В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Илларионов: залог привлекательности России в укреплении частной собственности и восстановлении гражданских свобод Назад
Андрей Илларионов: залог привлекательности России в укреплении частной собственности и восстановлении гражданских свобод



Еще раз о пользе экономической свободы

Правительство становится все менее предсказуемым. Появились версии, будто прием непредсказуемости может быть использован в технологии будущих президентских выборов. И что даже сами выборы могут быть проведены на год-полтора раньше, чтобы снизить оперативность действий альтернативных правящей партий. Про Кремль бывший лучший, но опальный советник, очевидно, знает многое, но не считает нужным это рассказывать. На вопросы корреспондента "НГ" отвечает бывший советник президента Андрей Илларионов.

- Вы шесть лет давали президенту советы. Какие из них были внедрены в жизнь?

- Некоторые из них хорошо известны - поддержание высоких темпов экономического роста, ограничение роста государственных расходов, создание Стабилизационного фонда, выплата, в том числе с опережением графика, государственного внешнего долга, недопущение быстрого роста реального курса рубля, эффективное, прозрачное и в интересах страны и граждан реформирование электроэнергетики, отказ от участия России в Киотском протоколе. Не все из них осуществляются в предложенном виде. Некоторым для внедрения потребовались несколько лет. Другие еще ждут своей очереди.

- Создание Стабфонда - один из советов с такой историей. Как деформировалась эта идея?

- В целом работа Стабфонда находится в русле первоначального замысла. Хотя, конечно, произошли искажения, снизившие эффективность его работы. Значительно превышена предложенная цена отсечения, что позволило лишь стабилизировать, но не существенно снизить темпы инфляции. При том, что Стабилизационный фонд достиг уже впечатляющих размеров, его средства не используются на погашение внешнего долга в необходимых и возможных масштабах. Эта нерешительность стала, в свою очередь, питательным бульоном для постоянного возникновения и обсуждения разнообразных идей, как растратить Стабфонд.

- Почему все же Минфин передал средства Стабилизационного фонда Центробанку?

- Средства Стабилизационного фонда как были, так и остаются собственностью российского правительства. У Минфина было предложение, чтобы инвестиционным размещением средств Стабфонда до его использования на погашение государственного долга занимался бы Центральный банк. Насколько я понимаю, это предложение не получило поддержку премьера.

- Почему же тогда официальные лица комментировали, будто смена собственника Стабфонда осуществляется не только для повышения доходности, но и фактическим уводом его от судебных санкций иностранных компаний?

- Возможно, потому, что компания "Noga" уже не раз демонстрировала свою динамичность, имевшую своим следствием, в частности, "бегство" российских картин, российских парусников, российских самолетов из разных стран мира. Возможно, потому что средства правительства Российской Федерации из-за угрозы их ареста невозможно разместить в странах мира, имеющих независимую судебную власть. С этой точки зрения положение российского правительства отчасти напоминает положение властей стран, в разное время находившихся под режимом международных санкций, - ЮАР, Ливии, Ирака. С той только разницей, что в отличие от международных изгоев российские власти сами назначили себе такой режим, отказавшись от взаимоприемлемого урегулирования вопросов с компанией "Noga", обанкротившейся, как известно, из-за неисполнения обязательств российской стороны. Цена урегулирования этой проблемы несоизмерима не только с размерами финансовых ресурсов, недополучаемых от цивилизованного размещения за рубежом средств российского правительства, в том числе и Стабфонда, но и с ущербом для имиджа страны.

- Как, по вашему мнению, разумнее использовать средства Стабфонда?

- До тех пор пока имеется ненулевой государственный внешний долг, наиболее эффективным способом является его погашение. Строго говоря, пока средства Стабфонда не превышают величины государственного внешнего долга, экономических проблем с их использованием нет. Лишь после полного погашения государственного внешнего долга появляется проблема размещения средств Стабфонда. Тогда же, когда это произойдет, можно воспользоваться опытом, например, норвежских коллег.

- Как профессиональный советник, скажите, как повысить инвестиционную привлекательность России?

