В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Пять признаков декоративности закона `О парламенстком расследовании` Назад
Пять признаков декоративности закона `О парламенстком расследовании`


Госдума приняла во втором чтении законопроект о парламентском расследовании. Профильный комитет рассмотрел около 79 поправок, которые немного изменили редакцию документа, утвержденного Думой в первом чтении.

"Из законопроекта исключена норма, согласно которой не подлежали парламентскому расследованию любые факты и обстоятельства, расследуемые в порядке уголовного судопроизводства", - сообщил глава комитета по госстроительству Владимир Плигин. Во время обсуждения законопроекта в первом чтении именно это положение стало предметом наиболее острой критики оппозиции. Вместо нее в законопроект попала более сложная норма, по которой исключались обстоятельства, непосредственно относящиеся к составу преступления, сформулированного в обвинительном заключении.

Признак 1: суды

Парламентское расследование не может проводиться в случае принятия дела к рассмотрению федерального суда общей юрисдикции, арбитражного и мирового. Ему не подлежит деятельность органов следствия и дознания, осуществляемая в соответствии с УПК. Вместе с тем деятельность, выходящая за пределы УПК, становится подконтрольной парламенту, сообщил Плигин. Например, события, подобные "печально известным событиям в Благовещенске".

Чтобы парламентское расследование не использовали как прием предвыборного пиара, его запрещено инициировать за 6 месяцев до парламентских и президентских выборов. Режим закрытости заседаний ко второму чтению изменили на открытый, исключая заседания, связанные с рассмотрением материалов, касающихся государственной или иной охраняемой законом тайны.

Признак 2: чиновники

За отказ отвечать или предоставление заведомо ложных сведений парламентарии будут вправе требовать отставки соответствующих должностных лиц. Однако высших чиновников, то есть госслужащих Федерации, ее субъектов и муниципалов, это не коснется. Значит, отвечать будут "стрелочники" - рядовые аппаратчики и помощники помощников.

Александр Чуев из "Родины" предложил внести в перечень предметов парламентского расследования факты коррупции и превышения должностных полномочий чиновников: "В большинстве стран это так. Мы должны дать право парламенту расследовать преступления чиновников высшего ранга, исключая президента. А то круг тем парламентского расследования у нас ограничен: техногенные катастрофы, чрезвычайные ситуации и массовые нарушения прав человека", - заявил он. "Это не входит в концепцию законопроекта", - только и нашел что ответить Плигин. Это вызвало раздраженную реплику коммунистки Тамары Плетневой: "У нас в зале никто не слышит ни здравого смысла, ни предложений, ничего", - и она сняла с обсуждения все свои поправки.

Признак 3: президент

Деятельность президента парламентскому расследованию не подлежит. Авторы законопроекта из администрации президента считают, что он выше этого. Запротестовал независимый депутат Владимир Рыжков: "Во всем мире, во всех развитых демократиях президент не выводится из-под парламентского расследования". Он напомнил историю с Клинтоном и Моникой Левински: "Нынешнему президенту это не грозит ровно ничем, у него большой авторитет и огромная поддержка в обеих палатах парламента. Но закон принимается не на сегодняшний день, а на долгие годы, и кто нас может уберечь от того, что появится президент, которого придется расследовать?" "На данной стадии политической культуры, необходимости придания устойчивости институту президентства данное предложение нецелесообразно", - ответил ему Плигин, и поправку отклонили. Однако Рыжков не успокоился и предложил новую поправку, направленную на возможность парламентариев хоть как-то взаимодействовать с президентом в ходе парламентского расследования: "Не очень понятно, почему в перечне должностных лиц, у которых комиссия вправе запрашивать информацию, нет президента? Мы прекрасно знаем, что в таких случаях, как "Норд-Ост" или Беслан, который мы сейчас расследуем, принципиальные решения принимает президент, и к нему сходится вся информация. Как можно добиться исчерпывающего расследования в тех случаях, когда у комиссии не будет права запросить документы у президента?" Плигин ответил, что в законе уже есть норма о возможности запроса информации у представителей исполнительной власти. Поправку Рыжкова провалили.

Признак 4: запрет на самостоятельность

Независимый депутат Сергей Попов предложил поправку о возможности проведения парламентского расследования обеими палатами парламента по отдельности (сейчас это возможно только совместно Думой и Советом Федерации). "Вы представляете себе такой нонсенс: в Англии совместное расследование проводят палата представителей и палата лордов? Да нас там засмеют", - уверен Попов. Сравнение с Англией пробудило в Плигине чувство ущемленной гордости за отчизну: "Россия имеет собственную историю, которая выходит за тысячу лет, поэтому я бы просил не приводить в качестве основного аргумента доводы, направленные на сравнение нашего опыта государственного строительства с кем-то еще". Получается, Россию нельзя сравнивать с другими странами, когда это сравнение не в ее пользу.

Признак 5: "абстрактная справедливость"

Попов озвучил еще одну поправку, которую инициировал Геннадий Гудков: "Я ее предлагаю поддержать, она - за народ. Состоит в том, что парламентское расследование можно проводить и по обстоятельствам, которые возникли до вступления закона в силу. Если бы предлагаемая сейчас норма действовала в 1988 году, народ никогда не узнал бы о том, как заключался пакт Молотова - Риббентропа. Тогда было расследование Cъезда народных депутатов, которое установило, что это не фальшивка, что из Кремля и со Старой площади нам лгали - вот результат парламентского расследования!" "Мы должны перестать заниматься ссылками на слишком глубокие факты предыдущей истории, мы будем вынуждены отказаться от поисков абстрактной справедливости", - ответил Плигин. Поправку отклонили.

Фракция КПРФ объявила о нежелании поддерживать закон. "Мы не можем голосовать в силу того, что выводится из-под контроля деятельность президента и многих должностных лиц, в силу того, что закон накладывает табу на все события, которые произошли в нашей стране хотя бы за последние 15 лет", - обосновал позицию фракции Виктор Илюхин. И подчеркнул: "Закон будет фальшивым демократическим оформлением того дичайшего абсолютизма, который складывается сегодня в Российской Федерации". Вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский тотчас же согласился выводами Илюхина, однако оценил их совсем по-иному: "Я хочу, чтобы мы восстановили нормальные отношения в стране, чтобы было хорошо". К его радости, депутаты проголосовали за закон большинством голосов. Итоговый доклад парламентской комиссии будет обсуждаться на заседании правительства России.



Gazeta.gzt.ru

Анастасия Матвеева

27 ноября 2005




http://www.ryzkov.ru/

Док. 378034
Перв. публик.: 27.11.05
Последн. ред.: 04.10.07
Число обращений: 563

  • Рыжков Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``