В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вице-президент `ОПОРы России` Владислав Корочкин о нуждах малого бизнеса Назад
Вице-президент `ОПОРы России` Владислав Корочкин о нуждах малого бизнеса




"Любые реформы вредны и нежелательны для чиновников"

Малый бизнес нуждается в целом спектре реформ, направленных на решение налоговых проблем и проблем прозрачности во взаимоотношениях с властями. О том, как их намерены решать члены одного из самых влиятельных объединений предпринимателей в стране, "ВД" в кулуарах экономической конференции "Западная Сибирь: регион, экономика, инвестиции" в Белокурихе рассказал вице-президент общественной организации "ОПОРа России" Владислав КОРОЧКИН.

"Предприниматели изначально виноваты"

- Владислав Леонтьевич, название вашего доклада "В каких реформах нуждается малый и средний бизнес?". Приоткройте тайну, в каких все-таки реформах он нуждается?

- Это налоговая реформа, которая должна поменять парадигму налоговой системы. С помощью существую-щей налоговой системы власти могут влиять на бизнес, что совсем не хорошо. Система построена таким образом, что предприниматели изначально оказываются виноваты. Она декларирует, что если ты существуешь, значит, что-то нарушаешь, а если ты при этом еще и развиваешься, то нарушаешь тем более. Кроме того, наше налоговое законодательство делает наши товары неконкурентоспособными по сравнению с товарами, произведенными в западных странах и странах Америки. Европейские и американские компании могут не платить некоторые виды налогов десятилетиями, хотя начисляют их. То есть ты, напри-мер, отразил в отчетности налог на прибыль, но при этом купил производственные площади и в бюджет ничего не платишь. Реально налоги возникают только в момент выплаты дивидендов и заработных плат.

Второе - это административная реформа. Она сегодня декларирует три основные цели: повышение качества и доступности государственных услуг, уменьшение вмешательства государства в экономическую дея-тельность и повышение эффективности деятельности исполнительной власти. На сегодня проанализировано более 5 тысяч функций. Из них 800 были признаны подлежащими ликвидации, 350 избыточными, а еще 500 -требующими изменения масштабов исполнения. Сейчас идет работа над их ликвидацией путем разработки и принятия ряда подзаконных актов.

И третье, о чем я буду говорить, -это реформа общественного сознания, которая крайне необходима. Не изменив общественное сознание, мы, скорее всего, немногого добьемся. Хотелось бы поддержать тезис о том, что государственных интересов не существует. Существуют различные уровни общественных и частных интересов. Отсюда государственная собственность - это общественная собственность, а государственное финансирование - это общественное финансирование. Необходимо в этом направлении изменять сознание людей.

-Большинство реформ о которых вы говорите, уже проводятся государственными структурами. Как предприниматели должны влиять на их ход?

- Общая тенденция большинства реформ заключается в том, что они инициируются самой властью, властью же прорабатываются, власть становится ответственным исполнителем и контролером исполнения. Между тем большинство чиновников сложно назвать эффективными менеджерами, да и в самореформирование чиновничества верится с трудом. Любые реформы вредны и нежелательны для чиновников. Ведь они сокращают возможности для коррупции. Поэтому общественные организации должны вмешаться в этот процесс и не дать возможности чиновникам создавать для предпринимательства новые проблемы.

"Лучше такие спецрежимы, чем ничего"

- Давайте поподробнее поговорим о налоговой реформе. Как в вашей организации оценивают специальные налоговые режимы - единый налог на вмененный доход, упрощенную систему налогообложения, которые использует подавляющая часть представителей малого бизнеса?

- По крайней мере торговые предприятия могут этими режимами налогообложения не без успеха пользоваться. Производителям това-ров они мало что дают. Большая часть производственных предприя-тий, которые изначально переходи-ли на спецрежимы, уже вернулись к обычной системе налогообложения. Обычная система налогообложения для производства оказалась более простой. Поэтому наша позиция в этом вопросе следующая: само су-ществование спецрежимов вызвано несовершенством базового налого-вого законодательства. И лучше та-кие спецрежимы, чем ничего.

- Те нововведения в спецре-жимах, которые вступили в .действие с начала года, вас устраивают?

- И то, что была повышена планка для возможного перехода на упрощенную систему налогообложения, и введение патентов по ней мы рассматриваем как положительный сдвиг. Единственная беда - это за-вышенные ставки по единому налогу на вмененный доход на местах. Во многих муниципалитетах России, после того как функции по принятию коэффициента К2 перешли к ним, приняли максимальные ставки практически по всем видам деятельности. К сожалению, в большей части российских муниципалитетов ситуация не очень симпатичная. Депутаты Законодательных собраний под руководством глав муниципаль-ных образований преследовали только одну цель - максимально и моментально наполнить бюджет, голосуя за повышение ставок. Но есть и положительные примеры, на-пример, Ярославль, Углич и Урюпинск.

