В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Швыдкой: Интервью радиостанции `Эхо Москвы` (03.08.2003) Назад
Михаил Швыдкой: Интервью радиостанции `Эхо Москвы` (03.08.2003)
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Сегодня вместо меня в эфире будет работать М.Швыдкой, министр культуры. Пожалуйста, присылайте ваши координаты на пейджер, а на телефонной линии первым у нас Денис из города Кемерова.
М.ШВЫДКОЙ: У меня вопрос к Денису как по-вашему, жители Кемерова сегодня чувствуют себя жителями столицы региона, или жителями города, где недостает культуры, потому что Кемерово не Москва и не Петербург?
ДЕНИС: Вы знаете, думаю, что и так, и так. И столицей региона, и городом, где не хватает культуры, потому что это далеко не Москвы.
М.ШВЫДКОЙ: А в Новокузнецке лучше культурная ситуация, или хуже?
ДЕНИС: Думаю, что примерно одинаково.
М.ШВЫДКОЙ: А чего не хватает? Хороших театров, библиотек, культурной среды?
ДЕНИС: С театрами у нас вроде бы получше, но хотелось бы побольше филармонических концертов. Я учусь в Новосибирске, там филармония работает великолепно там много хороших концертов, и проходят они очень часто.
М.ШВЫДКОЙ: В Новосибирске хороший и оперный театр, и замечательный филармонический оркестр, и очень много небольших филармонических коллективов. Мне казалось, что ситуация в Кемерово улучшается. Скажите, а экономическая ситуация в городе лучше, чем 6-5 лет назад?
ДЕНИС: По-моему, намного лучше.
М.ШВЫДКОЙ: А это как-то сказывается на культурном спросе?
ДЕНИС: Да, в нашем регионе делаются всякие местные надбавки. Но, может быть, я это не очень хорошо знаю, потому что я учусь в Новосибирской консерватории.
М.ШВЫДКОЙ: Вернетесь в Кемерово из Новосибирска? В Кемерово же есть симфонический оркестр. Или попытаетесь ухать в Москву или Питер?
ДЕНИС: Пока даже не знаю.
М.ШВЫДКОЙ: Привет ректору Буренко из Новосибирской консерватории. Счастливо вам.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: А на линии у нас Павел Васильевич из Москвы. Чем занимаетесь?
ПАВЕЛ: Я уже немолодой человек, садовник 40 лет.
М.ШВЫДКОЙ: По-вашему, уровень культуры человека отражается на его отношениях с природой? Коль вы садовник 40 лет.
ПАВЕЛ: Бесспорно.
М.ШВЫДКОЙ: Т.е. человек культурный по-другому воспринимает природу?
ПАВЕЛ: Ну, конечно, однозначно.
М.ШВЫДКОЙ: А по-вашему, чего не хватает в Москве, московской культуре?
ПАВЕЛ: Мне бы очень много хотелось сказать. Убивает меня бездуховность молодежи, - у меня три дочери, 6 внуков, - воюю со своей молодежью. Понимаете, их царь и бог успешность.
М.ШВЫДКОЙ: Но они же воспитывались вами, они воспринимали ваши ценности.
ПАВЕЛ: Да, но дело в том, чтобы поднять такую семью, я работал много. И виноват. Вот сейчас солнце мое растет, 6-летняя правнучка, - попытаюсь в нее что-то вдохнуть.
М.ШВЫДКОЙ: А дети успешные?
ПАВЕЛ: Конечно, они в этом плане молодцы, но мне страшно за них. И за Россию страшно, если громко говорить.
М.ШВЫДКОЙ: Ну, если страшно за семью, то страшно и за государство. А как они к вам относятся?
ПАВЕЛ: Хорошо, как же..
М.ШВЫДКОЙ: Значит у них есть и замечательные качества. Они успешны профессионально, они хорошо относятся к дедушке, отцу, значит, подвинуть их к восприятию культуры можно?
ПАВЕЛ: И необходимо. И вот вам хотел попенять.
М.ШВЫДКОЙ: Попеняйте.
ПАВЕЛ: Армия побеждает та, которая побеждает морально, духовно. И, соответственно, государство, общественная формация.
М.ШВЫДКОЙ: Согласились.
