В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Радзиховский: Три проблемы послания Путина Назад
Леонид Радзиховский: Три проблемы послания Путина





Президентское послание - слов нет! - производит впечатление. Понятно, что трудно соблюдать дистанцию и стараться оценивать текст спокойно, без "путинофобии" и "путинофилии".

Но все же надо попробовать, тем более что такая возможность есть - я ни по должности, ни по душе не являюсь восторженным поклонником/противником уважаемого докладчика.


Проблемы: демография


В докладе есть два очевидных аспекта: объективные проблемы страны и проблема наследования власти в 2008-м (которая, собственно, тоже является проблемой страны. Но проблемой настолько важной, что я ее выделю для отдельного разговора).

Из проблем страны Путин выбрал две: демографическую и военную.

Что касается демографии, то практически со всем, что сказано в послании, трудно поспорить.

Я взял в качестве источника почтенный международный справочник The World Factbook. Если судить по нему, дела в России и впрямь обстоят неважно. Честно говоря, я бы поостерегся кричать прямо-таки о "катастрофе". Впрочем, судите сами.

Население нашей страны - 142 893 540 человек. Согласно переписи 1989 года (максимальная цифра) население РФ - 147 021 869 человек. Это была максимальная цифра. Сокращение более 4 миллионов или около 3% за 17 лет.

Для сравнения возьмем ситуацию в других республиках бывшего СССР. Украина. 1987 год - 51 200 000, 2006 - 46 710 000. Уменьшение тоже более чем на 4 миллиона, но уже почти на 10%! Вот где реально можно кричать о катастрофе (может, и кричат? Я не так знаю украинские СМИ). Грузия. 1987 год - 5 266 000, 2006 год - 4 661 000 (включая, естественно, Абхазию и Южную Осетию). Сокращение почти на 12%! Армения. 1987 год - 3 412 000, 2006 - 2 976 000, падение на добрых 13%. Эстония. 1987 год. 1 556 000, 2006 год - 1 324 000. Сокращение больше чем на 10%! Литва. 1987 год - 3 641 000, 2006 год - 3 586 000. Латвия. 1987 год - 2 647 000, 2006 год - 2 275 000, сокращение почти на 20%!

Срединное положение занимают Белоруссия (1987 год - 10 078 000, 2006 год - 10 293 000) и Казахстан (1987 - 16 244 000, 2006 год - 16 763 000 человек).

В то же время Азербайджан: 1987 год - 6 811 000, 2006 год - 7 962 000, рост на 20%! Молдова. 1987 - 4 185 000, 2006 год - 4 467 000 (рост на 8%). Ну и Узбекистан: 1987 год - 19 026 000, 2006 год - 27 307 000 человек, рост более чем на 40%!

Как видите, одной причиной все не объяснишь.

Грузия и Армения бедны, но Эстония (ВВП на душу населения - 16 400 долларов) - самая богатая страна СНГ. Да и в бедной Молдове население растет. Что касается взрывного роста в нищем Узбекистане (ВВП на душу населения - 6 800 долларов), то примерно так растет население всех мусульманских стран. Например, в Иране в 1987 году - 47 000 000, а в 2006-м - 68 688 000! Рост еще выше, чем в Узбекистане...

Если же сравнивать Россию с развитыми европейскими странами, то во Франции в 1987 году - 55 500 000, в 2006-м - 60 876 000, в Англии в 1987-м - 56 500 000, в 2006-м - 60 609 000, в Германии (ФРГ плюс ГДР) в 1987-м - 75 800 000, а в 2006-м - 82 422 000. Наконец, в США в 1987-м - 242 100 000, а в 2006-м - 298 444 000.

И здесь нет одной причины для роста. Уровень жизни, продолжительность жизни, качество жизни, потребности и культурные стереотипы среднего класса, эмигранты из "третьего мира" - таковы лишь наиболее очевидные факторы.

Во всяком случае, то, что Путин бьет тревогу, и не просто бьет тревогу, а предлагает конкретные меры, - это любой нормальный человек может лишь приветствовать.

Правда, о рецептах исправления ситуации можно поспорить.