- Как вы относитесь к принципу начисления НДС только по в действие с начала года?

- Лично я не вижу здесь больших проблем, поскольку болезненный момент возникает только в момент перехода с одного режима начисления на другой. В дальнейшем никаких проблем, на мой взгляд, возникать не будет.

- Что думаете по поводу одностороннего списания штрафов налоговыми органами?

- Мы выступали и выступаем против. Сейчас рассматриваются поправки в эту часть Налогового кодекса, и мы настаиваем на возвращении в кодекс понятия презумпции невиновности налогоплательщиков. На-сколько я знаю, в этом вопросе нам обещало оказать поддержку Минэкономразвития РФ. Получится или нет, я не знаю, поскольку лоббирование противников этой поправки очень сильное. Министерство финансов у нас вообще в некоторых случаях выступает как агент влияния западных спецслужб с точки зрения вреда, которое оно наносит российской экономике. Предпринимается и попытка отстоять правильные формулировки в Законе "О бухгалтерском учете", который сейчас вносится в Госдуму. Что можем - делаем, но не всегда хватает сил.

- В то время как вы пытаетесь изменить законы, конкретные налоговые инспекторы руководствуются письмами и инструкциями, трактующими законодательство в пользу налоговой службы. Как в такой ситуации поступать предпринимателям?

- Судиться. Широко известна статистика, согласно которой налогоплательщики выигрывают от 85 до 90 процентов исков к налоговой инспекции. Все эти инструктирующие письма, под которыми нет федеральных законов, а есть трактовки и понимания, в принципе легко оспариваются.

- Не каждый предприниматель пойдет в суд...

- Действительно, адекватная судебная система у нас отсутствует. По результатам наших исследований, до 60% российских предпринимателей ни за что не обратятся в суд для решения своих проблем. Две трети предпринимателей априори не верят одной из ветвей власти. Слишком ух неэффективно она работает. Но как бы то ни было, факт остается фактом - в подавляющем болышнстве случаев суд встает на сторону нало гоплательщиков. Другое дело, что всегда возникает выбор - доплатил требуемую сумму в бюджет или иди в суд. И чаще дешевле заплатить, чел судиться. Несмотря на всю правоту предпринимателей.

"Деньги на поддержку не удалось полностью освоить"

- Сегодня часто поднимают тему так называемых административных налогов, т.е. платежей, которые различные государственные структуры навязывают предпринимателям. Как вы думаете, можно решить эту проблему"

- Это очень большая проблема. По нашим данным, в среднем по России неналоговые платежи составляют 8,5% от выручки малого предприятия. Эта цифра колеблется по регионам от одного до тридцати процентов. Это большая проблема и потому, что эти платежи практически всегда выглядят законно. А по сути, нередко искусственно создаются сложности, для ускорения урегулирования которых нужно платить. И все законно, заключается договор, вносится оплата на счет какой-нибудь посреднической фирмы. Поэтому, пока не будет принято дополнительных законов, начиная с нового закона о конкуренции, влиять на такие вещи очень сложно. Решению этой проблемы будет служить разрабатываемая сейчас система административных регламентов и стандартов государственных услуг. Над ними сейчac ведется работа, и приниматься они будут один за другим. Первые 40 административных регламентов должны быть приняты уже в этом году, включая такие важные для малого бизнеса, как регистрация объектов недвижимости, регистрация конт-рольно-кассовой техники и т. д. Всего в планах 342 первоочередных регламента и стандарта. Это серьезная работа. И предпринимательские союзы должны к ней подключаться в качестве экспертов. Иначе в этих регламентах напишут совершенно не то, что нам нужно.

- Что вы думаете о господдержке малого бизнеса? Каков ее уровень?

- По-моему, до сих пор с прошлого года в федеральном бюджете остались деньги на поддержку малого бизнеса. Они остались из-за отсутствия внятных заявок из регионов. В прошлом году на микрофинансиро-вание, создание бизнес-инкубаторов, инновационных предприятий, компенсацию затрат по экспорту было выделено 1,5 млрд. рублей. Все, кто подал хоть какую-то внятную заявку, получили дополнительное финансирование. На этот год в бюджете предусмотрено уже 3 млрд. рублей. Но если активность регионов опять будет невысокой, не удастся освоить и их.

Что касается нового закона о господдержке малого бизнеса, то его проект уже существует. Нам удалось убедить Минэкономразвития РФ, что такой рамочный закон необходим. Сейчас предпринимаются героиче-ские усилия, чтобы он был принят в кратчайшие сроки.

- Чем этот законопроект принципиально отличается от предыдущего?