ПАВЕЛ: Вы, наверное. Тоже озабочены уровнем духовности молодежи?
М.ШВЫДКОЙ: И не только молодежи. Сегодня это проблема общая для государства в целом.
ПАВЕЛ: С нами это уже бесполезно. А что министерство-то?
М.ШВЫДКОЙ: У нас много программ, связанных с молодыми людьми. Но скажу простую вещь меня это беспокоит в высшей степени, поэтому сегодня главная проблема, которой мы занимаемся это протекционизм, или, скажем так, - помощь национальной российской культуре. Потому что я считаю, что одна из главных проблем, если мы говорим о бездуховности что дети перестали смотреть русское кино, читать классику и современную русскую литературу, - в этом проблема.
ПАВЕЛ: Безусловно. А как вы думаете, почему "почвенники" такую власть забирают, - я имею ввиду, духовную власть? Это же примитив.
М.ШВЫДКОЙ: Когда-то у Пушкина была замечательная фраза, что главный европеец в России - это правительство. Мне кажется, что сегодня очень важно, не отрываясь от почвы, встраиваться в нормальную европейскую цивилизацию.
ПАВЕЛ: Абсолютно.
М.ШВЫДКОЙ: Русские люди - европейцы.
ПАВЕЛ: Все так, но что конкретно делается в этом плане?
М.ШВЫДКОЙ: Видите ли, мы помогаем развитию разного искусства, разной литературы. Снимаем разные фильмы.
ПАВЕЛ: Можно свое мнение? Я себя вспоминаю в возрасте, когда формируется личность. Мы воспринимали эти ценности через песни, через бардов Окуджаву, Вертинского. Вот Нателла их пропагандирует, а вы?
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Тоже бьется.
ПАВЕЛ: Я вот любитель, но что-то не особенно чувствую.
М.ШВЫДКОЙ: Давайте я вам позвоню, и поговорим уже по телефону отдельно. Спасибо большое.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: А на линии - режиссер Сергей из Петербурга.
М.ШВЫДКОЙ: Вы театральный режиссер? Легко ли вам поставить сегодня спектакль в Петербурге?
СЕРГЕЙ: Ой, трудно. У меня свой маленький театра "Гумго", мы с вами заочно знакомы ваша студентка Лена Конькова мне говорила, что вы где-то отметили мою работу по телевидению.
М.ШВЫДКОЙ: Что вам сегодня мешает в работе в Питере?
СЕРГЕЙ: Отсутствие денег.
М.ШВЫДКОЙ: А что, город не дает, спонсоры не помогают, - в чем проблема?
СЕРГЕЙ: Во всем. И город денег не дает, но это проблема не очень большая.
М.ШВЫДКОЙ: А если бы были деньги, какой спектакль вы бы поставили?
СЕРГЕЙ: Я ставлю свои спектакли, сам пишу.
М.ШВЫДКОЙ: О какой проблеме вы бы хотели поставить спектакль?
СЕРГЕЙ: О том, как люди выглядят не совсем с человеческой точки зрения?
М.ШВЫДКОЙ: А что, вам кажется, что сегодня люди похожи больше не на людей, чем раньше?
СЕРГЕЙ: Мне кажется, что люди не так интересны, как они об этом заявляют.
М.ШВЫДКОЙ: Т.е. вы хотели бы поставить спектакль о человеческих амбициях и реальностях? И сколько денег надо.
СЕРГЕЙ: Ну, тысяч десять.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: У.е.?
М.ШВЫДКОЙ: Триста тысяч рублей. Ну, вы напишите письмо, у нас есть программа, которая называется "Культура России", может быть, мы вам поможем. Только бюджет приложите обязательно.
СЕРГЕЙ: Спасибо.
М.ШВЫДКОЙ: Вот уже первые 300 тысяч мы практически потеряли. Хорошая передача.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: А у нас на связи Вика, которая про себя написала, что она некультурная. Почему вы так написали?
ВИКА: Потому что культурные люди не должны говорить людям правду. А я люблю ее говорить.
М.ШВЫДКОЙ: Тогда скажите по правде, что читали в последние дни?
ВИКА: Я все больше по Донцовой.
М.ШВЫДКОЙ: А что в ней нравится?
ВИКА: Вы знаете, мозги здорово отключает.
