В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Колесников: `Суд улицы` Назад
Андрей Колесников: `Суд улицы`
Идеологическая атмосфера полностью определяет смысл и содержание судебных решений, объемы компенсаций и сроки лишения свободы.

Анатолий Федорович Кони называл суд присяжных "судом улицы", имея в виду некоторые положительные ассоциации: мол, суд улицы - суд народный, суд здравого смысла. Однако судебную систему, которая одновременно подтверждает абсурдный вердикт, противоречащий разъяснениям Верховного суда РФ (в отношении претензий группы "Альфа" к издательскому дому "Коммерсантъ"), и оправдывает лютого антисемита Корчагина (решение Мосгорсуда, отменившего обвинительный приговор по делу автора и распространителя антисемитской литературы), который стал живым символом российской ксенофобии, можно признать отсутствующей в принципе.

Поражение в очередной инстанции газеты "Коммерсантъ", исходя из специфики функционирования современной российской элиты, можно признать малозначащим: подумаешь, 10 миллионов рублей туда, 10 миллионов рублей сюда. Какая разница - не столько газета, сколько крупный российский либерал в изгнании г-н Березовский стерпит? Однако проблема в другом: при явной внешней несхожести вердикт по этому гражданскому процессу - явление одного и того же ряда, что и решение Мосгорсуда, фактически оправдавшее антисемита Корчагина и затягивающее его дело до абсурда.

В обществе, где кроме нормальной, заведенной со времен "рабов Рима" логики существует логика олигархическая, "государственническая" (в новых обстоятельствах это почти одно и то же), справедливого правосудия в крупных процессах не может быть в принципе.

И не важно, идет ли речь о гражданском судопроизводстве, инициированном олигархами против свободной прессы, или об уголовном процессе, в который вмешивается судья Мосгорсуда, больше всего на свете боящийся не угодить начальству.

Мосгорсуд, соглашающийся с тем, что приговор в отношении Корчагина - лютого, уже почти фольклорного, комического, комиксного антисемита - является неправосудным, обнаруживает свою очевидную политическую ангажированность, идущую в русле последних выступлений президента РФ перед общественностью. У нас тут на минуточку перепутали "сионизм" с "антисемитизмом". А человек по фамилии Корчагин открыто, публично, печатно призывающий уничтожать евреев, не то что не сравнивается с персонажами, отправлявшими лиц семитской национальности в газовые камеры, но де-факто оправдывается.

Отмена смехотворного в части меры наказания (год условно), но все-таки обвинительного приговора Тимирязевского суда - это прямой отказ от отправления правосудия по статье за разжигание межнациональной розни и очень плохой прецедент.

Весьма показательно, что это происходит в стране, которая собирается с пошловатой страстью и пафосным размахом праздновать 60-летие Победы. Напомним, что, по злой иронии истории, Корчагин и его коллеги неизменно освобождались по амнистии в связи с 50-летием или 55-летием Победы. Произошло бы так и на этот раз. Однако у суда другие сомнения - виновен ли Корчагин ("без депортации евреев никакая нормальная экономика в России невозможна...") в принципе.

Весьма показательно, что из Московского городского суда изгоняются судьи, склонные судить по праву и выносить оправдательные приговоры. Мягкость или, точнее говоря, адекватность при вынесении судебных решений нынче не в моде.

Суд над Корчагиным - это именно суд улицы в худшем значении слова. Той улицы, которая лупит не столько еврея (это исторически устаревшее действие), сколько иностранного рабочего или студента.

Идеологическая атмосфера в стране первым делом, как выясняется, влияет на правосознание судей и способы отправления судопроизводства. С процессами, связанными с политическим экстремизмом и радикализмом, и так-то всегда были проблемы. Теперь, когда мы воюем во внешнем мире с "двойными стандартами", радикальная ксенофобия того и гляди и вовсе окажется неподсудной.

Интересно, что с Корчагиным воюет один-единственный, весьма щепетильный человек - 80-летний старик, ветеран Великой Отечественной, которого за это уже назвали "еврейским фашистом, штурмовиком и эсэсовцем". Наша парадная идеология в 2005 году целиком будет замешана на церемониальных воспоминаниях о войне. А вот практическая, непарадная сторона дела куда как более неприглядная: оппонент Корчагин получил за оскорбление компенсацию по суду в 500 рублей.

Наше правосудие в принципе легко оперирует несопоставимыми величинами: ему что коммерсантовские миллионы, что 500 рублей - все едино. "Шпиону" Данилову 14 лет - нормально, а антисемиту Корчагину и года условно - много.

Потому что решения выносятся именно в соответствии с нормами суда улицы, то есть скорее духа эпохи.

Когда считается, что все зло идет от прессы, а вокруг нас шпионы и враги, исповедующие "двойные стандарты". Казалось бы, суд должен быть далек от изменения направления политических течений, но он оказался "метеозависимым": идеологическая атмосфера полностью определяет смысл и содержание судебных решений, объемы компенсаций и сроки лишения свободы.

Сторона защиты в деле Корчагина намерена добиваться оправдательного приговора. Думаю, что это вполне реалистично. Дух времени, а значит, суд улицы - на стороне Корчагина.



Андрей Колесников
"Газета.Ru"
28.12.2004
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000003414

Док. 379154
Перв. публик.: 28.12.04
Последн. ред.: 07.10.07
Число обращений: 308

  • Колесников Андрей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``