В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Дубинин: `Успешный опыт эффективного управления финансами надо распространить на новые субъекты электроэнергетики` Назад
Сергей Дубинин: `Успешный опыт эффективного управления финансами надо распространить на новые субъекты электроэнергетики`
В июле 2005 г. Сергей Дубинин решением Председателя Правления РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса был назначен финансовым директором Компании.

Сергей Константинович, теперь Вы возглавляете не только инвестиционный, но и финансовый блок в РАО "ЕЭС России". Известно, что до прихода в РАО Вы длительное время работали в финансовой сфере, потом был некоторый перерыв. Как Вы себя сейчас ощущаете в этом новом-старом качестве? Какие основные направления и первоочередные задачи Вы ставите перед собой на новом посту?

Перед тем, как дать согласие на руководство финансовым блоком РАО "ЕЭС России", я некоторое время размышлял. Новая должность - это всегда не просто. Новый коллектив, новые проблемы, которые со стороны выглядели иначе.

Вы правильно заметили, что для меня это не новая работа. Более того, как такового разрыва никогда и не было. Я всегда считал себя, прежде всего, экономическим и финансовым аналитиком и менеджером.

Бюджет РАО "ЕЭС России" состоит из двух частей - инвестиционный бюджет и бюджет текущих затрат. За несколько лет работы в инвестиционном блоке Холдинга, инвестиционный бюджет удалось четко спланировать, выстроить его исполнение. Мы добились того, что финансирование строительных работ идет строго по графику. С другой стороны, надо сказать, что бюджет текущих затрат, который регулируют Департамент финансов и кредита и Казначейство, также достаточно хорошо отстроен, выполняется строго по графику. Казалось бы, вся работа налажена, что существенно упрощает мою задачу.

Но, одно дело обеспечивать деятельность финансового блока Компании, когда она идет, что называется, по накатанной колее. РАО "ЕЭС России" сегодня, наоборот, идет по пути масштабной структурной реформы. Это существенно меняет дело. Предстоит реорганизация самой головной компании. Новые субъекты рынка электроэнергии, создаваемые в результате структурной реформы, должны занять достойное место на рынке. Сбалансированный бюджет, эффективность использования средств и инвестиционная привлекательность компаний - это основные направления работы, залог того, что наши дочерние компании встанут на ноги, будут эффективно работать и станут серьезной и самостоятельной силой.

Мы выяснили, что инвестиционный и финансовый блоки Холдинга довольно тесно связаны. Планируете ли Вы оптимизацию их организационной структуры?

Да, такой замысел действительно есть. Его главная идея - организовать единый центр финансового планирования. При этом часть функций будет сохраняться в РАО "ЕЭС России" вплоть до реорганизации самой этой компании, а часть будет передаваться на уровень дочерних обществ. Но это достаточно длительный процесс, дело не одного дня. Скажем, в 2006 г. еще предусматривается использование такого механизма, как централизованные инвестиционные средства (ЦИС) РАО "ЕЭС России". В трехлетнем финансовом плане Холдинга предусмотрены определенные централизованные инвестиции и на 2007 г. Однако ответственные министерства, Федеральная служба тарифов окончательного решения еще не приняли.

Поэтому мы должны быть готовы к тому, что уже в 2007 г. такого инвестиционного ресурса, как ЦИС РАО "ЕЭС России" уже не будет. Например, достраиваемые объекты гидрогенерации должны быть учтены в инвестиционном бюджете ОАО "ГидроОГК".

В 2006 г. мы намерены закончить централизованное финансирование всех объектов теплоэнергетики. Будет введена в эксплуатацию Калининградская ТЭЦ-2. Первый блок Ивановских ПГУ будет введен в строй в начале 2007 г.

После аварии в Московском энергоузле 25 мая 2005 г. Совет директоров РАО "ЕЭС России" поставил перед менеджментом Компании задачу по повышению надежности ЕЭС. Будет ли в связи с этим пересматриваться представленный в Правительство проект инвестиционной программы Холдинга на 2006 г.?

Мы были бы плохими менеджерами, если бы думали о надежности только после аварии. Безусловно, для управленческого звена РАО "ЕЭС России" эти цели всегда являлись приоритетными.

В этом направлении сделан целый ряд шагов. Наращивается объем инвестиций в сетевое хозяйство - как строительство новых линий электропередачи, так и совершенствование систем связи и учета потребления электроэнергии, диспетчирования. Соответственно растут инвестиции ОАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС". В 2006 г. инвестиционная программа Федеральной сетевой компании составит с учетом привлеченных кредитов 32,1 млрд рублей. Это на 4,4 млрд рублей больше аналогичного показателя РАО "ЕЭС России". В этой связи, я не вижу необходимости в пересмотре соотношения объемов финансирования строительства сетевых и генерирующих объектов. Вместе с тем, концентрация инвестиционных ресурсов и средств на ремонтные работы на наиболее важных первоочередных объектах и задачах уже идет. В настоящее время эта работа развернута в Москве и в Московской области всеми сетевыми компаниями, созданными при реорганизации "старого" "Мосэнерго". Безусловно, необходимо увеличить координацию этой работы со стороны ФСК, ММСК и МРСК.