М.ШВЫДКОЙ: А вам культура нужна именно для того, чтобы отключить мозги?
ВИКА: Нет, я этого не сказала.
М.ШВЫДКОЙ: А зачем отключать мозги? Настолько тяжелая жизнь?
ВИКА: А у вас она легкая?
М.ШВЫДКОЙ: У меня конечно, я всегда улыбаюсь у меня легкая, веселая.
ВИКА: Я думаю, что это просто ваша маска.
М.ШВЫДКОЙ: Культурный человек, - как вы сказали, - культурные люди не говорят правды
ВИКА: Именно так.
М.ШВЫДКОЙ: Вика, а что бы вы хотели посмотреть в театре?
ВИКА: Я просто хочу придти в театр. У меня не получается. Так складывается жизнь.
М.ШВЫДКОЙ: А если вам пришлют билеты в театр пойдете?
ВИКА: Да у меня есть деньги. Просто я многим должна я должна семье.
М.ШВЫДКОЙ: Что должны?
ВИКА: Накормить, напоить.
М.ШВЫДКОЙ: Возьмите семью, и идите в театр.
ВИКА: Не со всеми можно пойти в театр.
М.ШВЫДКОЙ: А в кинотеатр?
ВИКА: С этим проще - могу купить кассету.
М.ШВЫДКОЙ: А какое кино любите?
ВИКА: Помните, Жирардо была? В общем, мне нравится любовь с юмором.
М.ШВЫДКОЙ: Значит, вы уже культурны. Потому что смех первый признак культурного человека.
ВИКА: Это вы преувеличиваете.
М.ШВЫДКОЙ: А вы преуменьшаете.
ВИКА: Я знаю много тупых людей, которые постоянно хохочут.
М.ШВЫДКОЙ: А что бы вы сказали министру культуры?
ВИКА: Я просто требую от вас, чтобы вы просто насаждали культуру. Я считаю, что у нас нет другого выхода. В стране, где принято сморкаться в кулак, про урны я вообще не говорю..
М.ШВЫДКОЙ: Ну, урны убрали с улиц, чтобы не дай бог никто не кинул в них окурок.
ВИКА: Но это же не повод. Что значит, убрали с улиц? Можно ведь и в сумку положить. Где, извините, мужчины предпочитают не посещать туалеты..
М.ШВЫДКОЙ: Понял.
ВИКА: Так что я считаю, что в нашей стране культуру надо насаждать любыми, драконовскими методами.
М.ШВЫДКОЙ: Пожалуй, на драконовские я не решусь, но насаждать нужно.
ВИКА: Вот вы такой нерешительный, и мы имеем то, что имеем.
М.ШВЫДКОЙ: Видимо, не только я один нерешительный
ВИКА: Видимо, просто другим безразлично, а вот вы обязаны.
М.ШВЫДКОЙ: Принял к исполнению. И все-таки сходите в театр.
ВИКА: Постараюсь.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: А на линии Роман из Омска.
М.ШВЫДКОЙ: Задаю вопрос - в Омске всегда был первоклассный драмтеатр, один из лучших в России. Сегодня этот театр продолжает свои традиции, развивает их, хорош по-прежнему?
РОМАН: Ну да, марка, конечно, остается, но некоторые актеры ушли.
М.ШВЫДКОЙ: А вы куда ходите в вашем городе?
РОМАН: Понемножку везде.
М.ШВЫДКОЙ: А что вам больше нравится в литературе?
РОМАН: Модернизм. Вторая половина 20 века.
М.ШВЫДКОЙ: Т.е. вы любите Джойса, Пруста?
РОМАН: Да, Кафку.
М.ШВЫДКОЙ: А почему вам нравится именно модернизм?
РОМАН: Это было поколение, которое впервые пропустил мир через душу человека. Модернизм это патология индивидуально каждого человеческого сознания.
М.ШВЫДКОЙ: А по-вашему сегодня, чтобы мы развивались, чтобы Россия развивалась что нужно сделать?
РОМАН: Чтобы в стране большую роль играла интеллигенция и интеллектуалы. Можно даже предложить такую радикальную вещь, как отмену Совета Федерации и вместо него поставить Совет интеллигенции, который бы отфильтровывал законы, не соответствующие либеральному духу. Поскольку интеллигенция в России всегда была либеральной.
