В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Гозман: `Без пяти минут раскол` Назад
Леонид Гозман: `Без пяти минут раскол`
За два года до выборов-2007 либеральная оппозиция начинает искать пути возвращения в Госдуму Вариантов, способных принести победу, немного: либо объединение либеральных партий, либо их широкая коалиция с левыми силами

До выборов в Думу - всего ничего: два года не срок. Партия "Союз правых сил" понимает это, пожалуй, лучше многих. На прошедшем в Москве совете СПС правые собрались, чтобы посмотреть на нынешнее положение дел и оценить перспективы на думскую гонку-2007.

Смотр и оценка в целом удались: партия чуть не раскололась.

Спор на совете зашел вокруг двух взаимоисключающих тезисов.

Первый принадлежит Леониду Гозману, секретарю федерального политсовета партии: у нас, конечно, совсем не все хорошо, но это не повод для политической смерти СПС. Второй - от Дмитрия Таскаева, главы Архангельского отделения партии: кончина СПС - свершившийся факт, осталось лишь признать это и создавать правую партию нового типа.

У спорящих - общая партийная и разная карьерная история. За Леонидом Гозманом, одним из высших функционеров СПС - груз поражения на федеральных выборах в Думу. За Дмитрием Таскаевым - убедительные результаты на региональных выборах уже после того, как СПС покинул парламент.

Позиции были высказаны, совет партии принял умиротворяющую резолюцию - и оставил много вопросов, связанных с судьбой СПС.

Оппоненты-однопартийцы продолжают дискуссию на страницах "МН".

Леонид ГОЗМАН, секретарь федерального политсовета СПС:

- Не вижу существенного противоречия между позицией, которую изложил я от имени президиума политсовета, и тем, что высказал Дмитрий Таскаев и его единомышленники из региональных отделений СПС. Я сказал, что положение СПС за прошедший год улучшилось. Мы выиграли выборы во многих регионах, чего никогда прежде не происходило. При этом нам уже давно все повторяли: ребята, вас уже нет.

- А ваши критики?

- Их главный тезис таков: положение партии существенно хуже, чем оно должно быть. Но я тут не вижу никакого противоречия - конечно хуже, и во много раз! Еще один тезис критиков - можно было сделать лучше. Кто спорит? Многие претензии, которые были высказаны, абсолютно справедливы и повлекут изменения в работе аппарата партии.

Я смотрел, как пресса освещала заседание совета СПС. Картинка получилась более напряженная и драматичная, чем то, что происходило на совете. Это не упрек журналистам. Просто так получилось, что на согласованные позиции - даже неловко говорить, по каким-то вопросам сошлись во мнениях единогласно, - мы вышли во второй половине дня, когда журналисты уже разошлись.

- Как вы объясните, что в СПС появилось достаточно большое количество людей, оценивающих положение как критическое? Говорят даже, что вскоре партия будет распущена.

- Не дождутся. После нашего "блистательного" выступления на выборах-2003 Владислав Сурков сообщил, что мы свою историческую миссию выполнили и должны уйти. Мы ему на это ответили: "С историей и с богом общаемся без посредников". СПС сохранился - хотя партии вне парламента сохраниться очень сложно. Мы не потеряли ни одной региональной организации, увеличили свою численность. А дальше пошли другие выборы, которыми мы начали всерьез заниматься. Ну кто верил в то, что СПС может пройти на выборах в Туле? А наш электорат там вырос с 2003 года в два раза. Потом было еще несколько городов.

Брянск, например: наш человек вышел во второй тур губернаторских выборов. То же самое - Курган, Архангельск, еще несколько регионов.

Этого мало? Ну да, было бы лучше, если бы таких регионов было больше.

А негативные оценки естественны и правильны. Проблем у нас значительно больше, чем достижений. Но мы считаем, что в такой ситуации обязанностью президиума политсовета СПС было обратить внимание на то хорошее, что появилось в деятельности партии после поражения 2003 года. После этого, естественно, начинается разговор о том, что делать дальше. И те же самые люди, которые побеждали в регионах, говорят: нет, все плохо, надо иначе, лучше, начальство ничего не делает, исполком СПС и президиум никуда не годятся...

- Может быть, в успешных региональных организациях ждут новых идей из Москвы?

- Не думаю, что им надо рассказывать, что делать. Они и сами знают. До декабря 2003 года были попытки посылать регионам какие-то руководящие сигналы и идеи. Это вызывало сильное возмущение как раз в самых сильных организациях. К попыткам оперативного управления из центра они относились адекватно.

- Как?

- Тоже посылали. Неудовлетворенность ситуацией - вещь правильная...

- Но может стать разрушительной. Люди ведь говорят: ну зачем нам такая партия, давайте создадим новую.

- Это действительно предложил Дмитрий Таскаев. У него в Архангельске победил блок, куда входили СПС и "Яблоко". И назывался он "Наша родина - Архангельская область". На этом основании Таскаев говорит, что брэнд СПС больше не работает, и надо делать новый. А если уж так, то надо освободиться от балласта, взять в такую партию только сильные организации и т.д. Вот только одна загвоздка: из трех наших наиболее успешных регионов - Архангельск, Брянск и Курган - в двух СПС шел сам по себе. Да, у Таскаева такая точка зрения - мол, в Архангельске под именем СПС трудно было бы достичь высоких результатов. Понятно. Но, по-моему, ни один человек не поддержал его идею распустить СПС и создать новую партию на основе сильных региональных организаций.

