В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Швыдкой: Интервью радиостанции `Эхо Москвы` (20.03.2004) Назад
Михаил Швыдкой: Интервью радиостанции `Эхо Москвы` (20.03.2004)
К. ЛАРИНА После образования переходим к культуре. Сегодня у нас в гостях руководитель федерального агентства культуры и кинематографии Первый раз я это произношу. Руководитель федерального агентства культуры и кинематографии Михаил Ефимович Швыдкой.
М. ШВЫДКОЙ Добрый день.
К. ЛАРИНА Здравствуйте. В студии также Вита Рамм, Ксения Ларина. Я напомню, пейджер работает для ваших вопросов, 961-22-22, для абонента "Эхо Москвы". И для начала я бы попросила Михаила Ефимовича немножко все-таки рассказать нам о структуре. Что это такое теперь получилось? Вот я вас сейчас спрашивала, пыталась нарисовать вертикаль власти. Вот нарисуйте нам ее, пожалуйста, по радио.
М. ШВЫДКОЙ Видите ли, в чем дело Эта конструкция относится сейчас не только к сфере культуры и массовых коммуникаций. Это относится ко всем, по существу, без исключения сферам экономики, финансов, науки, образования и так далее. Есть министерства, которые выполняют такие правоустанавливающие, скажем так, функции и занимаются политикой и стратегией. И есть службы и агентства. Службы выполняют контрольно-надзорные функции, они контролируют и надзирают. А агентства это такие полевые игроки, которые занимаются скажем так, это такие большие продюсерские компании, на самом деле, причем продюсирование в самых разных сферах, от строительства и промышленности до сельского хозяйства и рыболовства. И поэтому если говорить о такой структуре, она, в принципе, теоретически совсем не плоха. Такая структура была принята в Великобритании, когда пришла Маргарет Тэтчер, это был 73 год прошлого века, и она давала определенные результаты. Схожие структуры существуют в ряде стран, скажем, во Франции, когда министерство занимается чистой политикой и такими общими вопросами, общими, стратегическими вопросами, а агентство занимается конкретными вещами. Например, скажем, есть Министерство иностранных дел Франции и есть и так называемый "Альянс Франсез", который занимается конкретными проектами, конкретной работой. Она, правда, ориентирована за границу, на работу за границей больше. Таким же агентством, по существу, является институт Гете, например, по отношению к Министерству иностранных дел Федеративной Республики Германии. Вот такого рода агентство, которое бы занималось и внутренними проблемами а мы будем финансировать учреждения культуры, потому что мы занимаемся правоприменением так называемым и выполняем функции государства в отношении собственности. В этом смысле мы отвечаем за работу с учреждениями культуры, которые мы должны финансировать. Т.е. мы работаем в рамках, что называется, услуг населению. Там есть такая формула, которая применительна ко всем агентствам.
К. ЛАРИНА Кому подчиняется, перед кем вообще отчитывается?
М. ШВЫДКОЙ Естественно, что руководитель агентства и агентства по культуре, агентства по средствам массовых коммуникаций, по архивам, мы подчиняемся министру. Хотя нас назначает правительство и председатель правительства, но формально даже не так, это называется, мы находимся в ведении министра, министерства. Это, по существу, более жесткая связка, правда, более жесткая, чем была прежде, это, по существу, так же, как мы находились в ведении вице-премьеров. Скажем, на моем веку их было много, от Юрия Федоровича Ярова до Галины Николаевны Кареловой, за 10 лет, которые я так или иначе был связан с министерством культуры.
К. ЛАРИНА Это был социальный сектор, да?
М. ШВЫДКОЙ Да, социальная сфера. А сейчас мы выходим на министра. Уже министр общается с председателем правительства. Хотя возможность выйти на председателя правительства всегда существует.
К. ЛАРИНА Еще один вопрос. Поскольку про это уже говорил Михаил Ефимович, упоминая про финансирование, про имущественные всякие проблемы, про собственность. Вы распоряжаетесь деньгами или все-таки необходимо это согласовывать с министром?
М. ШВЫДКОЙ Ситуация следующая. Вот сейчас как раз идет работа над формированием положений и о министерства, и об агентствах. Я думаю, что мы будем работать как бы по такой схеме: укрупненные цифры бюджета на год, ну а в рамках принятых программ, которые расписаны, это на кинематографию, это на современное искусство, это на финансирование учреждений, мы будем работать сами. Потому что иначе вот мы уже начали прикидывать просто, какой объем бумаг будет в другом случае, то его не в состоянии будет переработать ни министерство, ни агентство. Т.е. бумагооборот буден безумен.
К. ЛАРИНА Т.е. вы принимаете решения по поводу финансирования конкретных проектов.
В. РАММ Я хочу уточнить, Михаил Ефимович, вот тот бюджет, который сверстан на этот год, он не трогается, вы им оперируете, как бы если бы была бы и старая структура в Министерстве культуры, или это уже будут коррективы какие-то, министр будет рассматривать, свою волю проявлять?
М. ШВЫДКОЙ Корректировка бюджета это вопрос не министра даже, это вопрос Думы. Это вопрос и правительства, и Думы. Поэтому я полагаю, что бюджет 2004 года не может быть изменен без решения Думы. Но, естественно, поскольку мы будем делить бюджеты, что-то уходит в министерство, что-то уходит в агентство, то такая практика уйдет в агентство, а все, что связано с аналитикой, стратегиями, разработкой перспективных программ и так далее, вероятно, уйдет в министерство. Но сейчас мы только начинаем этим заниматься. Естественно, что агентства должны заниматься строительством, реставрацией, поэтому эти бюджеты волей-неволей остаются у нас, но, естественно, мы будем это все расходовать, тут секретов же нет, это все же достаточно не просто достаточно, а просто прозрачно. Поэтому это будет делаться, естественно, совместно с министром, и я думаю, что проблем здесь не будет.