М.ШВЫДКОЙ: А разве славянофил Хомяков был либералом?
РОМАН: Про славянофилов не знаю, мне лично ближе западники.
М.ШВЫДКОЙ: Западники конечно были либералами. Весь вопрос в том, кто будет отбирать эту интеллигенцию. Это тоже вопрос. Как только интеллигенты начнут отбирать друг из друга совет, они все поубивают друг друга. Духовно, конечно, интеллигентски. Но мысль ваша интересна.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Пришло крутое сообщение: "Хотите, чтобы русский националист посадил в лужу и вывел на чистую лужу плутоватого министра? Позвоните". Не смогла пройти мимо этого сообщения.
М.ШВЫДКОЙ: Конечно, давайте позвоним.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Игорь на линии.
М.ШВЫДКОЙ: Почему вы считаете, что русский национализм так враждебен сегодня государственной политике?
ИГОРЬ: Потому что сегодняшняя госполитика не руководствуется интересами русского народа. Это выражается в том, что по большей части в России неплохо устроены к современной жизни лица не русской национальности. А русские люди в основном бюджетники и.. как бы голодранцы.
М.ШВЫДКОЙ: А что, Потанин голодранец? Хлопонин?
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Пугачев?
М.ШВЫДКОЙ: Или Дерипаска?
ИГОРЬ: Во-первых, национальную принадлежность Потанина я бы оспорил, во-вторых, из 17 олигархов, опубликованных журналом "Форбс" самых богатейших людей России, из них 13 или 14 - лица еврейской национальности.
М.ШВЫДКОЙ: Вы лукавите если Черномырдин вместе с Евтушенковым лица еврейской национальности, то мне трудно спорить. Думаю, что все-таки это не вполне так. Мы хотя бы в числах тут должны определиться.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Вы меня извините оба. Если человек является гражданином России, и, насколько я помню, сейчас даже из паспорта убрана графа "национальность" не вторгаемся ли мы с вами все в личную жизнь, обсуждая именно эту функцию?
М.ШВЫДКОЙ: Вообще, не надо бояться обсуждать, какой национальности человек. Смешно сказать, что Каха Бендукидзе лицо русской национальности. Он все-таки грузин, и ничего страшного в этом нет. Игорь, а что вас пугает в том, что часть богатых людей не коренной русской национальности? В чем проблема, в чем угроза?
ИГОРЬ: Как? Угроза в том я ничего не имею против людей другой национальности, ради бога, пусть они создают свое государство как бы. Вы знаете, у меня дед был дипломатом во Франции еще во времена 50-х гг., и тогда у французов был очень хороший дипломат, но его не продвигали. Дед спрашивал что же такого толкового специалиста не назначают? На что ему было сказано, что Франция не нуждается в евреях, чтобы они управляли нашей страной.
М.ШВЫДКОЙ: Знаете, а англичане, которых глупее французов не назовешь, даже одного из евреев, Дизраэли, сделали премьер-министром. Знаете, когда-то об этом говорил классик я не чувствую в себе антисемитизма, потому что не считаю себя глупее евреев. Это, в общем, очевидно русская нация, русский народ столь велик, что он может, по-моему, никого не бояться, - с моей точки зрения. В этом и есть уважение к народу. А что касается боязни, что какая-то другая нация придет и захватить это себя не уважать на самом деле. И если говорить о великой русской литературе, то все-таки... как бы вам сказать она всемирно отзывчива, как и русская культура. Поэтому вы не переубедили плутоватого министра, но за диалог спасибо.
Счастливо.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: А на линии Людмила, режиссер-хореограф из Москвы.
М.ШВЫДКОЙ: Какого направления вы хореограф? Классикой занимаетесь, или модерном?
ЛЮДМИЛА: Я автор сценария и режиссер последнего юбилейного вечера Вахтанга Чабукиани в Большом Театре и 50-летия Кафедры хореографии ГИТИСа.
М.ШВЫДКОЙ: Тогда я вас знаю, мне очень приятно вас слышать. Что вас тревожит сегодня в развитии хореографического искусства в России?
