и по заказу Министерства образования РФ. Исследователи проанализировали финансовые потоки в сфере высшего образования и изучили образовательные стратегии семей.

Ценность высшего образования в России постепенно становится "базовой". К стремительно меняющемуся миру невозможно полноценно адаптироваться не будучи хорошо образованным - трудно избегать безработицы, нормально зарабатывать, социализироваться, быть принятым в профессиональные сообщества. Низкоквалифицированный труд, безработица, социальная неустроенность - все это очевидным образом находилось и находится в противоположной стороне от высшего образования. Равно как, извините, тюрьма и армия. Не секрет, что мотивация поступления в высшие государственные учебные заведения для молодых людей мужского пола несколько более сложная, чем у девушек: многим из них не столько хочется грызть "орешки" и "гранит" знаний, сколько избежать общения с призывной армией, доставшейся России еще даже не от индустриального, а от аграрного общества. И потому не учитывающей ни роста значимости высшего образования, ни демографической ситуации в стране.

Это - одна из причин, по которой, как показывают исследования, по специальности у нас работают немногим более половины выпускников вузов (у совсем молодых этот показатель еще ниже - 46 процентов). То есть бюджет несет прямые потери - по сути деньги тратятся нецелевым образом. Правда, эксперты справедливо замечают, что в принципе любое высшее образование улучшает качество общей культуры и вообще не проходит даром - в конце концов из искусствоведа может выйти неплохой бизнесмен. Но потери очевидным образом увеличиваются, когда речь идет об узких, чаще всего технических, специальностях.

Исследователи деликатно замечают, что высшее профессиональное образование - это сфера "высокого платежеспособного спроса" и роста инвестируемых семьями "внебюджетных средств". Колоссальный массив социологии и статистики, обработанный в динамике по годам, демонстрирует высокую готовность домохозяйств (то есть, попросту говоря, озабоченных и озадаченных будущим своего чада родителей) давать детям высшее образование и платить за него - как формальным, так и неформальным образом.

Цена взятки в российском образовании растет не хуже структурно скособоченного российского ВВП. (Может быть, черт возьми, здесь есть непосредственная корреляция?) Причем "черными" расходами на образование исследователи считают только взятку за поступление или сдачу экзамена в сессию. "Серые" - это расходы на репетиторов, заказ сторонним персонажам написания курсовых и дипломных работ, наем жилья и т.д. Но и "в белую" высокообразованные россияне платят все больше - от собственно платного образования до пользования библиотечным фондом вузов ("Nota bene на полях в тетради!", как говорила моя преподавательница истории КПСС). Около 50 процентов семей обучающихся в бесплатных вузах или на бесплатных местах вносят деньги за всю бело-черную радугу услуг учебных заведений. Мало того, в структуре образовательных расходов "бесплатников" взятки занимают более достойное место, чем у "платников". Для москвичей, обучающихся на бесплатной основе, расходы на репетиторов возросли в 3,8 раза, а размер взяток - в 1,2 раза по сравнению с аналогичными статьями затрат столичных студентов, получающих платное образование. Получается, что высокая "коррупциоемкость" высшего образования, обнаруживающаяся на входе в систему, то есть при поступлении, отливается потом производством негодного товара для рынка труда: некачественный абитуриент становится некачественным студентом, а тот, как правило, хотя и не всегда, превращается в некачественного специалиста.

В России очень высок удельный вес лиц с высшим образованием среди экономически активного населения (сравните: у нас 23 процента, в Австрии - 8). Но мало студентов на 10 тысяч населения. Это косвенное подтверждение и того, что реально экономически активной у нас является не слишком большая часть населения, и высокой дифференциации доходов богатых и бедных, и большого разрыва в развитии столиц и всей остальной России. Выравнивать ситуацию будет именно высшее образование. Но только тогда, когда оно станет скорее ценностью, нежели драгоценностью.



Андрей Колесников
Известия
03.02.2004
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000000894

Док. 379650
Перв. публик.: 03.02.04
Последн. ред.: 08.10.07
Число обращений: 334

  • Колесников Андрей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``