К. ЛАРИНА А штат утвержден уже? Сколько людей под вашим началом?
М. ШВЫДКОЙ Сейчас идет дискуссия большая, потому что, в принципе, Министерство экономики предлагает такой вариант один к двум, т.е. на одного работника министерского два человека в агентстве. Потому что это естественный процесс, у нас просто больший объем даже такой технической работы. Если говорить о реальности, то поскольку это два министерства, сливающиеся в одно, то я думаю, что приблизительно человек по 250 будет и в министерствах, и в агентствах.
К. ЛАРИНА Т.е. вы вынуждены с кем-то проститься из своих сотрудников, с которыми вы работали?
М. ШВЫДКОЙ Проблема будет в другом. Проблема будет в утратах статусов. Потому что, скажем, у нас работало 7 заместителей министра, например, в Министерстве культуры.
К. ЛАРИНА У каждого было свое направление.
М. ШВЫДКОЙ У каждого было свое направление. Сегодня это невозможно. И сегодня, видимо, и в министерствах, и в агентствах будет принята структура, которая сегодня существует в правительстве: один вице-премьер, один такой первый заместитель министра, и заместитель министра, он же руководитель аппарата, по существу.
К. ЛАРИНА Т.е. два зама получается.
М. ШВЫДКОЙ Видимо, два зама, но
К. ЛАРИНА А есть кандидатуры или неизвестно?
М. ШВЫДКОЙ сейчас идет дискуссия такая о том, может быть, три удастся для министерств выбить, потому что многонаправленные и многофункциональные ведомства. Но я думаю, что все-таки останется два, так мне кажется.
К. ЛАРИНА Но вообще это все похоже на анекдот знаменитый: а теперь со всей этой фигней мы постараемся взлететь.
В. РАММ Есть другая фраза. Мы получили вариант, как изменить все, ничего не меняя.
М. ШВЫДКОЙ Нет-нет, я бы так не сказал. Если это отладить по уму, если это сделать по-человечески, то в этом резон есть. Резон есть. Весь вопрос в том, что для каких-то сфер это очень хорошо и правильно, а для каких-то сфер это неудобно и неправильно. Но чего мы будем ругать еще не сложившуюся систему. Давайте посмотрим, как она будет работать. Я думаю, что она может работать и эффективно, ничего в этом страшного совершенно нет. Единственное, что не то что меня смущает, а то, что просто при первом взгляде на это очевидно. Что, скажем, конкретному руководителю учреждения придется работать не с одним ведомством, как это было раньше, а с двумя или с тремя. Т.е. принцип одного окна, о котором всегда говорил Герман Греф, и Министерство экономики эту идею развивало, он сейчас под некоторой угрозой. Потому что все равно понятно, что руководитель, не знаю, крупного музея, деньги он получает в агентстве, проекты оплачивает агентство, но, естественно, что он захочет общаться с министром. И нагрузка на министра будет возрастать многократно, потому что это министр же не одного ведомства, а трех сразу. И так далее. Это, в общем, то же самое, что, по существу, с вице-премьерами. Я думаю, что отладится, тут надо посмотреть, как это будет двигаться.
К. ЛАРИНА А вот когда вы принимали решение соглашаться на это предложение, какие вопросы вам важно было выяснить для себя?
М. ШВЫДКОЙ Вы знаете, никакие. Я просто прикинул, что, во всяком случае, в этом году нужно, чтобы система работала. Хорошая, плохая, но чтобы она работала. Нужно, чтобы некоторые вещи не провалились. Я сейчас говорю не потому, что новый министр с ними не справится, он справится, безусловно
К. ЛАРИНА У вас с ним хорошие отношения?
М. ШВЫДКОЙ Нормальные. Т.е. все наши отношения с ним начались, когда он приехал из Японии, 15 марта нынешнего года, я бы так сказал. Потому что прежние отношения, они имеют место быть, но как бы их нет, я считаю.
К. ЛАРИНА Прежние отношения, он был вашим все-таки подчиненным.
М. ШВЫДКОЙ Это не принципиально. Я повторю, эти отношения начинаются 15 марта. Все, что было до 15 марта, не в счет. Жизнь начинается именно с этого числа. Поэтому он, естественно, войдет в дело, станет, как бы сказать, владеть всей поляной информационной и такой менеджерской, и тогда можно будет спокойно уходить. Поэтому я рассматриваю как такой временный, важный, но временный достаточно
К. ЛАРИНА Т.е. вы готовы уйти с этого поста?
М. ШВЫДКОЙ Я еще раз говорю. Я считал, что в этой ситуации нужно, чтобы работала система, нужно оставаться, не выставляя никаких условий, потому что я, действительно, и не выставлял. Я не люблю выставлять условия. Это глупо достаточно. Что я мог выставить условием? Какие? Например, отличающие наше агентство от агентства, условно говоря, Алешина, который занимается промышленностью, который был вице-премьером? Ну какие условия можно было выставлять? Либо ты соглашаешься, либо ты не соглашаешься. И условий тут нет. Либо ты говоришь: нет, я не хочу здесь работать, хочу быть космонавтом.
К. ЛАРИНА Столбовой дворянкой.
М. ШВЫДКОЙ Вот за мои заслуги сделайте меня космонавтом.
К. ЛАРИНА Давайте я тогда по-другому спрошу, Михаил Ефимович. При каких обстоятельствах вы положите заявление об уходе? Вот могут такие обстоятельства, какие-то условия, которые, действительно, поставят вас перед такой дилеммой? Вот так работать я не могу.