ЛЮДМИЛА: Мне кажется, до известной степени застой в наших крупных театрах российских, я имею ввиду балетных. И у меня такой вопрос
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Вообще-то сегодня вопросы задает Михаил Ефимович.
М.ШВЫДКОЙ: Дайте возможность задать один вопрос.
ЛЮДМИЛА: Если можно. Я приготовила за эти годы три либретто принципиально новых спектаклей - "Катерину Измайлову", "Пер Гюнт" Грига, "Дюка Эллингтона" и "Принцессу Турандот"
М.ШВЫДКОЙ: Пришлите, пожалуйста, мне, - чтобы не мучить радиослушателей.
ЛЮДМИЛА: А как это сделать?
М.ШВЫДКОЙ: Положите в конвертик и попросите кого-либо из коллег в ГИТИСе я по субботам читаю лекции на режиссерском факультете с 9 утра. Приду и заберу. Только это будет в сентябре, естественно. Спасибо.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: А на линии Омск, и человек, который написал: "Я большая культурная ценность, в меня вложено много денег". Зовут ценность Саша.
М.ШВЫДКОЙ: Саша, в чем культурная ценность ваша?
САША: Я прочитал много книжек, знаю очень много всяких хороших вещей.
М.ШВЫДКОЙ: Т.е. родители вкладывают в вас. А чем занимаетесь и кем хотели бы быть?
САША: Чем только не занимаюсь. И в "универе" работаю, и на радио работаю, пишу всякие курсовые-дипломные.
М.ШВЫДКОЙ: Пишите другим?
САША: Конечно. И много.
М.ШВЫДКОЙ: Как много вы готовите специалистов, которые потом будут не соответствовать своим дипломам. Скажите, а в чем самая главная проблема в российской культуре?
САША: Ее однобокость когда у людей не хватает хлеба, их начинают кормить во все щели культурой.
М.ШВЫДКОЙ: А что, в Омске такая катастрофическая ситуация, что нет хлеба? Мне кажется, что у вас разумный губернатор Полежаев, у вас довольно толковая экономическая политика, и может быть у вас нет нефти, но нефтепереработка и шинный завод у вас есть, так что кормиться есть с чего.
САША: Так здесь же самые низкие зарплаты. Вот то, что подняли полгода назад зарплаты так это просто легализовали серые и черные зарплаты. И прогремели, что этот регион с хорошими зарплатами. А на самом деле они очень низкие по сравнению с другими регионами в Сибирском федеральном округе вы это знаете?
М.ШВЫДКОЙ: Слышал об этом. И вы считаете, что поскольку у людей нет денег на еду, то им морочат голову телевизионной культурой?
САША: Так я и говорю она однобока, очень функциональна.
М.ШВЫДКОЙ: Т.е. она выполняет терапевтическую функцию, чтобы народ не роптал?
САША: Да. Я не могу жрать эту культуру, которая выполняет только терапевтическую функцию чтобы не подохнуть, согреться. В мозгах мне постоянно вырезают что-то очень нужное.
М.ШВЫДКОЙ: Но если вы такая культурная ценность, если способны сказать то, что сейчас сказали значит, у вас в мозгах не все так плохо, вырезали не до конца?
САША: Да я не знаю уже, куда от этого уехать. Думаю сейчас, может, в Германию поехать?
М.ШВЫДКОЙ: Там также будут вырезать. Вам, наверное, мешает любая государственная жизнь.
САША: Нет. Я хочу хорошей государственной жизни, хочу функционировать в каком-то нормальном аппарате культурного механизма, но его нет.
М.ШВЫДКОЙ: В Омске найти его невозможно?
САША: Не то что-то совершенно.
М.ШВЫДКОЙ: Попробуйте в Москве, Петербурге, приезжайте в Новосибирск.
САША: Так все уже утекли из Москвы в Петербург.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Недавно у нас был журналист из Нью-Йорка, парень, родом из Челябинска, который сказал интересную фразу, что из Челябинска в Нью-Йорк попасть легче, чем в Москву, считаю, что первую ступеньку я уже преодолел.
САША: Вот вы говорили о нашем драматическом театре, какой он хороший. Да что вы говорите оттуда уже все "стекли" в Москву. Это город, из которого качают нефть. А люди ходят пьяненькие.
