В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Программа для Европы от Патриарха Московского Назад
Программа для Европы от Патриарха Московского

Программа для Европы от Патриарха МосковскогоЕще накануне события западная пресса назвала "беспрецедентным" визит патриарха во Францию и в ПАСЕ. Однако его уникальность состоит отнюдь не в том, что это первый визит в Страсбург и Париж главы Русской Православной Церкви. Гораздо важнее, что
Патриарх Алексий II приглашен в этот европейский институт в качестве именно духовного лидера. Ведь даже папа римский приглашался в Парламентскую Ассамблею Совета Европы только в качестве главы государства.

Что касается непосредственно самого выступления Патриарха, то, как и ожидалось, основные акценты 25-минутной речи Алексия II были сделаны на возможности налаживания диалога между СЕ и религиозными общинами и различные вопросы, касающиеся человеческой личности. Причем второй пункт оказался для главы РПЦ едва ли не важнее первого, тем более что, "вокруг проблем антропологии возникают сегодня наиболее острые дискуссии и порой даже противостояние, связанное с различиями во взглядах на этот предмет между религиозными традициями и светским гуманизмом".

Понимая всю сложность ситуации с восприятием Европой последних лет таких вещей, как христианские ценности, однополые браки, эвтаназия и аборты и, учитывая настроения большинства европейских политиков, открыто проповедующих мировоззрения своих избирателей, Патриарх говорил максимально корректно, не называя ни одного из вышеперечисленных параметров, но предельно ясно: "В рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека и об условиях его реализации".

И дальше:
"Человек легко склоняется к плохим поступкам, а значит, отвергает свое достоинство, если постоянно не заботится о возделывании собственных мыслей и чувств.

Как раз, направление этих трудов задают нравственные нормы, которые служат ориентиром для определения допустимого и недопустимого в человеческой жизни. Христианские идеи достоинства, свободы и нравственности в своей взаимосвязи создают уникальный код европейского сознания, обладающий неиссякаемым созидательным потенциалом в личной и общественной жизни".

В то же время, представляя в ПАСЕ одну из самых значительных христианских мировых Церквей, будучи ее главой, Алексий II не имел права не затронуть, пусть даже поверхностно, этих и других первостепенных для Русской Православной Церкви вопросов. Таким образом,
с трибуны прозвучали слова о том, что "сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности". Что наблюдается "в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека".

Глава Русской Церкви даже напомнил аудитории, что Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод никто не отменял, а именно в нее "включено упоминание нравственности, с которой должна считаться правозащитная деятельность. Убежден: создатели данной конвенции включили в ее текст нравственность не как туманное понятие, а как вполне определенный элемент всей системы прав человека".

Зная, что ПАСЕ предполагает в ближайшее время традиционно подвергнуть критике Россию за недостаточность демократии и отсутствие свободы слова, Патриарх сделал все возможное, чтобы сфокусировать внимание депутатов европейского парламента на положительной динамике: "В России, в других странах СНГ, как и в ряде стран Европы, растет пропасть между богатыми и бедными, нивелируется понятие о социальной справедливости. Наша Церковь неоднократно инициировала в России обсуждение нищенского положения миллионов честных тружеников, с которым соседствует невиданная роскошь и расточительство единиц. Отрадно, что сегодня эта инициатива поддержана многими общественными и политическими силами. Мы видим, что в стране укрепляются предпосылки к принятию соответствующих решений в социальной и экономической сферах".

Патриарх также слегка намекнул, что Россия имеет право на собственный взгляд по многим вопросам, таким, как введение преподавания предмета Основы православной культуры: "Милосердие не возникает там, где люди не чувствуют своей ответственности за сограждан. Оно - результат воспитания, в том числе и в духе традиционной христианской нравственности".

Вместе с тем, Алексий II не мог пройти мимо негативных тенденций в европейских странах, напомнив, что
"никакое государство не должно вмешиваться в личную жизнь человека. Быть моральным или аморальным - это, в конце концов, - следствие свободного выбора личности. Однако в публичной сфере общество и государство должны поддерживать и поощрять нравственность, приемлемую для большинства граждан".

Обращаясь к европейскому парламенту, Патриарх высказал убежденность в необходимости сохранять европейскую культурную идентичность, "особенно в ее соприкосновении с иными культурными и цивилизационными стандартами". "Чрезвычайно важно сохранить нравственное измерение, которое одухотворяет и облагораживает жизнь европейцев. Или, по крайней мере, с опорой на государственные институты не следует ни пропагандировать, ни поощрять все то, что ослабляет или разрушает моральные устои общества", - заметил Алексий II.

Словом,
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II даже в такой завуалированной форме подтвердил в ПАСЕ мировоззрение и позицию Русской Православной Церкви по всем основным пунктам, которые в последнее время обсуждаются в сфере церковно-государственных отношений в России.

Он особо подчеркнул незыблемость позиций Московского Патриархата по религиозным, социальным и нравственным вопросам, продемонстрировав тем самым определенное мужество.

В заключение своего выступления глава Русской Православной Церкви намекнул на возможность возобновления диалога в Ватиканом, одновременно исключив минимальную возможность какого-либо давления на Московский Патриархат со стороны Европы по этому и любому другому вопросу: "Русская Православная Церковь отдает себе отчет в том, что в Европе и в мире существуют другие религиозные мировоззрения. И мы готовы к диалогу с их приверженцами, равно как и с представителями секулярного взгляда на жизнь. Одновременно мы убеждены, что ни одно мировоззрение, включая секулярное, не может настаивать на своей монополии ни в Европе, ни в мире. Вот почему мы считаем недопустимым изгнание религии из публичного пространства. Настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существование в том числе и в публичной сфере".

И такое выступление вполне можно засчитать Патриарху Алексию II как программное.

02 октября 2007
Мария Свешникова
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2007.

Док. 377340
Опублик.: 03.10.07
Число обращений: 597

  • Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``