М. ШВЫДКОЙ Естественно, наверное. Я сейчас не буду фантазировать на эту тему. Но я человек вполне такой компромиссный. Любой менеджмент это компромисс. Это нормально. Но есть вещи, с которыми я могу согласиться, а есть, с которыми я согласиться не могу. Если количество вещей, с которыми я не могу согласиться, станет критичным, я уйду. Вот и все. Это простая вещь, тут и думать не надо, что сейчас об этом думать. Надо работать.
В. РАММ Михаил Ефимович, вы упомянули, что агентство будет заниматься продюсерской деятельностью. Но продюсерская деятельность подразумевает и зарабатывание денег. А наша законодательная база, если сравнивать с английской и французской, она слишком отличается, чтобы государство стало финансовым таким вот в сфере культуры активным игроком. Зарабатывание на билетах и прочее-прочее. Как здесь, есть ли какая-то свобода действий в вашем агентстве, подразумевается, или вы можете законодательную инициативу какую-то уже проявлять, или это все через министра?
М. ШВЫДКОЙ Дело не в министре сейчас, а дело в законодательстве. Я полагаю, что эти агентства со временем, не в 2004, не в 2005 году, потому что надо отладить их более-менее, могут стать нормальными субъектами рынка, с моей точки зрения. В принципе, они могут спокойно зарабатывать деньги не на билетах, разумеется, а на более тонких материях, таких как, скажем, интеллектуальные права, или авторские права. Потому что, в общем, инвестируя в кинематограф или инвестируя в создание новых пьес, новых музыкальных произведений и так далее, агентство, по идее, может, теоретически, во всяком случае, получать деньги от этих прав и потом либо возвращать их в бюджет, либо тратить их на приобретение новых произведений. Поэтому я считаю, что вообще эти агентства со временем, как мне кажется, должны трансформироваться. Но пока об этом речи нет. Пока это такой железный институт государственной власти, государственного управления в той или иной области.
В. РАММ И финансирования государственного.
М. ШВЫДКОЙ И финансирование абсолютно государственное. Поэтому говорить о доходах не приходится. Хотя я считаю, что, инвестируя государственные средства в те или иные сферы, в том числе и в сферы культурные, государство должно думать о возврате, конечно. Причем возврат этот может быть в бюджет. Это не принципиально сейчас. Он может быть в бюджет, а может быть в какие-то другие инструменты финансовые, которые могут позволять развивать ту или иную отрасль. Но, повторю, сегодня надо встать на ноги, надо, чтобы люди сели на свои места. Люди пострадают в любом случае, потому что переход из министерства в агентство все равно нанесет им некоторые финансовые потери. И это довольно такой для меня, пожалуй, самый важный вопрос.
В. РАММ А как можно стать продюсером Вот у Министерства культуры есть опыт, был создан "Роскинопрокат", который рассчитывал на хорошие бюджетные вливания, чтобы развивать киносеть. И не оказалось этих государственных денег. И сейчас "Роскинопрокат", мы знаем, как ему тяжело выживать. Так же, когда государство выступит финансовым игроком на этом культурном рынке, это же тоже может Успешнее работают продюсеры, которые с альтернативными деньгами.
М. ШВЫДКОЙ Дело в том, что альтернативные деньги все равно несопоставимы с деньгами, которые дает государство. Вот чтобы было понятно. Только в одной сфере, в сфере строительства кинотеатров, там альтернативные деньги больше, чем деньги государства. Потому что государство принципиально считает, что это частная сфера. А в производстве кино, в том, что не приносит чистого дохода и быстрого дохода, а то, что требует что рассматривается как некое вложение в духовную жизнь, этим же частный бизнес не занимается сегодня, и не будет заниматься еще долго.
К. ЛАРИНА Вот возвращаясь к нынешней вашей должности, все-таки когда вы были министром культуры, Михаил Ефимович, у вас были, конечно же, свои рычаги влияния на государственную политику в области культуры, прежде всего. Я об этом хочу сказать. Вот в данный момент, теперь в этой должности, сохранились ли какие-то все-таки возможности обсуждать перспективы развития культуры российской, высказывать свою точку зрения на какие-то конкретные явления культуры, не знаю, обсуждать проблемы реституции, проблемы реставрации или наоборот все, чем вы занимались до этого? Или это все теперь вне вашей компетенции?
М. ШВЫДКОЙ Поскольку мы, принимая решение по финансированию тех или иных проектов, будем формулировать то, чего бы нам хотелось это относится к кинопроектам конкретным или конкретным пьесам или музыкальным произведениям, то это и есть инструмент, с помощью которого формулируются цели и задачи. Я же как министр не читал сценариев, как вы понимаете, не читал пьес, не слушал музыку, для этого существовали люди
К. ЛАРИНА Читал, читал И пьесы, и сценарии, и музыку слушал.
М. ШВЫДКОЙ Нет, это не совсем так, просто это не входило в круг моих обязанностей.
К. ЛАРИНА В свободное от работы время.
М. ШВЫДКОЙ В свободное от работы время. Сейчас я буду этим заниматься больше, поскольку это потребует принятия конкретных каких-то решений. Поскольку мы ушли вместе с Александром Алексеевичем Голутвой, который будет первым заместителем руководителя агентства, то кинематографисты должны быть спокойны. Владимир Сергеевич Малышев, который, видимо, будет вторым заместителем руководителя агентства, опытный финансист и человек, который занимался экономикой. Поэтому мы будем, естественно, конкретно существовать. Если говорить о том, могу ли я высказывать свои мысли Я могу же к вам приходить на радио, могу заметку написать в газету.
К. ЛАРИНА Не спрашивали разрешения у Соколова?
М. ШВЫДКОЙ А зачем спрашивать разрешения?