Надо учесть, что по данным прогнозного энергобаланса на ближайшие пять лет, в ряде регионов не исключается возникновение дефицита резерва мощности. Это касается, в первую очередь, Европейской части России, Центра, Северо-Запада и Юга страны, Урала, где наблюдается наиболее быстрый прирост энергопотребления.

Для того, чтобы привлечь ресурсы в строительство дополнительных генерирующих мощностей в этих регионах, разработан проект механизма гарантирования инвестиций. Сегодня документ проходит процедуру согласования в профильных министерствах и в скором времени должен быть представлен на утверждение Правительства РФ. Мы надеемся, что рассмотрение не затянется, и уже в конце текущего года механизм гарантирования инвестиций заработает.

Для решения задачи технического перевооружения электроэнергетической отрасли была разработана и принята Концепция технической политики РАО "ЕЭС России". Она подразумевает использование наиболее эффективных и при этом реалистичных технологических решений как в области генерации, так и сетей. Например, вывод из эксплуатации устаревших паросиловых агрегатов и масштабная замена этого оборудования парогазовыми установками.

Все эти меры, мы надеемся, позволят РАО "ЕЭС России", а затем и новым субъектам отрасли, обеспечить растущую потребность в электроэнергии, которую формирует интенсивный экономический рост в стране.

Планируется ли техническое перевооружение объектов генерации в Московском регионе?

Не хочу опережать события и называть конкретные проекты, но, безусловно, будут произведены реконструкция и техперевооружение нескольких ТЭЦ в системе "Мосэнерго". В настоящий момент компания приступила к переговорам с банками, чтобы обеспечить финансирование этих проектов. Мы, со своей стороны, будем всячески поддерживать эти начинания.

Кроме того, в этом году будет завершен проект ГТУ ТЭЦ "Луч" ОАО "Белгородэнерго". Это пример для других энергосистем в том, что строительство новых электростанций можно вести и без централизованных инвестиционных средств РАО "ЕЭС России".

Мы также реализуем целый ряд проектов по техническому перевооружению Киришской ГРЭС. На первом этапе будет усовершенствована АСКУЭ и система выдачи мощности. В дальнейшем руководство станции планирует перевооружение основного оборудования, перевод его на более эффективную парогазовую технологию.

В последнее время в СМИ появляется информация о строительстве электростанций за счет средств частных инвесторов. Как Вы думаете, станут ли частные инвестиции в энергетику в ближайшее время обычным явлением? Что, по Вашему мнению, сдерживает этот процесс?

Считаю, что мы должны только приветствовать частные инвестиции. Почему их вообще не так много? Во-первых, потому что сегодня у РАО "ЕЭС России" есть резерв подключения потребителей к действующим источникам энергоснабжения. Однако в целом ряде крупных городов-мегаполисов (не только в Москве и Санкт-Петербурге) этот запас практически исчерпан.

Дело здесь не только в дефиците генерирующих мощностей. Зачастую главные трудности создают не рассчитанные на столь стремительный рост потребления распределительные сети. Как правило, они находятся в собственности муниципалитета или коммунальных служб, которые в равной степени страдают от нехватки финансовых средств, в том числе и на развитие сетевого хозяйства.

С другой стороны, при нынешнем уровне тарифов на электроэнергию, окупаемость масштабных и высокотехнологичных инвестиционных проектов в сфере производства электроэнергии растянута на длительный период. А бизнес всегда ищет возможности получения больших доходов в короткие сроки. При действующем тарифе гораздо более выгодны вложения в нефтяную или цементную промышленность, розничную торговлю.

Кстати, если уж мы коснулись цементной отрасли, стоит сказать, что затраты инвестора на строительство новых объектов растут гораздо быстрее, чем тарифы на электроэнергию. Например, во всей европейской части страны сегодня фактически установлена монополия на поставки цемента. Как следствие, цены на этот важнейший строительный материал выросли на 50-60%. Учитывая 100%-ную предоплату по поставкам, не стоит и думать об эффективности инвестиций не только в электроэнергетике, но и любой другой отрасли, связанной с масштабным строительством.

Каковы приоритетные объекты инвестиций РАО "ЕЭС России" на ближайшие годы?

В ноябре 2005 г. будет осуществлен ввод в промышленную эксплуатацию четвертого гидроагрегата Бурейской ГЭС, а также первого блока Калининградской ТЭЦ-2. Сейчас на этой станции проводятся необходимые пуско-наладочные работы. Программа завершения строительства по объектам, финансируемым из централизованных инвестиционных средств РАО "ЕЭС России", предполагает в течение 2005-2006 гг. завершение строительства всех приоритетных объектов генерации. В этот ограниченный список вошли, прежде всего, Северо-Западная ТЭЦ и первый блок Ивановских ПГУ.

На 2007 г. у нас в планах достройка плотин Ирганайской ГЭС и Бурейской ГЭС. Завершение строительства плотины Бурейской ГЭС позволит смонтировать и запустить пятый и шестой агрегаты станции. Согласно прогнозному балансу мощности на Дальнем Востоке потребность в этом возникнет после 2008 г. Впрочем, уже сегодня обсуждается возможность существенного увеличения объема экспорта электроэнергии в Китай. Если будет принято положительное решение по этому вопросу, то достройку станции можно будет ускорить.


"Энергия России"
27.07.2005
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000004064

Док. 378723
Перв. публик.: 27.07.05
Последн. ред.: 06.10.07
Число обращений: 197

  • Дубинин Сергей Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``