В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Колесников: `Правительство номенклатурного консенсуса` Назад
Андрей Колесников: `Правительство номенклатурного консенсуса`
Правительство Фрадкова объявлено прямым преемником кабинета Касьянова. "Мы должны учитывать, - сказал глава государства на давешней встрече с членами правительства, - что приоритетом для нас является сохранение той экономической политики, которая проводилась в последние пять лет (в мае 2000 года Михаил Михайлович Касьянов стал премьер-министром. - А. К.). Макроэкономические показатели при этом должны соблюдаться".

В последние пять лет проводилась инерционная экономическая политика. Ее идеологическим ориентиром была программа структурных реформ, названная в элитном словесном обороте "программой Грефа". Однако единственной реформой, которая была реализована и по ходу дела не извращена, оказалось воплощение в жизнь идеи Егора Гайдара о снижении ставки подоходного налога с физических лиц до 13%. На этом, в сущности, все и закончилось. Знамя, сила и оружие нынешней абстрактной либеральной оппозиции М. М. Касьянов был занят в основном разрешением внутриаппаратных противоречий с министром экономического развития и министром финансов. Ровно ту же модель аппаратного противостояния унаследовал от него Михаил Фрадков.

В этом смысле политика действительно была "сохранена" и в самом деле оказалась сориентированной на соблюдение любой ценой макроэкономических показателей, некоторые из которых предсказуемо оказывались лучше, чем надо (профицит бюджета), а некоторые - хуже (годовая инфляция). И то и другое - по причине высоких цен на нефть.

Президент в понедельник хвалил правительство за "консенсус", то есть за вновь обретенную способность премьера и ключевых министров экономического блока не ругаться прилюдно и договариваться по поводу содержания и принципов составления федеральных целевых программ. Иными словами, действующий премьер получил от президента карт-бланш на дальнейшую более или менее инерционную работу правительства в "консенсусной" модели взаимоотношений с министрами. ("Все это приятно слышать, - поддержал миротворческий пафос Германа Грефа Владимир Путин. - Вы изложили целый ряд инвестиционных программ. Это говорит о наших растущих возможностях. И я очень рад, что в правительстве сейчас есть, несмотря на споры, которые этому предшествовали, консенсус".)

Одной из не то чтобы реформ, но структурных мер, упомянутых в позитивном контексте, оказалось формирование инвестиционных программ, "ориентированных на результат", - принцип, согласно которому государственные деньги выделяются только под решение четко сформулированных задач. В принципе это одна из составных частей административной реформы, которая реализуется крайне медленно и несправедливо ассоциируется исключительно с трехуровневой системой управления "министерство - служба - агентство". Несмотря на публичные похвалы президента, в тот же день, чуть раньше утром, кабинет министров подвергся из того же Кремля уничтожающей критике со стороны "высокопоставленного источника", выступившего с резкими заявлениями на ленте государственного агентства РИА "Новости". Кремлевский аноним, перечеркивая слова президента, де-факто обвинил правительство в недееспособности. Административную же реформу он объявил вредной для эффективного управления страной. При этом не скрывалось то обстоятельство, что экономикой России управляет вовсе не правительство, а та булгаковского масштаба сила, что вечно хочет зла, но совершает благо, сидя "за стенкой". При этом управление осуществляется "сигналами": "От нас идут совершенно четкие сигналы, но другое дело, что это все где-то повисает".

Полагаю, что "сигнальная система" может сбоить по двум причинам: первая - в ней отсутствуют прямые сталинистские элементы, предполагающие расстрел каждого, кто не понял "сигнал"; вторая, прямо противоположная, - наверху не слишком верят в "невидимую руку рынка", в постиндустриальных экономиках заменяющую расстрелы, но позволяющую "сигналам" свободно передвигаться - не сверху вниз, а снизу вверх. Последнее принципиально.

Аноним, по лексическому строю напоминавший одновременно Владислава Суркова, Дмитрия Медведева, а всего больше Игоря Шувалова, обвинил административную реформу во всех бедах, в том числе в неправильном формировании имиджа Кремля и Старой площади как площадок, где принимаются внутренне и внешне противоречивые решения.Система же управления "становится хуже, потому что работа правительства неадекватна настоящему времени".

Вот тебе, бабушка, и "суверенная демократия" - власть с помощью анонимного источника признает наличие кризиса управления! И объявляет стрелочником правительство. Это что, артподготовка к снятию Фрадкова? Но президент доволен. Радение об интересах отечества? Но для всех очевидно, что именно Кремль в течение пяти лет не может решиться на проведение реформ, а те, которые проводит, извращает до неузнаваемости, в том числе ту самую административную, которая, да будет известно "высокопоставленному источнику", отнюдь не сводится к произвольной перекройке министерств и ведомств.

"Источник" готовит общественное мнение к запуску новой бюрократической реформы, смысл которой - превратить премьера в верховного стратега, этакого Грефа в должности выше просто министерской. А реальные функции передать на места, превратив в свою очередь губернаторов в глав совнархозов, то есть, по сути, в региональных министров, идущих на смену министрам отраслевым. Остается только загадкой, почему апробированная Хрущевым Н. С. система должна спасти страну и радикально улучшить управление ею.

Происходящее свидетельствует о реальном кризисе, который спровоцирован отсутствием воли к реформам и более ничем.

Реформы проводить надо, а боязно, поэтому власть ищет суррогат, универсальную таблетку, позволяющую решить все проблемы с помощью номенклатурной перестановки не институтов даже (они не созданы), а весьма абстрактных схем.

Проблема же в том и состоит, что власть выдает номенклатурный консенсус за консенсус национальный и думает, что если Фрадков с Грефом начнут изображать благорастворение воздухов, а "сигналы" Кремля начнут ходить туда-сюда на манер шаровой молнии, все немедленно пойдет на лад.

Не проще ли дать экономике и ее субъектам дышать? И дать всего лишь один сигнал: ребята, мы от вас отстали. И ведь тогда вдруг все без всяких "консенсусов", "суверенных демократий" и прочих "сигналов" в виде заказных депутатских запросов и обращений в прокуратуру волшебным образом заработает.


Андрей Колесников
"Газета.Ru"
09.08.2005
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000004075

Док. 379125
Перв. публик.: 09.08.05
Последн. ред.: 07.10.07
Число обращений: 310

  • Колесников Андрей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``