В. РАММ А вдруг это в разрез с
М. ШВЫДКОЙ Есть вещи, которые нельзя делать в разрез с политикой правительства.
К. ЛАРИНА Уж коли вы представляете государство.
М. ШВЫДКОЙ Да, коль скоро мы представляем государство. Есть проблемы, по которым надо договариваться. Я здесь совершенно не собираюсь вообще заниматься политикой в области культуры, реституции, слава богу, то, с чем меня прочно как бы склеили в сознании масс. Слава богу, я этим заниматься не буду, я надеюсь, не хотелось бы.
В. РАММ А кто тогда музеями, этими делами будет заниматься?
М. ШВЫДКОЙ Музейными делами занимаемся мы, но проблема реституции вопрос политический.
В. РАММ А, это уже министр культуры
М. ШВЫДКОЙ Есть министр культуры и массовых коммуникаций, так что я хотел бы в этом смысле заняться более такими простыми вещами. Я вообще считаю, что наше агентство агентство таких добрых дел. Поскольку мы политикой не занимаемся, то мы будем делать добрые дела: снимать кино, делать спектакли, реставрировать, строить. Вот это по нашей части. А политика, идеология, это уже этажом выше.
В. РАММ А, т.е. те крутые перемены, которые вызывают бурю обсуждения в СМИ, смена главного режиссера или
К. ЛАРИНА Закрытие или открытие
В. РАММ Это уже не ваше?
М. ШВЫДКОЙ Мы хозяйственники простые. Нам главное, чтобы недвижимость стояла, чтобы канализация работала. Но, с другой стороны, если говорить серьезно, то, конечно же, влиять мы тоже будем, потому что мы будем соотноситься с учреждениями культуры с помощью простых контрактов контрактов на постановку спектакля, контрактов на постановку фильма. И хотя формально идеологией и содержанием мы не занимаемся, но в любом контракте написано, что это должно быть так и так, а не так и не так. Поэтому я думаю, что посмотрим, жизнь покажет, что сейчас так препарировать все, как в патологоанатомичке, это вряд ли удастся. Посмотрим.
К. ЛАРИНА Вопрос, который вам задавали. Я видела и слышала ваши ответы, но все равно его задам, может быть, наши слушатели услышат еще раз. Вас не смущает все-таки понижение статуса, то, о чем вы говорили про своих коллег по работе?
М. ШВЫДКОЙ Меня больше всего беспокоит то, что люди будут получать меньше денег. Не я лично, потому что у меня есть какие-то свои доходы телевизионно-радийные, а именно мои коллеги. Что касается статуса, то я сказал уже и повторю еще раз. Мы с Александром Алексеевичем Голутвой, даже если откроем пивной ларек на Казанском вокзале, он будет заведующим, а я буду бутылки мыть, все равно будут знать, что это наш ларек. Ну чего там, мы уже взрослые.
К. ЛАРИНА А какие были варианты, альтернативы, послом куда-нибудь?
М. ШВЫДКОЙ Нет. Альтернатива была одна домой. Я вообще-то хотел домой очень и просился домой. Я и сейчас, в общем, считаю, что это лучшее место для нахождения
К. ЛАРИНА Для творческого человека.
М. ШВЫДКОЙ Книжек много.
К. ЛАРИНА Но вы в телевизоре есть, вы все-таки не лукавьте, у вас там все-таки большие программы.
М. ШВЫДКОЙ Пока даю
К. ЛАРИНА Я так понимаю, что вы на этом не остановитесь.
М. ШВЫДКОЙ Нет, хотелось бы не остановиться. Главное, чтобы милиция не остановила.
К. ЛАРИНА Напомню, что у нас в гостях Михаил Ефимович Швыдкой руководитель федерального агентства культуры и кинематографии. Мы продолжим наш разговор после выпуска новостей. Будем смотреть на ваши вопросы, на пейджер 961-22-22, для абонента "Эхо Москвы".
-
К. ЛАРИНА Наш пейджер работает для ваших вопросов. Все, что вы хотите спросить, все, что мы не спросим, мы принимаем любой вопрос, только подписывайтесь. Кстати, Михаила Ефимовича я видела на спектакле "Бесы" в театре "Современник". Вот сейчас задам сакраментальный вопрос. Что все-таки важнее, Шекспир или сапоги, Михаил Ефимович?
М. ШВЫДКОЙ Хороший вопрос. На этот вопрос никогда нет ответа, на самом деле, потому что иногда важнее Шекспир, а иногда важнее сапоги. Человеку голому очень трудно, если он не Король Лир, разумеется, объяснить, что Шекспир важнее теплого белья. Это вечный вопрос вообще, и 20-го, и 21-го, и 19-го, и 18-го века, если говорить серьезно. Так же, как одна из самых острых проблем это, с одной стороны, слова Долороса Ибаррури, что лучше умереть стоя, чем жить на коленях, а с другой стороны, слова Бертольда Брехта, который в ответ на вопрос Маленького Монаха в "Жизни Галилея", правда, несчастна, страна, в которой нет героев, устами Галилея отвечал: нет, несчастна страна, которая нуждается в героях. Этот выбор между постоянным героизмом, который требуется даже для того, чтобы пойти в ЖЭК или в РЭУ, и нормальной жизнью, которая не требует героев, этот конфликт между Антигоной и Креоном, он всегда существует в 20 веке. Поэтому "Бесы", к сожалению, всегда вечны, после того, как они были написаны. Вечный роман не только для русской жизни, но и для мировой. Мы это имеем сейчас по полной программе, что называется. Но, повторю, всякий раз, каждый год дает свой ответ, и каждый, может быть, день дает свой ответ, о том, что важнее, свобода слова или севрюжина с хреном, используя слова Чехова. Поэтому в какой-то момент можно согласиться стать руководителем агентства по культуре и кинематографии, а в какой-то момент не захочется стать и министром культуры и массовых коммуникаций.