- Там есть существенные отличия как по критериям отнесения предприятий к малым, так и по ролям, рас-пределяемым между ведомствами по ответственности за господдержку. Я думаю, новый закон будет лучше, чем предыдущий.

О чем еще рассказал Владислав Корочкин

О малом бизнесе

- По данным Росстата, сегодня малый бизнес - это от 13 до 15% в структуре ВВП, 8 млн. 840 тыс. рабочих мест, или около 17% трудоспособного населения России. Это 984 тыс. предприятий с оборотом 6 трлн. 837 млрд. рублей на 1 октября 2005 года. Из них в образовании работают всего 0,3% предприятий, в здравоохранении -1,1 %, предоставлением прочих коммунальных, социальных и персональных услуг занимаются 1,3% малых предприятий. Научные исследования и участие в разработках занимают 1,4%, а гостиницы и рестораны, что, казалось бы, сфера малого бизнеса, - только 2%. У сельского хозяйства вместе с охотой и лесным хозяйством - 2,7%, у строительства -11%, обрабатывающие производства занимают 12%, а торговля - 46%, или 72% от вышеприведенной цифры в триллионах рублей. Сегодня, как мы видим, малый бизнес - это торговый бизнес. Страна остро нуждается в диверсификации малого бизнеса.

О соглашении с прокуратурой

- Немало случаев, когда в малую компанию приходит инспектор и, проведя проверку, говорит: "Да, я вижу, что вы, в принципе, правы. Но у меня есть методичка, оставить которую я вам не могу. А поскольку я служащий, то обязан действовать в соответствии с этой методичкой. Я знаю, что вы выиграете в суде, но ничего другого я написать в протоколе проверки не могу". По таким случаям есть цивилизованная практика обращения в органы, занимающиеся надзором за исполнением законодательства. И если идет откровенное попирание закона, нужно обращаться в прокуратуру. С Генеральной прокуратурой летом прошлого года было достигнуто соглашение, существует соответствующий приказ генпрокурора No 29 об усилении надзора и соблюдении прав предпринимателей. Прокуроры на местах, насколько мне известно, достаточно серьезно относятся к этой установке.

О навязанной благотворительности

- Все понимают, что это незаконно. У нас было несколько случаев, когда удавалось решать проблему давления администраций на предпринимателей по вопросам благотворительности. Например, мэр Волгограда, сам бывший предприниматель, раз за разом создавал какие-то фонды и обязывал предпринимателей вносить в них спонсорские взносы. И с помощью Генеральной прокуратуры его удалось остановить, указав на недопустимость таких действий. По поводу таких случаев меры могут быть очень жесткими, но реакция от право-охранительных органов поступа-ет только на конкретно обозна-ченные факты.

О недоступности кредитов

- Доступ к финансовым ресурсам - это навязший в зубах вопрос. Лишь 16% опрошенных предпринимателей подтверждают доступность банковского кредитования. 20% пытались взять кредит, но не смогли его полу-чить по разным причинам.

О приватизации недвижимости

- Сегодня в Госдуме находится закон, внесенный группой депутатов, об определенных преференциях малому бизнесу при выкупе помещений, которые они арендуют. Вроде как удалось убедить Минэкономразвития РФ, что такой закон может иметь место и при введении ряда дополнительных условий избежать злоупотреблений и коррупции возможно. Но при этом законопроект дает возможность тем добросовестным арендаторам, которые арендуют помещения по три и более года и потратили огромные суммы на ремонт, если и не избежать аукциона, то получить хотя бы дополнительные преференции. В частности, получить рассрочку при выкупе и возможность рассчитывать на определенное снижение цен.

Владислав Корочкин занимается импортом семян цветов из Голландии

Владислав Леонтьевич Корочкин родился в 1962 году в Риге. Окончил Ленинградскую военно-медицинскую академию им. С. М. Кирова. Работал в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина, затем адъюнктом в Институте авиационной и космической медицины. В 1992 году создал ЗАО "Научно-производственная корпора-ция "НК Лтд", которая производит и продает семена овощей и цветов, импортирует луковичные культуры из Голландии, газонные травы, формируя семеноводческий российский рынок. Сегодня "НК Лтд" имеет 33 дочерних предприятия.

В1992 году выступил инициатором создания и стал первым председателем совета директоров Ассоциации независимых российских семеновод-ческих компаний. Сегодня он - вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРа России", президент Евразийского союза продавцов и производителей семян, арбитр Объединенной комиссии по корпоративной этике, руководитель комитетов "ОПОРы России" по стратегическому и организационному развитию и по административной реформе и барьерам.



"Ваше дело"

Матвей Эргардт

6 марта 2006

http://www.ryzkov.ru/

Док. 378154
Перв. публик.: 06.03.06
Последн. ред.: 04.10.07
Число обращений: 238

  • Рыжков Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``