В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Технология ложных венков Назад
Технология ложных венков



К дню рождения Президенту сделан подарок, которому он вряд ли обрадуется
У президента Путина 7 октября день рождения. Книга - лучший подарок. А тут как раз в Европе прошла громкая презентация книги "Владимир Путин. Куда он ведет Россию". Автор - известный немецкий журналист Борис Райтшустер - многолетний руководитель московского бюро журнала "Фокус". Пока книга издана на немецком и польском языках, скоро выйдет на чешском и словацком. Впрочем, есть некоторые сомнения, что Путин обрадуется такому "подарку", как и в том, что эта книга увидит свет на русском языке в ближайшее время. Почему? - об этом Борис РАЙТШУСТЕР рассказал в интервью "МН".

- Когда появилась идея книги и долго ли вы над ней работали?

- Идея родилась в начале 2003 года, потому что на Западе очень многие не понимали, кто такой Путин и что происходит в России. То он выступает великим демократом, другом Буша и Шредера, то он одобряет зачистки в Чечне и закрывает независимые телеканалы. Возникла потребность найти объяснение всем этим противоречиям. Книга писалась в течение года для немецкого издательства, затем для польского полностью перерабатывалась. События, успевшие попасть в книгу, обрываются маем 2005 года.

- Как именно вы работали над книгой: изучали российскую прессу, работали с документами, общались с людьми, которые знают президента?

- Я и с Путиным не один раз встречался, делал с ним большое интервью, правда, для немецкой прессы, а не для книги. Кроме того, я знаю многих людей из его окружения, встречался с рядом ведущих политиков: Явлинским, Рыжковым, Немцовым... А некоторые из тех, с кем я беседовал, хотели при этом остаться анонимными. И мне надо было очень хорошо разбираться, насколько можно доверять тому или иному источнику, не подсунут ли мне ложную информацию. В этом плане моя работа была похожа на оперативную.

- К какому же выводу вы пришли, анализируя противоречивые шаги Путина?

- Когда подписывался в печать немецкий "первоисточник", многие тревожные тенденции уже виделись, но я все-таки считал, что президент на распутье и еще окончательно не ясно, куда он будет двигаться. Я надеялся, что он воспользуется переизбранием на второй срок, чтобы сделать рывок в сторону демократии и либерализации. К сожалению, оправдались наихудшие опасения, и был выбран путь к более авторитарному режиму, ставка на союз с силовыми структурами.
- О Путине за последние годы написано много. Есть ли в вашей книге подробности, не известные российскому читателю?

- Там много деталей - про то, как его избирали преемником, про взрывы домов в Москве. Не хочу рассказывать все, чтобы осталось, что почитать русской аудитории. Но лично для меня самым интересным было изучение психологии Путина. Потому что политику делают живые люди со своими достоинствами и недостатками. И если анализировать, почему Путин идет именно таким курсом, ответ на этот вопрос можно найти в его прошлом. Ведь не случайно он воспринял распад Советского Союза как трагедию: все-таки работа в КГБ оставила очень сильные следы. В книге я привожу одну историю, о которой вспоминал сам Путин. В 70-е годы в Питере диссиденты хотели возложить венок к памятнику Петру и пригласили на эту акцию зарубежных корреспондентов. Кагэбэшники сами переоделись в диссидентов и возложили ложный венок перед иностранными наблюдателями. Настоящих диссидентов при этом вовсе не арестовали, а просто сказали им, что идут строительные работы и проход к памятнику запрещен. Иностранные корреспонденты, разочарованные, ушли. И тут же сняли оцепление и сказали настоящим диссидентам: пожалуйста, можете возложить венок. Но в этом уже не было смысла. Не правда ли, такая же технология "ложных венков" просматривается в "деле ЮКОСа", когда у здания суда во время оглашения приговора внезапно начали ремонтные работы или вдруг поставили напротив митинга сторонников Ходорковского свою демонстрацию, куда пускали участников только по спискам?
Еще одна история связана со службой Путина в ГДР, когда он был главным в резиденции КГБ. В начале 90-х демонстранты хотели ее разгромить, у Путина был выбор - или выдать секретные документы, за что его могли бы судить, или стрелять в мирных людей, на что он пойти не мог. Он три раза звонил начальству, ждал подкрепления, а ему отвечали: Москва молчит, мы ничего не можем сделать. И он сам говорит, что в тот момент понял: Советский Союз парализован, система обречена. Думаю, этот урок Путин усвоил по-своему и, став президентом, пытается сделать систему власти более крепкой - так, как он это понимает. Но трагедия в том, что при нынешней системе, если опять позвонит какой-нибудь майор Иванов и нужно будет принимать решение, Москва снова будет молчать до тех пор, пока вопрос не дойдет лично до Путина.
- Вы считаете, что Путин окончательно отошел от либеральных ценностей, или видите какие-то обнадеживающие моменты?