К. ЛАРИНА А что для вас все-таки лучше, комфортнее, скажем так, положение подальше от власти или поближе к власти? Сейчас подальше от власти вы стали.
М. ШВЫДКОЙ Древние всегда говорили в таких случаях очень просто: к солнцу надо быть близко, чтобы оно тебя обогревало, но достаточно далеко, чтобы оно тебя не сожгло. Поэтому, в принципе, моя позиция простая: мне лучше всего, наверное, все-таки в телевизионной студии, но лучше всего вообще дома за письменным столом. Вот это, пожалуй, самое лучшее положение, самое важное, с моей точки зрения, для меня лично.
К. ЛАРИНА Книжку будете писать? "Байки кремлевского диггера"
М. ШВЫДКОЙ Нет уж, избави бог. Я просто собирался писать книгу вообще о культуре 20 века, собирался, может быть, даже делать такой телевизионный цикл о культуре 20 века. Потому что я считаю, что век прошел, а мы его не начали еще осмысливать по-настоящему. Те процессы, которые происходили в России, в Советском Союзе, в мире, они были очень связаны между собой, на самом деле. Никакой железный занавес нас не разделял, это все ерунда. Вот об этом хотелось бы написать. Но сейчас надо штатным расписанием заниматься и так далее. А вот когда с этим будет покончено, я думаю, что об этом нужно думать и думать, потому что мы попали в новый век, совершенно другое будет искусство, с моей точки зрения, будет больше вызов, к которым мы не готовы. И если говорить по чести, то тенденция вот такого вхождения в потребительское общество, которая существует в России сегодня, она общемировая, разумеется
В. РАММ Только мир это прожил 20 лет назад.
М. ШВЫДКОЙ Ну да, 20 лет назад Разница-то ведь не изменилась, ничего не изменилось. Ведь когда культура становится частью потребления, это очень серьезное изменение вообще жизни. Когда мы говорим о том, что для нас культура глоток свежего воздуха, то никакой американец или даже немец, хотя немцы ближе к нам в этом смысле, так не скажет. Для него это часть поведенческая, часть традиции, уже выработанной в последние 50 лет. Так же, как наши новые русские, к которым я отношусь с уважением преимущественно, они ходят слушать Спивакова или Башмета не потому, что для них такая душевная потребность
В. РАММ А потому что билет стоит 50 тысяч рублей, и они могут их потратить.
М. ШВЫДКОЙ Не только. Я повторяю, я не хочу их ни в коей мере обижать, они люди, заработавшие на жизнь, наверное, тяжелым трудом или умом
К. ЛАРИНА Потому что это признак принадлежности к элите.
М. ШВЫДКОЙ Да, потому что это признак принадлежности к элите. Вот и вся разница. Поэтому сегодня вообще роль культуры меняется в обществе. И это то, что надо изучать, анализировать, попытаться понять по-настоящему.
К. ЛАРИНА Если уж мы про Достоевского вспомнили Я не думаю, что ему было легче говорить о тех проблемах, которые он затрагивал в своих романах вот в ту пору, в то время, когда он жил. Наверное, те же были проблемы.
М. ШВЫДКОЙ Люди все равно читали рассказы Алана Пинкертона, нежели "Бесы" Достоевского.
К. ЛАРИНА Конечно.
М. ШВЫДКОЙ Когда я узнал, что с момента написания "Анны Карениной" книжка вышла, если не ошибаюсь, в 1875 году, было первое издание, она до революции выходила всего тремя изданиями, тоже очень важный показатель. Такая история о том, что вся Россия все бросала и читала Читал очень узкий круг людей, очень узкий слой. Я повторю, "Анна Каренина" издавалась трижды всего за почти 40 лет. Это вообще серьезная такая деталь, которая очень многие вещи приоткрывает.
К. ЛАРИНА Я смотрю на вопросы, которые присылают наши слушатели. Они возвращают нас к работе вновь созданного
М. ШВЫДКОЙ ФКК.
К. ЛАРИНА Да. "Скажите, кто будет заниматься фестивальными делами в вашем ведомстве?" спрашивает Дмитрий.
М. ШВЫДКОЙ У нас будет, естественно, три важнейших направления. Это все, что связано с кинематографом, и кинофестивальное движение будет проходить через наше агентство, это будет делать департамент кинематографии. Будет направление, связанное с современным искусством и все, что связано с современными фестивалями и с искусством современным, будут тоже заниматься у нас. Я думаю, что конкретных людей сейчас называть не могу, потому что с людьми надо разговаривать. Я работаю в агентстве сегодня один. Вот бумаги ушли на Александра Алексеевича Голутву и на Владимира Сергеевича Малышева.
К. ЛАРИНА Т.е. все равно тут хотя бы карт-бланш у вас есть, вы сами людей подбираете для себя.
М. ШВЫДКОЙ Естественно. Карт-бланш относительный. Люди хотят прилично жить каким-то образом. В министерстве очень маленькие зарплаты, а тут совсем будут ничтожные. Но я думаю, что часть людей со мной двинется.
К. ЛАРИНА "Скажите, пожалуйста, продолжатся ли в этом году реставрационные работы в историческом центре Санкт-Петербурга? Может ли опыт данных работ быть применим для центра Москвы?" спрашивает Сергей Владимирович.