Бесспорно, выплаты (прямые и "замороженные") за второго ребенка - важная мера, которая может дать быстрый эффект. (Хотя, повторяю, в богатой Эстонии население падает, а в нищей Молдове - растет). Но есть и другие "зоны роста". ВОЗ вопит в полный голос: в России КАТАСТРОФА со СПИДом. Цифры таковы: официальное число ВИЧ-инфицированных на 2001 год - 860 000! Для сравнения: в Германии - 43 000, в Англии 51 000. Пожалуй, только Украина может с нами поспорить: и тут - 360 000 инфицированных! Странно, что об этом ничего не сказано. А ведь это не просто опаснейшая ситуация, но и пути решения в мире давно известны - от раздачи бесплатных презервативов и одноразовых шприцов до постоянной пропаганды. У нас все это в зачаточном виде. Конечно, эта тема не вполне "политкорректна", она может вызвать гнев "религиозной общественности" - презервативы раздавать, чудовищно! Но тут уж одно из двух: или чудовищное число инфицированных, или чудовищная раздача "бесовских изобретений"...

Другая проблема - экология. Одна из причин страшной смертности в России - невероятная экологическая ситуация. Любой человек, приезжающий из Европы в Москву, ощущает выхлопы Отечества - и нет в них ничего сладкого и приятного, одна мерзость и ненависть к этому уродскому "автопрому", который уничтожает людей куда больше, чем на десяти чеченских войнах, - уничтожает и авариями (малая часть), и отравляя воздух (куда большая часть).

Есть и вопросы к предложенным мерам. Ну например: не вызовет ли это рост инфляции? Хорошо, пусть не по 250 000 рублей выдается на руки, но ведь деньги-то эти все равно будут вращаться в экономике (например в строительстве).

Известно и другое. В России (не в Москве!) 250 000 рублей - громадные деньги. Их вполне достаточно для покупки дома во многих регионах. Вполне возможно возникновение "детского производства", когда люди (включая бомжей) будут рожать "за квартиру", нимало не заботясь о том, кого они воспитают. Да, это обеспечит рост рождаемости - без вопросов. Но вопросы будут другие: КТО вырастет, кого вырастят из этих детей, созданных не по любви, а как источник дохода?

Однако, как всем известно, идеальных решений в природе не существует. И, в любом случае, меры, предложенные президентом, столь же популярны, сколь и реально нужны стране сегодня.


Проблемы: армия

Куда больше сомнений вызвала у меня другая часть предложений - по усилению армии.

Президент привел, конечно, сильный факт: во время нападения Басаева (1999 год) на всю российскую армию (почти 1 400 000 человек) еле-еле наскребли 55 000 боеспособных солдат и офицеров! Дикая ситуация, и ясно, что "это не должно повториться". Тут вопросов нет. Нет их и в части повышения престижности воинской службы.

Да, Средние века, когда служба в армии считалась единственным почетным делом, прошли безвозвратно. Эпоха "меча и плуга" во всем мире сменилась эпохой компьютеров, сервиса, торговли. Обратной дороги в благородную дворянско-крестьянскую эпоху нет и быть не может. Тем не менее и в XXI веке (а наверное, и позже) служба в армии должна быть как минимум престижной. И уж точно государство обязано из кожи вылезти, но позаботиться о тех, кто его защищает.

Однако мне другое непонятно - то, что касается технического переоснащения армии.

Прежде чем говорить о нем, надо же четко понимать - ПРОТИВ КОГО? Кто наш потенциальный противник?

"Товарищ Серый Волк" ест всех подряд, сказал президент. Легко понять, кто, какая страна имеется в виду. Тут же было абсолютно разумно сказано, что вступать в гонку вооружений а-ля 1950-1980-е годы Россия не может и не будет. Прекрасно! В той гонке СССР сломал себе шею - зачем России те же акробатические номера?

Но и не идя на "полноценную" гонку, выбирая асимметричные ответы, не истощим ли мы свою только-только поднимающуюся экономику?

ВВП США как-никак - 12 470 000 000 000 долларов, а России - 1 539 000 000 000, в 8 раз меньше! Один их госбюджет превышает весь наш ВВП. Какая уж тут "гонка наперегонки"...

Но дело не только в этом.

Новейшие подлодки, военные корабли, ракеты, бомбы - чем это поможет России в плане ее реальной конкурентоспособности в мире?

С нами никто не посмеет говорить с позиции силы, давить, угрожать? Да, бесспорно.

Но ведь И ТАК НИКТО НЕ ДАВИТ, НИКТО НЕ УГРОЖАЕТ!