- К сожалению, я вижу очень мало обнадеживающих элементов. Те вроде бы либеральные шаги, которые громко рекламируются, например, создание Общественной палаты, на мой взгляд, носят явно выраженный характер "потемкинских деревень". Это больше похоже на пиар-акцию для Запада. Хотелось бы ошибиться, но боюсь, что Рубикон уже пройден: сейчас путинское правление стало настолько авторитарным, что повернуться обратно он уже не может. Потому что власть так сильно закрутила гайки, что если сейчас она их отпустит, в обществе может произойти взрыв. В этом я вижу огромную опасность для России.

- А вы не преувеличиваете? Ведь известно, что в России основная масса населения благоволит Путину, видит в нем "сильную руку". Может быть, никакого недовольства и нет вовсе?
- Я с этим не согласен. Я очень много езжу по регионам, и вынес из этих поездок два основных впечатления. Первое - по личным разговорам: многие говорят, мол, мы Путина поддерживали-поддерживали, а он в Беслане ничего не смог сделать, и вообще уже пять лет ничего не меняется. Я очень явно чувствую такую нарастающую усталость. Второе - люди очень недовольны правительством и тем, что происходит в стране. Пока худо-бедно с помощью постоянной пропаганды на телевидении удается сохранять иллюзию, что есть хороший президент, который ни о чем не знает, и плохое правительство, которое во всем виновато. Но все больше и больше люди понимают, что правительство подотчетно президенту, и я не уверен, что вечно удастся поддерживать состояние, когда у правительства крайне низкий рейтинг, а у президента высокий. Все-таки традиционная русская вера в доброго царя в наш просвещенный век дается тяжелее.
- В связи с этим, какой прогноз вы делаете в своей книге на 2008 год: уйдет Путин или найдет способ остаться?

- У меня очень сильные подозрения, что эти выборы не будут честными в западном понимании - то есть не будет равной конкуренции кандидатов и свободной общественной дискуссии о том, кто из них больше достоин стать лидером. Это будет похоже на забег на 100 метров, в котором все бегут в кандалах, и только один участник бежит свободно. А потом скажут: посмотрите, с каким он отрывом побеждает... Будет ли это Путин? Мне кажется, он сам еще до конца не решил. Думаю, чем ближе день его возможного ухода от власти, тем сильнее в нем будет желание остаться. Потому что очень трудно найти такого преемника, который одновременно был бы и "проходимым", и управляемым.

- Вы считаете, что при работе над своей книгой были до конца объективны?
- В Германии эта книга принималась как вполне объективная, потому что там нет ничего "ниже пояса" и есть мнения pro и contra. Но меня очень удивило, что в России книга воспринимается как резкая критика Путина. Очевидно, люди уже настолько привыкли, что на президента не должна падать даже тень, что наличие двух мнений воспринимается ими как критика. Это очень грустный вывод.



Московские новости

Дмитрий Докучаев

7 октября 2005 год




http://www.ryzkov.ru/

Док. 378016
Перв. публик.: 07.10.05
Последн. ред.: 04.10.07
Число обращений: 504

  • Рыжков Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``