М. ШВЫДКОЙ Безусловно, работы в центре Санкт-Петербурга ведутся. Они не будут прекращаться. И это будет поддержано, я надеюсь, еще займом Мирового банка, который хотелось бы получить в этом году. Но можно ли этот опыт применить к Москве Понимаете, тут проблема вот какая. Есть московская школа реставрации, есть петербургская школа реставрации. Конечно, все лучшее, что наработано в Питере, мы в Москве будем использовать. Потому что в Питере более агрессивная среда, я имею в виду экологию. И поэтому там прорабатываются, разрабатываются методики, которые очень эффективны. Поэтому этот опыт, конечно, мы будем использовать.
К. ЛАРИНА "Назовите хоть один большой реставрационный проект, который был завершен за 4 года вашего руководства. Это не Дом Пашкова?" спрашивает Леонид Григорьевич ехидно.
М. ШВЫДКОЙ Ирония понятна. Домом Пашкова, слава богу, два года назад мы начали заниматься серьезно, и пошли большие деньги. А если говорить о большом реставрационном проекте, то это Михайловский замок в Санкт-Петербурге, который полностью реставрирован. Кроме того, это Исторический музей, я прошу прощения, который открылся для посетителей, и, слава богу, туда ежегодно приходят 600 тысяч детишек только. Я назвал два, могу назвать еще с десяток, потому что кроме Москвы есть и Питер, есть и другие города.
К. ЛАРИНА Тогда уж, коли наши слушатели требуют такого творческого отчета за 4 года работы Михаила Швыдкого, может быть, скажете несколько слов об этом.
М. ШВЫДКОЙ Ну чего отчитываться?
К. ЛАРИНА Ну почему? Что для вас было важным, вот то, что вы успели сделать?
М. ШВЫДКОЙ Я думаю, что важно, если говорить серьезно, многое. Во-первых, мы, благодаря президенту, получили гранты на ведущие музыкальные учреждения страны. Сейчас рассматривается вопрос о грантах, которые мы подали, и президент благожелательно к этому отнесся, для учреждений народного творчества и для двух важных очень коллективов. Это Ансамбль Александрова и Ансамбль песни и пляски МВД, очень хорошие, качественные, помимо "Березки", Ансамбля Моисеева и Хора Пятницкого. И к драматическим театрам, к выделению грантов для нескольких драматических театров, для двух вузов, которые готовят молодежь, тоже идет сейчас такая работа над выделением этих грантов. Это одна сфера. Во-вторых, я думаю, нам очень важно, что мы резко изменили ситуацию в кинематографе. Я считаю, что резко, потому что когда мы начинали, "Мосфильм" был пустой, скажем, а сегодня там снимается 150 фильмов. Вот чтобы было понятно.
В. РАММ Но в этом и телевидение принесло свои большие деньги.
М. ШВЫДКОЙ Так это общеэкономическая ситуация изменилась. Но министерство начинало 4 года назад с 20 проектов, сегодня мы поддерживаем около сотни. Я сейчас говорю только об игровом кино. И это существенно. Мне кажется, что существенно сдвинулись строительные работы. Закончилась новая сцена, вместе с правительством Москвы завершали, со строителями московскими, Большого театра. Кому-то это нравится, кому-то нет, но еще одна сцена в Москве появилась очень важная. Начались очень активные работы в Новосибирской опере, которые не начинались много лет назад. Я думаю, к 2005 году мы должны будем закончить хотя бы первый этап реконструкции этого самого большого оперного театра в стране. И так далее. Мне вообще неловко, я не люблю отчитываться, это сделано и сделано.
К. ЛАРИНА "Почему не принят до сих пор закон о меценатстве?"
В. РАММ Вот.
М. ШВЫДКОЙ Вот. Это вопрос прямо к министру бывшему культуры. Это вопрос к экономическому блоку. Я вместе с коллегами из экономического блока предшествующего правительства выступал тоже противников закона о меценатстве. Потому что как только появляется льгота, у нас начинают отмывать деньги. Так во всем мире, впрочем. Я думаю, что вот сейчас ситуация более-менее настолько приличная экономическая, очень много людей показывают прибыль. Тут ведь очень важно понять, что любое меценатство по закону начинается тогда, когда есть прибыль. Когда нет прибыли, то и, в общем, меценатства нет. А поскольку у нас прибыль показывало очень мало народу в последние в 90-е годы, то вопрос о законе о меценатстве может идти тогда, когда начинает обнародоваться прибыль, такой свободный остаток прибыли причем. И в этом смысле вот сейчас, я думаю, самое время для того, чтобы этим законом заняться.
В. РАММ Успело ли Министерство культуры заключить договор с какой-то организацией провести конкурс по поводу Московского Международного кинофестиваля? Потому что государство сильно помогает этому фестивалю. И вот это конкурсное, кто победил, или как это будет?
К. ЛАРИНА Конкурс на что?
В. РАММ Конкурс на управление, на организацию фестиваля. Это всегда было проблемой большой.
М. ШВЫДКОЙ Мы каждый год проводим подобные конкурсы, тендеры. В тендере выиграл "Интерфест" по одной простой причине у них, действительно, большой опыт проведения Московского кинофестиваля. Это, действительно, очень существенно. Потому что это ведь не просто большие деньги, но это и штаты переводчиков есть какая-то наработанная методика
В. РАММ И привлечения гостей, фильмов.
М. ШВЫДКОЙ В последние годы министерство очень активно работало вместе с "Интерфестом". Я думаю, что последние два года в этом смысле показательны. Но все-таки нам каких-то позитивных вещей удалось вместе с руководством "Интерфеста", вместе с Никитой Сергеевичем Михалковым, как президентом фестиваля, удалось добиться, весьма и весьма существенных. Сейчас проблемы, безусловно, есть с Манежем, потому что в Манеже всегда был и кинорынок, и пресс-службы и так далее. Мы сейчас ищем такое более подходящее здание.
В. РАММ А на Страстной посмотреть? Там большое здание же.