- Снизить налоги, уменьшить масштабы государственного регулирования, защищать права собственности и физическую безопасность граждан от действий государственных органов, прекратить национализацию и квазинационализацию частной собственности, вернуть частным собственникам отобранные у них активы, восстановить независимость судебной власти, прекратить вмешательство властей в дела СМИ, негосударственных, в том числе религиозных, организаций, освободить политических заключенных, обеспечить на практике равенство граждан перед законом, наказать виновных в нарушении российского законодательства. Российская повестка дня на сегодня - не только и не столько экономическая, сколько общедемократическая - восстановление гражданских и политических свобод, уничтоженных властями в последнее время. По своей сути она мало чем отличается от повестки европейских буржуазных революций XVIII-XIX веков.

- Но ключевые министры не скрывают восторга от успехов российской экономики, оперируя показателями темпов экономического роста и стремительного роста доходов граждан.

- Высокие темпы роста экономики, доходов, потребления, валютных резервов, показателей фондового рынка обусловлены беспрецедентно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Более того, нынешние темпы экономического роста в России примерно вдвое ниже, чем в среднем по другим странам - экспортерам энергоресурсов в похожих условиях. Так что если и есть вклад российских властей в нынешнюю экономическую ситуацию, то он отрицателен. Я не знаю ни одной действительно богатой, развитой и динамичной страны, не являющейся политически и экономической свободной. В тех странах, где наилучшим образом обеспечена защита прав собственности и собственников, где государство не нарушает контракты - свои собственные и чужие, где государство не занимается экспроприациями активов и отправлением бизнесменов за решетку или в эмиграцию, где государственные решения принимаются в интересах страны, а не в интересах чиновников и их приятелей, - там темпы экономического роста выше, там высокий уровень благосостояния и безопасности граждан, там сильнее государство и привлекательнее страна.

- Во власти становится все меньше людей из бизнеса. Почему?

- Это не так. Одних бизнесменов во власти действительно становится меньше, зато других - больше. Видимо, меньше "чужих", больше "своих". Но если говорить в целом о провозглашаемом иногда принципе недопущения в органы власти представителей деловых кругов, то это является не чем иным, как дискриминацией одной группы граждан по роду и виду деятельности. А пропаганда такого подхода - разжиганием социальной розни. Если во власть не могут прийти независимые бизнесмены, значит, во власть не может прийти никто другой. И, значит, во власти останутся только те, кто там уже есть и кого они туда себе подобрали.

- Есть ли у вас планы опять идти в политику?

- Я уже говорил неоднократно, что в политике, как в деятельности по завоеванию власти, удержанию власти, отталкиванию других от власти, не участвовал и раньше, не участвую теперь и в ближайшее время не собираюсь участвовать.

- Но ряд руководителей российских партий с гордостью говорят о близости вашей позиции к идеалам их организаций.

- Не исключаю.

- Лидер СПС Никита Белых даже грозится сделать вас членом политсовета своей партии.

- Мне об этом ничего не известно.

- Вы заявили одному из корреспондентов "НГ", что вам поступили предложения от известных российских металлургических компаний войти в совет директоров в качестве независимого директора.

- Это не совсем так. Хорошо помню, что на вопрос корреспондента, поступали ли мне предложения от каких-либо компаний о вхождении в совет директоров, я ответил: "Да". И все.

- Каково ваше мнение по поводу такой экзотической формы политического брэндинга, как сайт "Владимир Владимирович"?

- Не являюсь специалистом по сайтам. В то же время мне трудно себе представить, чтобы обращение "брателло" по отношению, скажем, к Джорджу Бушу или Тони Блэру, администрация президента США или канцелярия британского премьер-министра стала бы всемерно популяризировать, в том числе и с помощью телевидения.





"Независимая газета"

Елена Тихомирова

2 марта 2006



http://www.ryzkov.ru/

Док. 378153
Перв. публик.: 02.03.06
Последн. ред.: 04.10.07
Число обращений: 272

  • Рыжков Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``