В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Колесников: `Горизонтальный взлет` Назад
Андрей Колесников: `Горизонтальный взлет`
Крылатое выражение, приписываемое Рональду Рейгану, "правительство не решает проблемы, оно их финансирует" как нельзя лучше характеризует произошедшее с кабинетом министров в минувшие сутки. В нашем словесном обороте уже есть устойчивое словосочетание "правительство Ельцина-Гайдара", теперь мы вправе говорить о "правительстве Фрадкова-Медведева", которое будет "финансировать" "национальные проекты", но не решать проблемы, связанные с торможением структурных реформ.

Дмитрий Медведев хорошо ориентируется в запутанных коридорах Белого дома, поскольку работал в аппарате правительства. Можно сказать, что сейчас он будет исполнять те же функции, но уже в ранге не министра, а вице-премьера. Или даже, точнее сказать, премьера, только параллельного.

Возможно, логика такова. Премьер-министр в России традиционно набирает электоральные очки, и его начинают прочить в преемники, как когда-то было с Черномырдиным или Касьяновым. Но экономическая ситуация амбивалентна до такой степени, что слишком раннее назначение на этот выгодный с точки зрения избирательных технологий пост может до срока спалить репутацию главы правительства. Поэтому сейчас, сегодня назначать главой кабинета министров будущего преемника опасно.

Соответственно, назначение Медведева на пост первого вице-премьера - это и способ нарастить харизму, и в то же время сохранить ее до лучших времен.

А на должность вице-премьера выставлен дублер, который когда-то считался главным претендентом на преемнический статус, министр обороны Сергей Иванов. В этой странной конструкции правительства политических назначенцев собственно экономикой занимается только вице-премьер Александр Жуков. Что, согласимся, совершенно нетипично для кабинетов министров пореформенных лет. Первый вице-премьер вообще всегда руководил макроэкономическим блоком. Бывали времена, когда их было минимум два, и тогда второй курировал "реальный сектор". Про эпоху "младреформаторов" и вовсе ностальгически промолчим, как говорил О. Бендер, "обнажив головы"... В новой же конструкции первый зампред исполняет функции администратора широкого профиля с намеком на полномочия генерального контролера расходуемых на "национальные проекты" бюджетных средств.

Кстати, помнится, некоторое время тому назад утекший на ленту государственного информационного агентства анонимный "источник на Старой площади" бойко рассуждал о том, что роль правительства должна измениться. Ему следует отдать хозяйственные функции на места, в регионы, а самому заняться сугубо формулированием стратегии и теми самыми национальными проектами. До известной степени этот замысел реализован именно сейчас, и премьер-министром "правительства национальных проектов" стал лично Медведев Д. А. Зачем уводить функции кабинета министров в Совет по реализации национальных проектов, если проще отправить ответственное лицо непосредственно в главный орган исполнительной власти?

Если задача удвоения ВВП, которую никто никак не может "снять с повестки дня", требовала административной реформы в виде упразднения лишних звеньев, то реализация национальных проектов, напротив, востребовала усложнения и отягощения управленческих механизмов в кабинете министров.

И отказа от широко объявленной тем же президентом административной реформы в той ее части, которая касалась структуры кабинета, министерств и ведомств.

Собственно, так было всегда. Даже в 1990-е годы предпринимались попытки "устрожить" структуру кабинета министров, уменьшить не только аппарат, но и, скажем, число вице-премьерских ставок. Но всякий раз бюрократическая или политическая логика приводила к тому, что высшее руководство исполнительной власти продолжало размножаться делением. Правда, надо отдать должное опыту 1990-х годов, в Совмине практически не было сугубо политических назначений, вице-премьеры все-таки по преимуществу курировали экономические "кусты". А роль первого вице- и вовсе была принципиально иной, сравним хотя бы функции первого вице-премьера Анатолия Чубайса и функциональные обязанности первого вице-премьера Дмитрия Медведева.

Незадолго до кадровой перетряски социологическая служба "Башкирова и партнеры" провела опрос на тему, кто из политиков мог бы занять пост премьера в случае отставки Фрадкова. Первым в списке идет Сергей Иванов (15,2%), последним - Владислав Сурков (0,5%). Дмитрий Медведев с 3% уступает Александру Жукову, Дмитрию Козаку и Александру Ткачеву. Опережает Александра Хлопонина, Игоря Шувалова и Владимира Якунина. Заметим, что респонденты называют в числе претендентов на пост главы правительства политиков и чиновников, которых номенклатурная молва прочит на роль преемника. Совпадение совершенно точное и не случайное (не является же кандидатом в преемники Алексей Кудрин, однако вполне очевидно, что он может претендовать на пост премьера; о нем опрошенные граждане вообще не вспоминают).

Так что назначением Медведева и присовокуплением к понятию "вице-премьер" политического эпитета "первый" президент четко дает понять респонденту-избирателю, на кого отныне предстоит обращать пристальное внимание. И затрудняющихся с ответом на вопрос - 49,5% - станет существенно меньше.

Дмитрий Медведев пошел не на вертикальный, а на горизонтальный взлет.

Зато резко поменял аэродром. Посадка может оказаться вполне мягкой.




Андрей Колесников
"Газета.Ru"
15.11.2005
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000004351

Док. 379110
Перв. публик.: 15.11.05
Последн. ред.: 07.10.07
Число обращений: 359

  • Колесников Андрей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``