М.ШВЫДКОЙ: Но качают не только нефть, но и культуру. Есть же культура в Москве, Новосибирске, Иркутске, и я считаю, что и Омск не столь безнадежен, как вам кажется, но это уже другая история. Спасибо вам большое, счастливой вам поездки в Германию, и все-таки возвращайтесь в Омск, или в Москву.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: А на линии Татьяна из Екатеринбурга, которая считает, что Минкультуры должно заниматься стимулированием творческой деятельности всех людей, а не ограничиваться культурными событиями для профессионалов.
М.ШВЫДКОЙ: Рад вас слышать, и самое главное, это совпадает с моими убеждениями что мы министерство не деятелей культуры, а налогоплательщиков. Скажите, что имеете ввиду, когда говорите, что министерство должно заниматься культурой для всех? Что мы должны сделать для всех такого, чего мы не делаем?
ТАНЯ: Человек, который заявил себя большой культурной ценностью, мне кажется, имел ввиду то, о чем и я беспокоюсь потребительским отношением, которое взращивается в нас, искусственным разделением на профессионалов и непрофессионалов.
М.ШВЫДКОЙ: Вы занимаетесь творческим?
ТАНЯ: Нет.
М.ШВЫДКОЙ: Мы проводим различные конкурсы среди непрофессиональных людей, стараемся втянуть непрофессионалов в сферу профессионального искусства.
ТАНЯ: Вы знаете, это незаметно почему-то. Я не знаю, как это выглядит с вашей стороны, но с нашей это выглядит как для профессионалов это искусство, а для остальных дилетантство.
М.ШВЫДКОЙ: То есть высокомерное отношение профессионалов к непрофессионалам?
ТАНЯ: Да нет, изначально. Конкурсы для непрофессионалов это всегда суррогат, не получается находок. И более того, меня очень зацепил господин из Омска, когда говорил про утечку мозгов. Со мной в городе рядом живет совершенно гениальный художник в такой редкой области, как скульптура из горного хрусталя. Поразительно, что делает этот молодой парень. И я совершенно в ужасе..
М.ШВЫДКОЙ: Его никто не замечает?
ТАНЯ: Более того, его придерживают в кармане, - насколько я понимаю. Когда я увидела впервые его работы, думала, что его просто американцы заберут, и все.
М.ШВЫДКОЙ: Таня, чтобы его американцы не забрали пришлите адресочек.
ТАНЯ: Куда?
М.ШВЫДКОЙ: Мне, на работу. Очень просто. А хотите пришлите Нателле, а я займусь этим делом. Потому что если рядом с вами живет Микеланджело, пусть лучше он живет рядом с вами, чем рядом с какой-нибудь девушкой в Нью-Йорке. Вышлите координаты, а мы поймем, что делать.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: А на линии у нас Ирина, которая о себе сообщает, что она племянница разведчика Орлова, о котором как раз шел сериал на канале "Культура".
М.ШВЫДКОЙ: Как вам показалось, в этом сериале больше правды или вымысла?
ИРИНА: Он еще не был, он будет на этой неделе, в среду это мой покойный дядя, я о нем кое-что знаю, чего не знают, возможно, там. Поэтому я бы очень хотела связаться с кем-то из авторов программы.
М.ШВЫДКОЙ: Сделаем таким образом вам завтра направят телефон главного редактора телеканала "Культура", Татьяны Пауховой, вы с ней свяжетесь, и проговорите все проблемы. Завтра не позже 10-11 вам телефон будет доставлен.
ИРИНА: Ради бога не забудьте, это очень важно.
М.ШВЫДКОЙ: Ни в коем случае.
ИРИНА: А вопрос зададите?
М.ШВЫДКОЙ: Что вам не хватает в телепрограммах сегодня?
ИРИНА: Вы знаете, мне не хватает, конечно, ТВС, и спасибо "Культуре". Я мало смотрю телевизор, ровно 13 лет слушаю "Эхо", по ночам - "Свободу". А на телевидении ужасные есть программы, а может, и не ужасные, но я их не смотрю типа "Окон", "Стирки", "Аншлага", и прочих. Редко новости, потому что "Эха" мне хватает. "Культуру" смотрю очень много. Не хватает, конечно, ТВС. У меня, слава богу, есть прежний задел я бывшая театралка. Сейчас в основном филармония, если удается недорого туда забраться. Хорошие фильмы и книги. Я идиотка, на которую смотрят в метро - которая читает толстые журналы.
