В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Людмила Алексеева: `Маховик репрессий стоит только раскрутить...` Назад
Людмила Алексеева: `Маховик репрессий стоит только раскрутить...`
Кампания против ЮКОСа - сознательный знак определенной части высокопоставленной российской бюрократии, показывающий бизнесу, что он не должен выходить из "тени" и солидаризироваться с обществом.

Чем ЮКОС отличается от других компаний? Во-первых, они вышли из "тени", объявили свои доходы, размеры налогов, аккуратно уплачиваемых государству, завели прозрачную бухгалтерию. Во-вторых, Михаил Ходорковский создал Фонд "Открытая Россия", развернув через этот фонд и помимо него ряд социальных программ. В этом его основное отличие от Бориса Березовского, который просто стремился к власти. Этого российская бюрократия не потерпела и Березовского вышвырнула. Ходорковский же не претендовал на вхождение во власть. Он развернул социальные программы, наметив такую важную вещь как сотрудничество бизнеса с обществом, взаимопонимание между ними. По всей видимости, российская бюрократия решила, что это ей ни к чему, потому что если бизнес солидаризируется с обществом, найдет его поддержку и будет работать открыто и прозрачно, то у него пропадет необходимость каких-либо договоренностей с чиновниками и, попросту говоря, "отстегивания" им. Думаю, солидарность общества и бизнеса, над которой начал работать Ходорковский, испугала российскую бюрократию тем, что она останется без привычного калыма, а потому и привела к тому результату, который мы видим сегодня.

Что касается последствий создавшейся ситуация, то даже я, не будучи экономистом, понимаю, насколько она опасна для российской экономики. Если же говорить о политических последствиях, то здесь вопрос в том, сумеет ли российская бюрократия остановиться, расправившись только с Ходорковским, или же решит приняться и за другие крупные состояния. Ведь аппетит приходит во время еды. Вполне возможно в случае удачи кампании против ЮКОСа так и произойдет. Этот маховик стоит только раскрутить - инерция движения будет на всех уровнях. Сигнал распространится с федерального уровня вниз, там начнут искать своих бизнесменов, крупных по масштабам конкретного региона, города или деревни. И это может закончиться не только средним и мелким бизнесом, но даже людьми, которые никакого отношения к бизнесу не имеют. У многих из нас есть приватизированные квартиры или дачные сотки.

Если этот маховик не остановить, то, как и в 1937 году, под него сначала попадут те, кто пришли к власти со Сталиным, хотели уничтожить ленинскую гвардию, а потом реакция спустилась на уровень заводов и колхозов. Но история учит тому, что ничему не учит. И я не знаю, сообразит ли наша жадная, хитрая, ловкая, но не умная бюрократия, что это опасно для нее самой. Репрессии 1937 года привели к тому, что в итоге были уничтожены те люди, которые начали раскручивать этот маховик. И хотя мне не хочется так мрачно смотреть на нашу историю, эту опасность следует иметь в виду.


Людмила Алексеева
www.liberal.ru
27.10.2003
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000000721

Док. 378067
Перв. публик.: 27.10.03
Последн. ред.: 04.10.07
Число обращений: 345

  • Алексеева Людмила Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``