В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Георгий Сатаров: `Обуздать коррупцию в России пока невозможно` Назад
Георгий Сатаров: `Обуздать коррупцию в России пока невозможно`



Российское руководство объявило борьбу с коррупцией одной из главных своих задач. Своими мыслями о стратегии и тактике антикоррупционных действий с газетой "Русский Курьер" поделился президент общественного фонда "ИНДЕМ" Георгий Сатаров.

По мнению Г.Сатарова, наиболее действенный способ снижения уровня взяточничества - увеличение легального дохода чиновников. "По нашим данным, госслужащие разных уровней считают для себя справедливой зарплату в среднем в 500 долларов при сохранении бесплатного медицинского обслуживания, транспорта и нематериальных льгот, а без неденежных выплат - 800 долларов. Понятно, что заместители министров в опросе указывали и 5 тысяч долларов в месяц. В целом же запросы чиновников государственный бюджет в состоянии удовлетворить", - сказал Г.Сатаров.

По его словам, объем взяточничества в России растет лавинообразно, особенно ставки увеличились за последнее время: "Арест Ходорковского и идеологическое обоснование его дела чиновники на местах восприняли как сигнал, и за полгода поборы возросли просто фантастически". Г.Сатаров привел пример, когда объем взяток у бизнесмена составляет половину прибыли, и кроме "раздачи" их по кабинетам, ему приходится содержат специальных бухгалтеров и отдельную переговорную комнату для постоянно приходящих на предприятие контролеров.

При этом Г.Сатаров отметил, что в социальных опросах о взяточничестве чиновников и о размерах взяток откровенно отвечают, как правило, представители малого и среднего бизнеса. "Олигархи, криминальные авторитеты, наркодилеры в социологических опросах не участвуют. Таким образом, объем коррупции, оцениваемый в 33 млрд. рублей в год, является заниженным. Реальная цифра, думаю, в 3 раза больше", - сказал Г.Сатаров.

Г.Сатаров согласен с предложением заместителя министра экономики и торговли Михаила Дмитриева о создании аппеляционного органа, куда бизнесмены могли бы подавать жалобы на чиновников. "Согласно подписанной Россией в декабре прошлого года Конвенции ООН по противодействию коррупции и организованной преступности, мы обязаны создать антикоррупционный орган. В его появлении заинтересован и бизнес, которому выгодно быть легальным, успешным и платить налоги", - напомнил Г.Сатаров. Тем не менее, уже созданный правительством совет по борьбе с коррупций, первое заседание которого прошло в январе, по словам Сатарова, "не имеет никакого отношении к Конвенции ООН, не является органом власти и не имеет серьезных полномочий, в том числе для защиты людей от посягательств нечистоплотных госслужащих".

По мнению Сатарова, для борьбы с коррупцией необходимо предоставить гражданам возможности оказывать давление на власть: "Я имею в виду подачу исков от имени общественного интереса и взыскание по суду за причиненный общественный ущерб сумм в размере десятков миллионов, но не рублей, а долларов. Почему эти меры я считаю действенными? Потому что бюрократия не работает себе во вред. Например, вы уличили налогового инспектора во взяточничестве, вы подаете в суд - не от своего имени, а от группы лиц - на всю налоговую службу. Проиграв дело, ведомство взыскивает с сотрудника полную сумму иска. Один показательный процесс - и у многих налоговых инспекторов отпадет желание брать взятки", - считает Г.Сатаров.

На вопрос, приведут ли изменения в структуре государственного управления к сокращению штата чиновников и улучшению их работы, Г.Сатаров ответил, что, "судя по структуре нового правительства, никакой модернизации не произошло, зато появились элементы регресса". Первый из них - "абсолютный обман общественности по поводу сокращения ведомств. Да, названий министерств стало меньше, зато появилось много служб и агентств, которые фактически исполняют министерские функции". Во-вторых, власти "обещали провести организационное разделении функций, касающихся регулирования надзора и контроля в управлении государственным имуществом. Однако согласно президентскому указу о структуре нового правительства, никакого разделения функций не произошло. Например, Министерство природных ресурсов по-прежнему курирует экологическую службу, а должно быть наоборот".

Вместе с тем, добавил Г.Сатаров, "появились новые бюрократические пакости. Например, налоговая служба была независима, а теперь она подчиняется Минфину. Хотя по логике антикоррупционного управления, такие функции госслужб, как определение целей и задач финансовой политики, сбор налогов и распределение бюджетных средств в соответствии с установленными целями, должны быть разделены. Передача этих функций в полномочия Минфина позволяет ему практически бесконтрольно манипулировать государственными деньгами в своих интересах".
"Воспрепятствовать коррупции можно с помощью политического и общественного контроля. Для этого требуются определенные условия. А именно: нормальная политическая конкуренция и наличие оппозиции, критикующей действующую власть, а также независимые средства массовой информации, с чьей помощью осуществляется контроль общества за властью. В данный момент этих условий, увы, нет", - подвел итог Г.Сатаров.

ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Русский Курьер"




http://www.ryzkov.ru/

Док. 377959
Перв. публик.: 02.09.05
Последн. ред.: 04.10.07
Число обращений: 467

  • Рыжков Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``