М.ШВЫДКОЙ: Я такой же идиот, потому что толстый журнал это обязательное чтение для меня. Спасибо вам большое.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: А на линии у нас доктор медицинских наук, Ю.Шварц.
М.ШВЫДКОЙ: Скажите, по вашему, культура и искусство выполняют социально-терапевтические функции, или нет?
ШВАРЦ: Нет, то, что называется культурой и искусством не отвлекают трудящихся от борьбы за их права. Я считаю, что наоборот. Культура выполняет действительно лечебную функцию, оказывает благотворное действие на людей, и меня как раз тревожит, что, несмотря на ее большую доступность сейчас, - настоящая культура сейчас более доступна, чем 20 лет назад, - ее воспринимает определенная часть населения, а другая часть ее не воспринимает, поэтому я солидарен теми слушателями, которые просили ее насаждать.
М.ШВЫДКОЙ: Но есть и другое предназначение культуры и искусства развивать личность, толкать на самостоятельность мышления, действий. В связи с этим, что опасно в современной культуре? И с точки зрения медицины, и с точки зрения социально-гражданской?
ШВАРЦ: Если честно, ничего опасного нет. То, что тревожит многих, меня не тревожит я не вижу никакой опасности в том, что называют культурой. В суррогатах есть опасность.
М.ШВЫДКОЙ: Но мы знаем, что ячменный кофе менее опасней, чем настоящий. С точки зрения медицины. И все-таки, что вас больше тревожит?
ШВАРЦ: Я работаю преподавателем в вузе, меня тревожит то, что огромная часть студентов, причем, с виду очень умных ребят и девчат, они практически ничего не читают, не ходят в театр.
М.ШВЫДКОЙ: А в чем причина, по-вашему?
ШВАРЦ: Я думаю, что просто перенасыщение различного рода информацией. Шерлок Холмс говорил, что наша голова это наш чердак. И чердак нашей молодежи завален чем ни попадя, и очевидно, не хватает чего-то, чтобы воспринимать культуру. Поэтому мне кажется, что с культурой надо вести так же, как иногда здравоохранение пытается - разрабатывать специальные программы, чтобы нечто насаждать. Наверное, нужно что-то вида социальной рекламы.
М.ШВЫДКОЙ: А если Минкульт начнет насаждать, у вас не будет отчуждения? Вы не будете говорить, что эти гады насаждают культуру, о которой я и слышать не хочу? Нет такой опасности? Или это должно быть очень незаметно? Как-то исподволь?
ШВАРЦ: Это должно быть целенаправленно. Должна быть целенаправленная программа. Не просто надо, чтобы было больше библиотек, больше замечательного канала "Культура", чтобы министр культуры выступал по радио это все прекрасно.
М.ШВЫДКОЙ: Т.е. мы должны рекламировать культуру, как пиво? Может, правда, не столь назойливо?
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Растяжка - "Читайте Достоевского".
М.ШВЫДКОЙ: Т.е. мы должны сделать такую социальную рекламу, которая бы задавала образ культуры как некоей сферы, без которой невозможно жить?
ШВАРЦ: Конечно, это должно быть направлено на колеблющихся. Культурному человеку не нужна социальная реклама, он и так будет читать книги и ходить в театр..
Н.БОЛТЯНСКАЯ: А некультурный, скорее, предпочтет рекламу пива.
М.ШВЫДКОЙ: Ну, не знаю, я скорее согласен с Юрием Григорьевичем. Будем думать, как это сделать.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: А вот на пейджере: "Мы выпускаем красивую детскую развивающую игру, пытаемся нести культуру в массы, но очень большие проблемы с бюрократией. Дайте, пожалуйста, денег на взятки". А Аня на линии
М.ШВЫДКОЙ: Должен вас огорчить, что у меня нет денег на взятки, даже когда нужно решать принципиальные вопросы Минкульта. Я принципиально считаю, что взяток давать не надо.
АНЯ: Вы не даете взяток не потому, что у вас нет денег, а потому что не надо этого делать?