- А идея отправить в архив Гайдара и Чубайса?

- Такой идеи не было. Таскаев сказал другое: из-за того что Чубайс является одним из высших государственных руководителей, у партии связаны руки.

- Это не так?

- Считаю, что он неправ. Когда президент после трагедии в Беслане предложил набор мер по изменению государственного устройства - отменить выборность губернаторов и т.д., мы сказали, что это уступка террористам. Не помню, чтобы кто-то давал более жесткую оценку. И это не единственный пример. Вспомните гимн, историю с Ходорковским, выборы на Украине. У нас есть другие ограничения, которые связаны не с положением Чубайса в государстве, а с содержательными вещами. Поэтому нас нет в колоннах манифестаций против преступного режима, который ввел монетизацию льгот. На такую примитивную позицию мы никогда не встанем.

Дмитрий ТАСКАЕВ, руководитель архангельской региональной организации СПС:

- На чем основан ваш пессимизм относительно будущего СПС?

- Никакого пессимизма у меня нет. Разве что по поводу ситуации, в которой СПС сегодня находится, - когда у нас нет ни внятной идеологии, ни серьезной партийной оргструктуры. По этим причинам СПС в нынешнем виде больше существовать не может.

- Много ли ваших коллег разделяют ваш взгляд на ситуацию?

- В перерыве заседания совета СПС большинство из членов совета выразили свою поддержку моей позиции: мы не можем дальше оставаться заложниками положения Чубайса в государстве. Когда наше любое действие или заявление расценивается с точки зрения того, повредят они ему или нет, снимут его из-за наших неловких движений или не снимут.

- Вы предлагали создать новую партию. Чем она должна отличаться от СПС - может, более яркой оппозиционностью по отношению к президенту?

- Нам нужна правая партия, основанная на базовых либеральных ценностях. Нужна новая оргструктура для этой партии. Внутри СПС есть ряд сильных подразделений, которые могли бы выделиться из его структуры и начать объединение с сильными же организациями "Яблока" и других партий, существующими в регионах. Оставшаяся часть СПС, если пожелает, может принять заявление о взаимодействии с новой партией.

- То есть прежде всего речь должна идти о новой оргструктуре, а не об идейной платформе?

- Идеологические новации нужны тоже. Но ведь идеологическая комиссия СПС, как говорилось на совете, не собиралась уже в течение года. А умонастроения в стране уже давно - и сильно - изменились.

Мы должны отвечать потребностям сегодняшнего дня, а не стоять на месте и маргинализироваться. Моя идея состоит в том, чтобы на базе сильных региональных организаций создать переговорную площадку для разговоров с другими партиями. Как назвать этот проект, видно будет.

- Какова для вас эта новая идеологическая линия?

- У коммунистов есть Маркс, Энгельс, Ленин. Они классики. У нас классики тоже есть - Чубайс, Немцов и Гайдар. Пусть они ими и останутся. Но если мы не будем учитывать реалии дня и с этой точки зрения смотреть на их теории, то ничего у нас не выйдет.

- Ваша региональная организация по сравнению с другими отделениями СПС выглядит успешно. За счет чего? В центре, например, придумывают предварительные выборы лидеров партии - т.н. праймериз, но реальных событий почти нет.

- Отличие региональной политической тусовки от московской - кардинальное. Мы занимаемся тем, например, что выигрываем выборы в регионе. И это еще раз подтверждает, что наши подходы правильные.

Но мы сами при этом не отказываемся от лейбла СПС. Я, например, в своем нынешнем качестве получил 36 процентов поддержки избирателей.

Руководитель северодвинской организации получил более 40 процентов.

Можно что-то делать, даже называясь СПС. Просто этому названию требуется новое качественное и организационное содержание.

- Если бы вам удалось стать лидером партии, вы уверены, что вас бы не растерзали не только люди из старого руководства, но и те, кто в ходе совета СПС выразил вам поддержку?

- В этом беда многих политических структур. Выступления на партийных форумах - или даже на более узких встречах - расцениваются как личный пиар и стремление занять руководящий пост.

Я совершенно спокойно мог выйти на трибуну и отчитаться об успехах архангельского регионального отделения - в том числе, кстати, и о том, что нам в этом не помогали никакие пиаровские структуры, как это было в других регионах. Но то, что я говорю о своем видении перспектив СПС, отнюдь не означает, что я хочу стать лидером партии. Я прекрасно отдаю себе отчет, какую ответственность должен взять на себя этот человек и какими организационными и финансовыми возможностями он должен обладать. Я не собираюсь становиться лидером партии.

- Но ваше выступление могли воспринять именно так.

- Повторяю, в том-то и беда... Но - бред это. Если так все воспринимать, никакой партии точно не получится. Потому что на сегодняшний день большинство из московской политтусовки заботится не о том, как СПС подойдет к выборам в Государственную думу в 2007 году, а о том, кто попадет в партсписки. Вот эта проблема прямо связана с проблемой выбора лидера партии. Я в структурах СПС с 1999 года, меня из движения "Новая сила" сюда привел Сергей Кириенко. И у меня нет никаких личных амбиций для того, чтобы возглавлять партию на федеральном уровне. Я достаточно серьезный предприниматель, и мне нравится жить в Архангельской области.

Политика для меня - скорее, даже хобби.




Леонид Гозман
"Московские новости"
04.02.2005
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000003481

Док. 378294
Перв. публик.: 04.02.05
Последн. ред.: 05.10.07
Число обращений: 330

  • Гозман Леонид Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``