М. ШВЫДКОЙ Вы имеете в виду
К. ЛАРИНА Центр СТД?
М. ШВЫДКОЙ Вы знаете, я думаю, что он будет недостаточен. Там очень немного места. У меня есть идея одна, но я просто не хочу сейчас обнародовать, чтобы не пугать никого.
В. РАММ Т.е. тендеры, если я правильно вас поняла, будут за вашим агентством все?
М. ШВЫДКОЙ Тендеры это услуга населению. Мы занимаемся услугами населению.
К. ЛАРИНА Казуистика, да? Тогда вопрос по театрам, Михаил Ефимович. Вот система наема на работу главных режиссеров и директоров, она давно-давно требует уже какой-то реставрации.
В. РАММ Контрактная система была.
К. ЛАРИНА Вы об этом не задумывались на посту министра культуры?
М. ШВЫДКОЙ Новое трудовое законодательство позволило нам сделать многие вещи. Эти последние 2-3 года мы вообще всех переводили на контракты, причем на срочные контракты. По существу, все директора федеральных театров, как и федеральных музеев, как и федеральных библиотек, находятся на срочных контрактах. Я считаю, что это очень важная дисциплинирующая мера. Во-вторых, это позволяет платить людям приличные деньги. Потому что зарплаты руководителей федеральных учреждений выросли за это время многократно. И это же не просто зарплата руководителя. Потому что все зарплаты людей, которые работают вместе с руководителям, зависят от того, какая зарплата у него получается, и потом на проценты она уменьшается по отношению к его коллегам.
Ну а просто если говорить, то за последние все-таки 4 года зарплата, скажем, в Ленинской библиотеке средняя выросла втрое. Это опять-таки маленькие деньги при скорости роста цен, тарифов и так далее, но тем не менее это все-таки увеличение. Тем не менее я считаю, что проблема зарплат в культуре одна из самых острых. Не в федеральных, повторю, учреждения, хотя и в федеральных тоже, а именно по стране.
К. ЛАРИНА Вопрос ребром задает наша слушательница. "Так у кого деньги теперь просить на кино?" спрашивает Светлана.
М. ШВЫДКОЙ Я не хочу вас огорчать, Светлана. В агентстве по культуре и кинематографии.
К. ЛАРИНА Все равно там ищите. Вот еще вопрос есть про памятники. В данном случае вопрос про памятник Ермолову в Грозном. "Когда он будет восстановлен в Грозном, который был варварски уничтожен террористами?"
М. ШВЫДКОЙ Видите, я думаю, что сейчас важно восстановить самые простые системы жизнеобеспечения людей в этом городе. Кроме того, часто средства, которые выделялись Министерству культуры, мы тратили на создание театральных помещений, клубов, библиотек не только в Грозном, но и во всей Чечне. Я думаю, что когда отстроимся, то тогда можно думать и о памятниках. Потому что ставить памятник
К. ЛАРИНА В руинах.
М. ШВЫДКОЙ Это как-то не очень морально.
К. ЛАРИНА Еще один вопрос задам, от Сергея: "Как вы считаете, будет ли разрешен конфликт между Волочковой и Большим театром?"
М. ШВЫДКОЙ Я вообще считаю, что конфликта между институтом и даже самой замечательной балериной, который так живо обсуждает страна, это нечто это свидетельство такой странности нашей жизни. Потому что когда, скажем, Барышников попросил уйти из "Нью-Йорк Сити Балета" Александра Годунова и ряд других выдающихся балетных людей, то этот конфликт не стал сенсацией для Америки, в сенате, в парламенте
В. РАММ В итоге Барышникова попросили уйти.
М. ШВЫДКОЙ Наверное, быть может.
К. ЛАРИНА Это кто-то нас отвлекает от насущных проблем. Это чей-то заговор.
М. ШВЫДКОЙ Нет-нет, никаких заговоров. Просто я хочу сказать, что страна придала этому конфликту слишком большое значение.
В. РАММ Было ли что-то, что вы так и не смогли сделать, будучи министром культуры, а сейчас вы будете более свободны в том, чего вы не могли сделать тогда, в этом посту, на посту агентства?
М. ШВЫДКОЙ Я много чего не успел сделать в качестве министра культуры, слишком многого.
В. РАММ А сейчас?
М. ШВЫДКОЙ Я имею в виду для культуры. Сейчас маневр другой немножко. Я думаю, что я буду больше заниматься конкретными вещами, нежели раньше, когда я занимал пост министра. Кроме того, есть вещи, которые
В. РАММ Например?
М. ШВЫДКОЙ Думаю, что работы будет очень много все равно. Видите, министры не читают пьес, сценариев, не слушают музыку, которая закупается, и так далее. Руководители агентств должны это делать в большей степени.
В. РАММ Просто обязаны, да?
М. ШВЫДКОЙ Не то чтобы обязаны, но в большей степени должны делать это. Естественно, когда возникают какие-то коллизии, должны в это погружаться. Раньше это делали мои сотрудники, я не вмешивался в это. Я, как правило, уходил от конкретных экспертных оценок, потому что как у человека, который занимается искусствоведением, нет своей представление есть о том, что хорошо, что плохо, министр в это не должен вмешиваться. Руководитель агентства, как ни странно, этим должен заниматься, вынужден будем заниматься.
К. ЛАРИНА Еще вопрос от Инны Алексеевны. "Как будет существовать коллегия министерства, будут ли с ней взаимодействовать ваши агентства?"
М. ШВЫДКОЙ Это вопрос, скорее, к новому министру. Я думаю, что в министерстве должно быть две коллегии одна по массовым коммуникациям, другая по культуре. Но это как бы зависит от желания Александра Сергеевича Соколова, а в агентстве, наверное, какой-то коллегиальный орган нужен. Я думаю, что он будет создан.
