В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кризис национального государства и пути выхода из него Назад
Кризис национального государства и пути выхода из него





Вопрос национальной самоидентификации России является сегодня без преувеличения вопросом выживания для государства, занимающего одну восьмую часть суши. Без успешного ответа на "проклятый вопрос современности" невозможны ни политическая стабильность, ни процветание страны, ни благополучие ее граждан.

Можно сколько угодно говорить о поиске более удачной экономической модели, об удвоении ВВП и борьбе с бедностью, о реформе образования или вооруженных сил, но все наши старания в этом направлении окажутся лишенными смысла. Сами по себе социально-экономические, политические, управленческие решения, лишенные идейного наполнения, становятся всего лишь бегом на месте или по кругу. Кем является человек с ружьем, даже самый хорошо оплачиваемый и хорошо обученный, но не знающий, какую родину он защищает и для чего несет тяжкое бремя службы? Не более чем пушечным мясом, рыцарем удачи или обыкновенным бандитом. Кем может быть управленец, не понимающий национальных интересов своего государства? Не более чем поглотителем средств налогоплательщиков.

Национальная политика - это не поддержка фольклорных коллективов и общественных объединений различных этнических групп. Это - курс по формированию единой нации как гражданско-политического сообщества.

Осмысленная национальная политика не просто помогает своим гражданам дать ответы на вопросы: "Кто мы? Откуда? Куда идем?", но и дает имя самому государству и объясняет исторический и актуальный смысл его существования. Без грамотно построенной и осмысленной национальной политики не понять, что собрало воедино на огромной территории русских и татар, якутов и калмыков, евреев и армян. Непонятно, во имя чего нужно беречь и сохранять это единство, а если надо - какую цену за него платить, и если потребуется, то на какие жертвы идти?

Ответы на эти вопросы - опознавательные знаки государства. Без них оно не сможет существовать и само для себя, и для окружающего мира. "Национальными проектами" в данном случае являются не простые бюрократические инициативы сверху, а идеи, помогающие всему народу (нации) ответить на вопросы, поставленные выше.

Зададимся вопросом: есть ли у почти ста пятидесяти миллионов наших сограждан уверенность в том, какие точно опознавательные знаки у российского государства - выразителя их воли? Какой смысл наше государство вкладывает в свое существование и как это существование оправдывает? Возьму на себя смелость сказать, что даже в голосах тех, кому это положено по должности, никакой определенной опознавательной системы не существует. Точнее, их существует несколько.

Первая - это образ Советского Союза, с которым его создатели связывают существование "золотого века". Для них современная Россия - не более чем обрубок СССР. Вторая - это миф о Российской империи, с которой его создатели нам предлагают "восстановить историческую преемственность". Третья - это миф "возрождения", обретения "корней", "возвращения к истокам". Его певцами выступали и выступают деятели как этнонационалистических движений в республиках в составе России, так и всевозможных региональных течений (казачество, например).

Интересно, что творцы всех трех мифов нередко гневно и с пристрастием осуждают друг друга, но все их лозунги при внешнем различии глубинно близки. Для них современная Россия, Российская Федерация как реальность не существует и не представляет интереса. Для них всех категорически неприемлема новая историческая общность, сложившаяся за последнее десятилетие в массовом сознании наших сограждан. Эта общность - российская гражданская политическая нация. Если бы такая общность не начала формироваться на уровне "повседневности", то Россия бы повторила опыт СССР (или Югославии), чего в реальности не произошло.

Но одной "подсознательной" идентичности для формирования российской политической нации недостаточно. Между тем проблема выработки общих для всех россиян ценностей, общей идеологии не стала предметом внимания российского государства. Но реальное прекращение дезинтеграции страны станет необратимым не в результате "укрепления бюрократической вертикали", а лишь в том случае, если у всех этносов, проживающих на территории Российской Федерации, выработается ощущение принадлежности к России не на основе крови, а на основе общей системы политических и гражданских ценностей.

Такой подход вовсе не отрицает этническую принадлежность и не зовет сменить ее на политическую. Как у каждого отдельного человека существуют свои личные интересы, но есть и надличностные, позволяющие человеку выделиться из "царства природы", так и у представителей каждого этноса помимо своих интересов должны присутствовать и надэтнические, объединяющие ценности, ради которых они готовы считать Москву своей столицей, а триколор -своим флагом.

Новая надэтническая национальная Российская идея должна основываться на новых базисных принципах - демократии, гражданственности, российского (а не советского) патриотизма. Те, кто прилагает сегодня отчаянные усилия для дискредитации демократической идеи, должны понимать, что в случае успеха они получат развал ныне существующего российского государства. Очевидно также, что выработка надэтнических принципов российской национальной политики - не одноактное действие. Новая национальная политика не может быть провозглашена декретом, для нее потребуются новая концепция, новые научно-теоретические и "технические" подходы, от унификации образовательного пространства (прежде всего в гуманитарной сфере) до изменений в информационной политике государственных СМИ.

Формирование новой российской национальной политики будет проходить в условиях общемирового кризиса национального государства, размываемого с двух сторон глобализацией и этнизацией. Для нашей страны появляется уникальная возможность заново осмыслить и сформулировать те ценности национального государства, которые стали аксиомой в странах Европы и США и успели утратить остроту и новизну.

В этом смысле Россия как молодое, ищущее государство сможет предложить не только себе, но и мировому сообществу новую эффективную модель национальных отношений.



Сергей Маркедонов, политолог, кандидат исторических наук

газета "Известия"

11 января 2006





http://www.ryzkov.ru/


Док. 378114
Перв. публик.: 11.01.06
Последн. ред.: 04.10.07
Число обращений: 580

  • Рыжков Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``