На Россию (как и на любую иную страну) давят - экономически, финансово, информационно, психологически. Так было, так есть, так будет. Это называется - жизнь, мировая конкуренция. Только тут подлодки вряд ли помогут - как и любой фирме мощная служба охраны не поможет сделать ее продукцию конкурентоспособной.

Даже в 1990-е, когда армия была так слаба (и, наверное, об этом знали те же США!), не было НИКАКОГО ВОЕННОГО давления на Россию. Да оно и невозможно - при наличии ядерных арсеналов, которые, разумеется, надо сохранять, обновлять и т. д., но едва ли необходимо так радикально модифицировать.

Больше того. Вот у России плохие отношения с Грузией, Украиной. Мы ведем с ними войны - газовые, винные, всякие иные. Но НИ РАЗУ Россия не пыталась на эти - заведомо абсолютно беспомощные в военном плане страны - давить в военном отношении. И не только потому, что мы - как ни крути! - все равно братские страны. Помимо этого фактора есть и другой: в современном мире (кроме абсолютно эксклюзивных случаев - см. Ирак, Югославия) вопросы куда эффективнее решают в ходе мирной, а не силовой конкуренции.

Поэтому, абсолютно не будучи военным специалистом и смиренно признавая свою полнейшую некомпетентность в военно-технических вопросах, я все же сомневаюсь в необходимости и прагматичности модернизации именно стратегических вооружений.

Тем не менее нет никаких сомнений, что и эта тема получит мощную поддержку в обществе в целом.


Проблемы: преемник

И здесь мы переходим к, может быть, самой важной проблеме. Чисто политической, но определяющей и экономику, и социальную жизнь проблеме преемника.

Сегодня известно два официальных кандидата в преемники (если принять, что выборы президента пройдут точно в срок, в 2008 году, и Путин - как он говорил - ни в каком варианте не пойдет на изменение конституции).

Иванов и Медведев.

Вот для них и проложены в докладе две лыжни.

Национальные проекты и самый из них "теплый" и эффектный - демографический. Это, понятно, Медведев.

Модернизация армии - Иванов.

Путин не просто выбирает "имя". Он дает "наказ", он создает четкий политический план, который будет реализовывать преемник. ИМЕННО В ЭТОМ СМЫСЛЕ ОН И БУДЕТ ПРЕЕМНИКОМ. Буквально - тот, кто продолжает ту же линию, кто является преемником Путина в реализации этой линии.

Линия должна быть: а) важна для государства; б) популярна в обществе. Обе эти линии удовлетворяют обоим этим условиям.

В своей речи Путин мягко, но четко начал писать "программу" для преемника, начал "загрузку государственной матрицы".

Ельцин покряхтел, смахнул скупую слезу, брякнул "Берегите Россию" и отбыл на дачу. Поэтому Путин - какие бы у них не были личные отношения - не является преемником Ельцина. А Иванов или Медведев БУДУТ преемниками Путина. Так уже сегодня ПРОГРАММИРУЕТСЯ ситуация.

Что ж...

Не буду вдаваться в споры на тему "хорошо - плохо". Эти оценки хороши для чая на кухне. ЭТО - ТАК. И иначе по сегодняшнему балансу сил в стране быть НЕ МОЖЕТ.

Но и здесь есть много "но".

Впереди еще 2 года.

Те ли фигуры останутся в качестве вероятных преемников? А если возникнут новые, то какая под них будет написана программа?

Проложены две лыжни. Отлично. Но для их реализации у нас тоже есть только две лыжни - нефтяная и газовая. А если за два года эти лыжни утонут в новом снегу, попросту - если цены на нефть и газ резко упадут? В 1998 - 2006 годах они поднялись в 7 раз! А если опустятся... хотя бы в 2-3 раза? Разве это невозможно?

Да, много вопросов. Многие говорят и так, что слишком популярны эти ИДЕИ ПУТИНА. И при таком раскладе опять и опять будет возникать вопрос: а... не останется ли? А? Вдруг?..

Вопросов много. Послание не дало ответа и на половину из них. Но оно дало повод - думать. А это уже очень немало.

Газета "Взгляд"

Леонид Радзиховский

11 мая 2006




http://www.ryzkov.ru/

Док. 378213
Перв. публик.: 12.05.06
Последн. ред.: 05.10.07
Число обращений: 271

  • Рыжков Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``