М.ШВЫДКОЙ: Я считаю, что этого делать нельзя.
АНЯ: А если по-другому не получается?
М.ШВЫДКОЙ: Как в фильме Авербаха молодая учительница спрашивала старую как объяснить детям, что нельзя читать чужих писем? И старая объясняла никак не нужно объяснять, надо сказать - чужих писем читать нельзя. Взяток давать нельзя. Хотите, я вам просто помогу?
АНЯ: Очень хочу.
М.ШВЫДКОЙ: И обратите внимание, я не спросил - сколько вам лет, как вы выглядите. Я говорю сразу если игра развивающая и позитивная, я готов помочь. Через Н.Болтянскую свяжитесь со мной, пожалуйста.
АНЯ: Здорово.
М.ШВЫДКОЙ Только 9-го я ухожу в отпуск, а до 9-го я постараюсь с вами связаться, чтобы мы начали с вами совместную позитивную работу.
АНЯ: Точно без взяток?
М.ШВЫДКОЙ: Я их точно не беру.
АНЯ: Спасибо огромное.
М.ШВЫДКОЙ: Вообще смешно если министр говорит, что не берет взяток, то говорит это только потому, что все-таки берет.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Должна вас разочаровать - у вас имидж не тот. А у нас уже пришли координаты камнереза Вячеслава Оболенского.
М.ШВЫДКОЙ: С ним обязательно завтра или послезавтра свяжутся мои коллеги или я.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: А на линии у нас Нина из Вологды.
М.ШВЫДКОЙ: Недавно был в Вологде - замечательный город. Был на замечательном фестивале "Голоса истории" в Вологодском кремле замечательное зрелище. И Ферапонтов, и Кириллово-Белозерский по полной программе мы объездили область. Череповец на меня произвел очень сильное впечатление с культурой "Северстали" я большой пропагандист этого учреждения. Но вопрос вот какой что у вас плохо в Вологде? Поскольку ваш губернатор мой товарищ, то не бойтесь. Чего вам не хватает?
НИНА: Не буду говорить, что у нас плохо, но меня удивило другое когда вы были с визитом у нас в городе, вы не обратили внимание на то, как в нашем городе работает кино.
М.ШВЫДКОЙ: А что мы пропустили?
НИНА: У нас в городе впервые прошел фестиваль "Новое кино России". Собираемся на следующий год проводить кинофестиваль, посвященный юбилею Шукшина "Калина Красная", - а вы об этом не знаете.
М.ШВЫДКОЙ: Про юбилейный фестиваль Шукшина не знаю. С вашей точки зрения вологжане какое кино любят?
НИНА: Я, как человек, радеющий за отечественное кино, отдаю предпочтение отечественному. Вы знаете, из того, что я видела в последнее время, я затруднюсь назвать фильм, который бы меня потряс, как это было раньше, когда работали Бондарчук, Герасимов, Ростоцкий. Сейчас такой яркой встречи не было, но все-таки хотелось бы что-то увидеть на этом уровне.
М.ШВЫДКОЙ: Это мы постараемся. В этом году мы делаем 60 картин новых, постараемся, чтобы вас хоть что-то зацепило. Спасибо вам большое.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: И у вас 40 секунд на подведение итогов, Михаил Ефимович.
М.ШВЫДКОЙ: Могу сказать только одно страна при всем том, что мы слышали разные точки зрения и разные взгляды высказывались страна живет довольно насыщенной и интересной культурной жизнью. И людей волнуют проблемы культуры, - во всяком случае, слушателей "Эхо Москвы". Понятно, что сегодня одна из проблем, чтобы небогатая интеллигенция, бюджетники, могли получить возможность ходить и в театр, и в филармонию мы должны сохранить уровень цен на билеты, которые делают их доступными. А вообще Россия - страна с удивительно богатой и прекрасной культурой, и с очень хорошими людьми. Спасибо всем большое.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: И это был Михаил Швыдкой, министр культуры, на радиостанции "Эхо Москвы".


http://echo.msk.ru/programs/kontrudar/22963/

03.08.2003


Док. 378398
Перв. публик.: 03.08.03
Последн. ред.: 05.10.07
Число обращений: 379

  • Швыдкой Михаил Ефимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``