К. ЛАРИНА Опять к Большому театру Полина Сергеевна нас возвращает. "Не предполагает ли Михаил Швыдкой сменить творческое руководство Большого театра? Как он оценивает деятельность театра за прошедшие годы?"
М. ШВЫДКОЙ Я считаю, что театр очень много сделал за последние годы, за последние 4 года. Сегодня Большой входит в пул ведущих театров мира оперных и балетных. Последние гастроли в Париже это доказали в высшей степени, балетной труппы. Очень подтянулся оркестр, разнообразным стало предложение в области балета. Я считаю, что сегодня балетная труппа Большого работает на уровне самых высших мировых стандартов. Приход нового балетмейстера замечательного, увеличение нового бюджета, который связан с попечительским советом, с менеджментом правильным Я думаю, что надо сейчас, наоборот, всячески помогать тем людям, которые возглавляют Большой театр. Я думаю, что мы добьемся очень хороших результатов.
К. ЛАРИНА "Кто будет руководить государственными филармоническими оркестрами?" спрашивает Владимир Петрович.
М. ШВЫДКОЙ Вопрос руководства оркестрами всегда имеет две составляющие. Одно дело руководить им с точки зрения финансов, их материальной базы и так далее. Этим будем заниматься агентство. С точки зрения репертуара, им никто не может руководить, потому что это запрещено законодательством, конституцией. Нанимать и освобождать от работы руководство коллективов этих будет агентство, по согласованию с министром, я подчеркиваю не с министерством, а с министром.
К. ЛАРИНА А кто будет руководить консерваторией, спрашивают наши слушатели.
М. ШВЫДКОЙ Выберет коллектив консерватории.
В. РАММ Михаил Ефимович, вам не кажется, что сейчас федеральное агентство культуры и кинематографии очень будет насыщено проблемами, потому что одна только кинематографии это, наверное, 70% или 50% всего агентства, бюджета и проблем и прочее. Будет ли дальше действовать схема, что будет федеральное агентств отдельно по кинематографии? Не просится это?
М. ШВЫДКОЙ Я бы сейчас этого не делал. Мне кажется, что на этом этапе реформы этого делать не нужно. Когда я работал в министерстве, у меня была идея вообще выделить отдельно институт кино, институт театра, институт музыки, скажем, и через них финансировать эти искусства.
В. РАММ Как это как раз в Англии, в Швеции.
М. ШВЫДКОЙ Скорее, как в Нидерландах. Но на сегодняшнем этапе, когда существует министерство и агентство, выделять еще агентство было бы уж совсем глуповато. Я думаю, что справимся.
К. ЛАРИНА "Скажите, пожалуйста, будет ли ваше агентство руководить идеологической стороной зрелищного репертуара, в частности будет ли у нас когда-нибудь борьба с попсой, которая забила всю эстраду и разлагает молодежь?" спрашивает Наталья Марковна.
М. ШВЫДКОЙ Видите, борьба с попсой вещь более сложная, чем работа даже нашего замечательного агентства. Это, скорее, вопрос к Министерству культуры и массовых коммуникаций. Но если говорить по существу, то это очень трудный процесс. Потому что нужно изменять ожидания публики, нужно работать с публикой, а не только с производителями того или иного художественного продукта. В школе надо начинать, а желательно и в детском садике готовить публику к восприятию определенного искусства.
В. РАММ Будет ли ваше агентство издавать какой-нибудь журнал или отдельную газету? Или газета "Культура", вы будете с ней сотрудничать?
К. ЛАРИНА Есть канал "Культура", и радио "Культура".
М. ШВЫДКОЙ Мы финансируем многие профессиональные журналы, Министерство культуры. И все, что связано с финансовой стороной, с финансированием журналов остается у нас, как у специализированного органа. Потому что журнал "Балет" или "Театр" никогда не финансировался Министерством печати в такой степени. Посмотрим. Этот вопрос сейчас отрабатываются все схемы отношений.
К. ЛАРИНА "Очень жаль, что ушел Швыдкой. Я пережил 13 министров культуры. Такого и близко не было, как он. Но ничего не поделаешь", вздыхает наш слушатель Роберт.
М. ШВЫДКОЙ Спасибо вам большое, Роберт.
В. РАММ Как 13? Откуда это?
К. ЛАРИНА Человек пережил 13, видишь.
М. ШВЫДКОЙ Как говорят японцы, для того чтобы 7 раз подняться, нужно 8 раз упасть. Все нормально. Жизнь продолжается.
К. ЛАРИНА "Боитесь ли вы Никиту Михалкова?"
М. ШВЫДКОЙ Я только свою жену боюсь и свою маму. Вот, пожалуй, кого я боюсь больше всего.
К. ЛАРИНА Спасибо большое. Михаил Швыдкой наш гость. Еще раз назову должность начальник федерального агентства культуры и кинематографии.
М. ШВЫДКОЙ Руководитель.
К. ЛАРИНА Руководитель, извините, федерального агентства культуры и кинематографии. А где вы находитесь, чтобы отправлять письма?
М. ШВЫДКОЙ Малый Гнездниковский переулок, дом 7. Милости просим.
К. ЛАРИНА Светлана, деньги на кино просите. Вы будете первой. Спасибо вам большое.
В. РАММ Там другая схема и другая система по деньгам.
М. ШВЫДКОЙ Спасибо. Счастливо.


http://echo.msk.ru/programs/persontv/25118/

20.03.2004

Док. 378394
Перв. публик.: 20.03.04
Последн. ред.: 05.10.07
Число обращений: 349

  • Швыдкой Михаил Ефимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``