В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евсей Гурвич: Предвыборная ситуация Назад
Евсей Гурвич: Предвыборная ситуация



Экономические риски не синхронизированы с выборами

Предопределенность и преемственность

Как могут отразиться на экономике предстоящие парламентские и президентские выборы? В отличие от выборов ельцинской эпохи, сейчас нет причин опасаться радикального разворота политики. В условиях, когда главным фактором победы станет поддержка главы государства, очевидно, что будет обеспечена (по крайней мере, внешне) полная преемственность экономического и политического курса. Это не исключает последующей его корректировки, но она необязательно окажется привязана к выборам. За примерами далеко ходить не нужно: так, отчетливо либеральную экономическую политику первого срока Путина сменила линия "усиления роли государства в стратегических отраслях".

Несмотря на гарантированную преемственность для властной группы в целом, внутри нее вполне возможно серьезное перераспределение влияния. Весьма вероятно, что это ускорит конвертацию нынешнего административного контроля властных элит над частью бизнеса в полноценные права собственности. Такой процесс был бы полезен для экономики, знаменуя завершение нынешнего этапа передела собственности, если только за ним не последует следующий виток передела.

Источником рисков считается не только исход выборов, но и подготовка к ним. Для всех стран характерен электоральный цикл популизма, проявляющийся независимо от того, какая партия стоит у власти. Отсутствие же реальной политической конкуренции делает исход выборов предрешенным. И логическим следствием этого является ненужность "заискивания" перед избирателями. Поэтому вряд ли следует ожидать серьезных проявлений популизма. Правда, сегодняшняя непростая макроэкономическая ситуация требует намного большего: стабильность достигается только с помощью совершенно непопулярных мер. В своем бюджетном послании на 2006 год президент дал указание использовать средства стабфонда только на погашение государственного долга. Однако по мере приближения выборов все труднее будет проводить столь ответственную политику в условиях, когда 88% населения считает необходимым расходование стабилизационного фонда.

Группы интересов

Несмотря на отсутствие интриги, властям понадобится мобилизация поддержки перед выборами. Причем она будет касаться не только непосредственно электората, но и распространяться на несколько ключевых групп интересов. Это население, региональные администрации и крупный бизнес.

В чем заинтересованы эти группы? Опросы общественного мнения, проведенные недавно "Левада-центром", показали, что больше всего население озабочено ростом цен. Эту проблему отметили 71% опрошенных по сравнению с 55%, назвавших снижение уровня жизни, и 36%, озабоченных безработицей. То есть общественный спрос на стабильность по меньшей мере столь же силен, как и ожидания увеличения государственных расходов. Региональные лидеры заинтересованы в перераспределении налогов в свою пользу, а обязательств - в пользу центра. Приоритетом для бизнеса служит снижение налогов (и налогового администрирования) и замедление процесса укрепления рубля.

Однако следует учитывать не только перечисленных "игроков". По мере приближения выборов будет обостряться борьба за места в будущем правительстве. И претенденты будут искать поддержку у "групп интересов", демонстрируя свой вклад в решение политических задач, таких как удвоение ВВП. По мере замедления роста экономики все большую популярность приобретают различные формы активной государственной политики (начиная с расширения госинвестиций и кончая поддержкой конкретных секторов экономики). Основным источником дополнительных бюджетных ресурсов при этом выступают нефтяные доходы. На это указывает, например, последовательное повышение прогнозов цен на нефть. Результатом может стать отказ от консервативного подхода к бюджетному прогнозированию, который служил одним из главных факторов макроэкономической стабильности в последние годы.

Курсом компромиссов

Соединяя требования основных "групп интересов", мы получаем следующий набор: увеличение государственных инвестиций; повышение зарплаты в бюджетном секторе; снижение налогов; сохранение относительно слабого рубля; ценовая стабильность. Ясно, что эти требования несовместимы. Так, дополнительное расходование 100 млрд рублей либо снижение налогов на эту сумму приведет к падению стоимости доллара на 1 рубль либо к росту инфляции на 1% (полностью обесценивающему дополнительные расходы). Таким образом, властям придется искать компромисс между различными требованиями, и развитие событий будет определяться их сравнительной приоритетностью.

Наиболее слабыми представляются позиции двух требований. Во-первых, скорее всего, денежные власти продолжат политику сильного рубля. Вполне вероятно дальнейшее падение номинального обменного курса иностранных валют. Вторым относительно слабым требованием можно назвать снижение налоговых ставок. Представляется маловероятным, что до выборов будет проведено горячо дискутируемое снижение НДС до 13%. Если цены на нефть останутся высокими, это будет грозить инфляцией, а падение цен сделает сомнительной целесообразность снижения ставки. Более вероятны компромиссные меры, например, снижение НДС до 15% либо введение налоговых стимулов для инвестиций.

Результатом, по всей вероятности, станет сохранение сравнительно позитивных макроэкономических показателей. Продолжится постепенное снижение инфляции (хотя и не столь быстрое, как в официальных прогнозах). Рост также будет замедляться, но его темпы, вероятно, будут не ниже 5%. Продолжится и важная тенденция увеличения притока частного капитала, в особенности прямых иностранных инвестиций.

Выборный и нефтяной циклы

Противоположных тенденций можно ожидать в наиболее важной сегодня сфере - совершенствовании качества государственных институтов. Здесь отсутствие политической конкуренции играет резко негативную роль - вряд ли можно рассчитывать на улучшение в ближайшие годы качества административного аппарата и судебной системы, масштабы коррупции будут расти. И надежды здесь можно связывать не с электоральным, а скорее с нефтяным циклом.

Основной макроэкономический риск носит долгосрочный характер. Он может реализоваться, если цены на нефть останутся высокими в течение двух-трех лет. Тогда экономика (налоги и бюджетные расходы, обменный курс) неминуемо переориентируется на нефтяные доходы. Последующее падение цен на нефть, подобное тому, какое произошло в 1986 году, может привести к серьезному кризису. Но именно такой кризис может дать толчок новому витку серьезных институциональных реформ.



"КоммерсантЪ"

Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы

7 марта 2006




http://www.ryzkov.ru/

Док. 378155
Перв. публик.: 07.03.06
Последн. ред.: 04.10.07
Число обращений: 286

  • Рыжков Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``